«Прошли только два круга юридического ада»
Потерпевшие по делу Анны Шавенковой готовят надзорную жалобу
Приговор в отношении Анны Шавенковой, сбившей в декабре 2009 года сестёр Пятковых, вступил в законную силу. Судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда оставила без изменений наказание, которое установила первая инстанция, – 2,6 года в колонии-поселении с отсрочкой на 13 лет. Потерпевшие решением суда остались недовольны и готовятся подать надзорную жалобу в областной суд. По словам представителя семьи Пятковых, пока они «прошли только два круга юридического ада, но, наверное, должны будут преодолеть все семь». На обращение в надзорную инстанцию у Пятковых по закону есть полгода, но они надеются подать жалобу в ближайшие дни.
«Я не вижу раскаянья»
Судебное разбирательство по делу Анны Шавенковой, дочери экс-председателя регионального избиркома, длится второй год. В декабре 2009 года на автомобиле Toyota Corolla она сбила на тротуаре сестёр Елену и Юлию Пятковых, в результате чего Елена скончалась, а Юлия получила тяжкие телесные повреждения. Первое решение Кировский районный суд вынес летом 2010 года, приговорив Шавенкову к трём годам в колонии-поселении с отсрочкой до 2024 года (до достижения ребёнком осуждённой 14-летнего возраста). Плюс суд запретил на три года управлять транспортным средством. Однако кассационная инстанция отправила дело обратно на пересмотр. Во второй раз наказание Шавенковой было сокращено до 2,6 года с теми же условиями отсрочки. Такая мера тоже не устроила потерпевших. Вторую кассационную жалобу, поданную Дмитрием Пятковым, братом Юлии и Елены, судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда рассмотрела 6 мая.
«В кассационной жалобе Дмитрий Пятков считает приговор незаконным и необоснованным и подлежащим отмене. В обосновании он указал, что суд не учёл обстоятельства, которые могли повлиять на его выводы. К примеру, то, что у ребёнка Шавенковой есть отец, а потому в случае отбывания наказания сын останется на его попечении», – зачитала председательствующая судья Ирина Попова. По мнению потерпевшего, Шавенковой неправильно назначено чрезмерно мягкое наказание. «Заявитель ссылается на наличие в деле доказательств, подтверждающих нежелание осуждённой исправлять своё поведение как правонарушителя», – отметила судья. Сам Дмитрий Пятков высказался «по поводу раскаянья». «Мы долго об этом говорили и часто. Я не понял тогда смысла слова «раскаяться», – признался он. – Встречи с нами проводили либо адвокаты, либо мама Анны. Голословно от официальных представителей мне заявляли, что человек раскаялся. Как я должен был увидеть раскаяние в глазах третьих лиц?». Его сестра Юлия Пяткова добавила, что «предыдущее решение суда практически повторило изначальное». «Чувства справедливости мы не ощутили, хотя закон должен быть суровым по отношению к преступникам. Для нас она преступница и должна понести наказание», – сказала девушка. Её поддержал отец Александр Пятков: «Я потерял дочь. Вторую покалечили. Как мне реагировать на приговоры? Я считаю, что они были несправедливыми».
Позицию потерпевших подтвердил их адвокат Виктор Григоров. «Формальное признание вины не соответствует действиям потерпевшей. Первое её извинение прозвучало через газету спустя несколько месяцев после аварии. А личная встреча состоялась только в конце марта. О каком участии в заглаживании вины мы говорим? – вопросил он судей. – По поводу ребёнка: у него есть отец, бабушка, дедушка, тётя. Они могут воспитать ребёнка, тем более равенство прав родителей гарантируется Семейным кодексом и Конституцией». По мнению Григорова, приговор требует изменения, потому что часть 4 статьи 82 УК РФ позволяет Шавенковой через 2,6 года получить освобождение от наказания. «Это закон. Он есть и будет действовать, а даже если будет отменён, то ужесточение не будет распространяться на ранее совершённое преступление. Так что если приговор останется в силе, Шавенкова вообще не понесёт никакого наказания», – сказал Григоров.
Может, но не обязан
Защита подсудимой с доводами потерпевших категорически не согласилась. По словам адвоката Юлии Береговой, назначенное наказание соответствует тяжести преступления и личности осуждённой, а суд законно и мотивированно применил часть 1 статьи 82 УК РФ «Отсрочка отбывания наказания». «Я защищаю Анну Шавенкову с самого начала и категорически не согласна, что она не раскаялась. На протяжении всего процесса с потерпевшими встречались адвокаты и сама Анна, – сказала Берегова. – Более того, она общалась со всеми потерпевшими, в том числе и с родителями. Она приносила свои извинения, но, к сожалению, они их не приняли. Это их право. Разумеется, потерпевшим тяжело осознать то, что произошло». Адвокат пояснила, что сразу после аварии Шавенкова оказалась в Иркутском перинатальном центре с угрозой прерывания беременности. Поэтому помощь пострадавшим оказывала её мать, действуя от лица и по просьбе дочери.
«По поводу встреч напомню обстоятельства, – на повышенных тонах возразил Григоров. – Когда на одну из встреч по просьбе Ани Юля приехала на костылях со второго Иркутска, Аня не смогла. И никто даже не предупредил Юлю!». Пользуясь правом реплики, адвокат добавил, что суд не обязан применять статью 82 УК РФ об отсрочке исполнения наказания. «Суд должен оценить всё и только потом воспользоваться этим правом или отказать. Практика иногда применяет эту норму, а иногда – нет. В противном случае закон бы означал автоматическое освобождение в виду беременности или наличия малолетних детей, – отметил Григоров. – Более того, Шавенкову никто не лишает и не ограничивает в родительских правах. Отбывание наказания в колонии-поселении, образно говоря, это выезд за город. Никто там не запрещает ребёнку видеть маму, бегать с козочками, питаться свежим молоком, дышать воздухом».
До Европейского суда доведёт
Перед оглашением решения суд совещался около получаса. Посетители, ожидавшие в коридоре рассмотрения других дел, сошлись во мнении, что «это очень долго». Председательствующая судья Ирина Попова зачитала определение, в котором говорилось, что коллегия считает приговор обоснованным, а наказание – законным и справедливым. Кировским районным судом правильно учтены все обстоятельства дела и наступившие последствия. Коллегия не находит оснований для изменения наказания, заявила Попова.
Как только заседание закончилось, Шавенкова вместе с защитой быстро удалилась. Перед телекамерами выступил адвокат Пятковых Виктор Григоров. «То, что сегодня состоялось, иначе как юридическим безобразием назвать нельзя. Незаконный, несправедливый приговор, вынесенный Кировским районным судом 11 марта, вступил в законную силу. Но это не значит, что потерпевшие хотят прекратить борьбу за справедливость. У них есть желание продолжить добиваться изменения наказания», – заявил журналистам юрист. По его мнению, нынешним приговором «создана порочная практика», которая заключается в том, что «теперь женщины-преступницы знают, как избежать наказания». «Подсудимая Шавенкова не отсидит ни одного дня. К сожалению, это наше законодательство и мы его изменить не в силе», – отметил Григоров. Он добавил, что потерпевшие намерены подать жалобу в надзорную инстанцию областного суда, как только получат письменное определение по кассационной жалобе. «Пока мы прошли только два круга юридического ада, но, наверное, должны будем пройти все семь. Надеюсь, у потерпевших хватит на это сил», – сказал адвокат. После областного суда, по словам Григорова, жалоба может быть подана в Верховный суд. А затем и в Европейский суд по правам человека. «Мы сейчас уже будем готовиться к такому обращению. Надежды на то, что мы добьёмся справедливости в России, тают с каждым днём». Как пояснили «Конкуренту» в областном суде, определение по кассационной жалобе будет готово на днях. «Потерпевшие смогут получить его копию и сразу подать в надзорную инстанцию, хотя на это у них ещё достаточно времени – полгода», – заключили в суде.