Острый дефицит
Цены на бензин продолжают расти из-за дефицита топлива на внутреннем рынке. Повышение экспортных пошлин пока не принесло результата, отмечают игроки региональной розницы: за последние три недели оптовая цена на Регуляр-92 взлетела на 40%, при этом сейчас независимые розничные автозаправочные сети практически не в состоянии закупить нефтепродукты: в Иркутской области просто нет необходимых объёмов топлива. Нужны экстренные административные меры, считают эксперты, чтобы предотвратить топливный кризис в Приангарье.
На заправках «Омни» (под этим брендом работает сеть компании «Парламент-А») средняя стоимость наиболее популярного АИ-92 составляет в настоящее время 26,5 рубля. По словам коммерческого директора Дениса Писаревского, существующих запасов топлива хватит на пять-шесть дней: «Свободные объёмы на оптовом рынке нефтепродуктов отсут-ствуют. Крохи выставляются на продажу по очень высоким ценам», – объяснил собеседник издания. Это высказывание подтверждают и данные аналитики компании «Кортес»: предложение бензина на биржевых торгах за неделю с 25 по 29 апреля снизилось на 50 тыс. тонн и составило 88,1 тыс. тонн, в то время как спрос на бензины вырос до 1,39 млн. тонн.
В ходе торгов спрос превысил предложение почти в 16 раз. «Это весьма красноречивая характеристика напряжённого состояния на рынке бензина, которое потребовало вмешательства премьер-министра и оперативного принятия комплекса мер по устранению локальных дефицитов» – говорится в отчёте «Кортеса». За отчётную неделю на площадке Международной биржи нефтегазового комплекса наибольшим спросом пользовался автобензин производства НПЗ «Роснефть» и «Башнефть», однако обе компании не выставляли нефтепродукты на торги.
Сеть АЗС Роснефти в Иркутской области полностью обеспечена нефтепродуктами, станции работают в обычном режиме. Повышения цен в мае не было, сообщили корреспонденту «Сибирского энергетика» в пресс-службе ЗАО «Иркутскнефтепродукт», сбытовой «дочки» Роснефти. Как сообщалось ранее, на заправках компании бензин подорожал сначала 25-го, потом 27 апреля. В результате стоимость АИ-80 выросла на 40 копеек и составила 23,6 рубля за литр, АИ-92 – на 20 копеек (25,6 рубля), АИ-95 – на 20 копеек (27,9 рубля). Цена дизельного топлива достигла 25,4 рубля. Похожие изменения произошли в конце прошлого месяца и на АЗС «Крайснефти» и «Омни», которые затем вновь подняли цены на 40–50 копеек на прошлой неделе.
По данным Росстата, средняя потребительская цена на 92-й бензин в Иркутске на 3 мая составила 25,9 рубля, АИ-95 и выше – 28,33 рубля. Эксперты регионального розничного рынка полагают, что в течение месяца цены вполне могут ещё вырасти, но вот насколько – прогнозировать не берётся никто.
За последние три недели из-за дефицита топлива оптовая цена взлетела примерно на 40%, подсчитал Писаревский. Так, на Уфимском или Омском НПЗ уже сейчас цена литра бензина Регуляр-92 составляет 28 рублей. Она учитывает доставку в Иркутскую область, но не включает перевалку, уточнил эксперт.
Нефтепродукты производства Ангарской НХК, по словам представителя одной из крупных розничных заправочных сетей, независимым компаниям приобрести сейчас практически невозможно. В первую очередь Роснефть обеспечивает госструктуры и сельхозпроизводителей, продолжается отгрузка на экспорт, считает собеседник «СЭ». Не помогло и повышение экспортных пошлин, которые должны были подтолкнуть производителей к работе на внутреннем рынке. Пошлины повышены, но они недостаточно высоки, чтобы поставщикам нефтепродуктов экспорт стал невыгоден, сходятся эксперты. Кроме того, дефицит связан с сезонными ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах. Производство бензина в Приангарье, сообщает Росстат, за неделю с 25 апреля по 1 мая снизилось на 3,2%, дизельного топлива – на 19,1% по сравнению с предыдущей неделей.
Одной из основных причин формирования дефицита, считают специалисты, стало искусственное сдерживание цен на внутреннем рынке правительством в феврале и привлекательность поставки за рубеж. В мае, информирует портал BFM.ru, российские нефтяные компании прекратят поставки за рубеж, а все объёмы экспортного топлива будут поставлены на внутренний рынок. Как сообщил в четверг заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов, это решение было принято на селекторном совещании в Мин-энерго, посвящённом ситуации с топливным кризисом в России. Он заявил, что договорённость достигнута, в частности, с НК «Роснефть» и «Газпром нефть». При этом Сергей Кудряшов не исключил, что в дальнейшем бензин подорожает по всей России: по его прогнозам, цены вырастут в пределах 5%. Однако, по мнению аналитиков, такого роста цены недостаточно для того, чтобы сделать внутренний рынок нефтепродуктов привлекательным для компаний, – чтобы изменить ситуацию, нужно увеличение около 10%.
Кроме того, на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин поручил ФАС проверить, не является ли дефицит топлива картельным сговором нефтяников. В дополнение к этим мерам, вероятно, будет на время отложен запрет на продажу топлива стандарта «Евро-2».
Участники регионального рынка, как и столичные эксперты, сходятся во мнении, что такое «ручное регулирование» в длительной перспективе только вредит созданию здоровых отношений на рынке нефтепродуктов, однако в качестве способов разрешения локальной ситуации называют именно административные ресурсы власти. Так, по словам Дениса Писаревского, областное правительство на этой неделе направило в Роснефть письмо с просьбой выделить нефтепродукты Иркутской области, дабы не допустить критической ситуации, как в соседних регионах. В пресс-службе регионального правительства не смогли подтвердить или опровергнуть эту информацию, подчеркнув, что пока топливного кризиса в регионе нет.