Денежное дерево
При помощи лиственницы учёные хотят извлечь из Минпромторга более 340 млн. рублей
Проект иркутских учёных по разработке комплекса инновационных медпрепаратов претендует на получение более 340 млн. рублей по конкурсу Минпромторга. Если ведомство Виктора Христенко одобрит проект, то препараты начнут делать в одном из цехов БЦБК из древесины лиственницы сибирской. Исследования показывают, что препараты повышают иммунитет, способны лечить последствия химиотерапии, защищают от гриппа, язвы, болезней сердца, нарушений мозгового кровообращения и сахарного диабета. Свой интерес к лиственнице есть и у регионального минсельхоза. На опытных площадках препаратами будут лечить телят, ягнят, поросят, жеребят и подкармливать растения. А ещё не исключено, что байкальская вода с завода в Култуке поедет в Японию уже с препаратом-добавкой, который помогает при облучении.
Два сложных слова «арабиногалактан» и «дигидрокверцетин» положили 14 лет назад начало инновационной производственной фирме «Химия древесины». Арабиногалактан – природный полисахарид, получаемый из лиственницы сибирской. Он отлично проникает через мембрану в клетку, помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, повышает иммунную защиту организма, эффективен при онкологии, химио- и радиотерапии. Биофлавоноид дигидрокверцетин, помимо всех свойств арабиногалактана, способен лечить лёгочные заболевания и болезни сердца.
Два года назад «Химия древесины» претендовала на деньги Роснано, сообщил «Конкуренту» заведующий лабораторией химии древесины Института химии СО РАН, доктор химических наук, профессор Василий Бабкин. Однако в феврале 2011-го, спустя полтора года с момента подачи заявки, из вотчины Анатолия Чубайса пришёл ответ: «Экспертиза не показала в вашем проекте наносоставляющей». Тогда Василий Бабкин начал налаживать контакты с региональным Минсельхозом. Министерство как раз объявило конкурс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области сельского хозяйства на 2011 год. Институт химии СО РАН подал семь проектов. Два из них – от лаборатории Василия Бабкина. Ещё в 2010 году он начал совместный проект с Иркутской сельскохозяйственной академией. Арабиногалактан в мире уже применяют для сохранения поголовья скота. «В первые три дня жизни телёнок, поросёнок, жеребёнок начинают болеть диспепсией, – рассказывает учёный. – Из десяти новорождённых 2-3 животных заболевают. И это практически всегда смертельный исход. Молодняк сразу начинают кормить антибиотиками, что сказывается потом на растущем организме. Арабиногалактан даётся небольшими дозами. По нашим данным, потребление этого препарата спасло от диспепсии 100% испытуемого молодняка». Сейчас работы продолжаются с ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум». «Весь отёл, который сейчас произошёл в хозяйстве, они поили арабиногалактаном. Результат – стопроцентная выживаемость и хорошие привесы», – рассказал Василий Бабкин. Дигидрокверцетин способен лечить молодняк от бронхита.
Второй проект лаборатории – это стимулятор роста растений «Лариксин», изготовляемый из дигидрокверцетина-сырца. В своё время этот препарат был разработан иркутскими учёными совместно с Институтом цитологии и генетики СО РАН. Он утвер-ждён в Россельхозе, и при НИИ цитологии и генетики есть своя фирма, внедряющая его в практику. Иркутск, к сожалению, выступает только как поставщик сырья, хотя местный продукт в 2-2,5 раза эффективнее, чем тот, что выпускает самостоятельно фирма в Благовещенске. Вносится препарат в почву в очень маленьких дозах – 20 г на гектар, а даёт рост урожайности от 10 до 25%.
– В процессе выполнения проекта мы усовершенствуем технологию получения дешёвых препаратов для ветеринарии и ростовых веществ для растениеводства, испытания будут проводиться на площадке аграрного техникума, – говорит Василий Бабкин. – После наших переговоров с министром сельского хозяйства Александром Кириленко появилась надежда, что будет заключено долгосрочное соглашение с Институтом химии СО РАН о переводе всего сельского хозяйства Иркутской области на производство экологически чистой продукции.
Пока же учёные запросили под два своих проекта 600 тысяч рублей. «Нам нужны две производственные установки, которые необходимо сделать прямо на базе техникума. Мы должны подготовить всё аппаратурное оформление, кроме нас это сделать некому», – уверен учёный.
«Химия древесины» получила международный сертификат качества независимой лаборатории Advanced Botanical Consulting & Testing, Inc. (США). «Антиоксидантная активность нашего образца дигидрокверцетина по этому тесту превышает конкурентные аналоги в 2-2,5 раза», – рассказал Василий Бабкин. Эта экспертиза была необходима, чтобы в перспективе выпустить продукт на японский рынок. «Компания «БайкалСан», строящая в Култуке завод по розливу байкальской воды, предложила нам участвовать в проекте и выпускать воду с дигидрокверцетином, а также премиксы для косметических средств, – сообщил Василий Бабкин. – И дигидрокверцетин, и арабиногалактан способны работать против последствий облучения. Они могут помочь в связи с событиями на Фукусиме. Сейчас вся информация направлена в японское представительство «БайкалСана», и они уже будут вести переговоры».
Однако все проекты завязаны на производство. Не будет сырья – не будет добавок к пище животных, не будет ветпрепаратов, удобрений и премиксов. Два года назад правительство региона предложило «Химии древесины» вернуться на БЦБК. В 2002 году у инновационной фирмы там работал собственный цех. «Мы выпускали там достаточное количество дигидрокверцетина и арабиногалактана, – сообщил Василий Бабкин. – Но цех был законсервирован». Сейчас на запуск размороженного цеха у фирмы ушло около 400 тысяч рублей.
Пока удаётся производить только по 70–100 кг сырого дигидрокверцетина в месяц, сухого – 30 кг при рентабельности в 50 кг. «К сожалению, условия работы там ужасные, – говорит Василий Бабкин. – Комбинат беден, там элементарно нет погрузочной техники. За воду, тепло, электроэнергию с нас берут большие деньги. Я интересовался у регионального правительства, может ли комбинат предоставить фирме производственные площади и оборудование бесплатно в счёт 49%, принадлежащих государству в лице Росимущества, для решения государственной политической проблемы по вопросу создания рабочих мест в Байкальске. К сожалению, ответа нет…»
Фирма рассчитывает на Минпромторг, который в прошлом году объявил конкурс на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В октябре Василий Бабкин представил свой проект на научно-техническом совете, который проводил Департамент химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий министерства. Проект предусматривает организацию промышленного производства диквертина (медицинский препарат на основе дигидрокверцетина), арабиногалактана и разработку на его основе медицинского препарата.
Сейчас весь выпуск «Химии древесины» – около 100 кг дигидрокверцетина-сырца – уходит на московский завод «ДИОД», который выпускает БАДы, к примеру «Капиллар». А в своё время и в Иркутске можно было купить медпрепарат собственного производства – диквертин, который был эффективнее в два раза.
«Если проект, поданный в Минпромторг, всё же будет реализован, то на заводе в Байкальске будут выпускаться и субстанция, и готовая продукция. По сути, нам сейчас нужно выходить не на БАДы, а на медпрепараты, производить которые необходимо в полном соответствии с международной фармацевтической системой качества GMP. Если будут получены деньги под проект, то НИИ гриппа РАМН займётся клиническими испытаниями», – сообщил Василий Бабкин. Разработка комплекса по производству медицинских препаратов и фармсубстанций рассчитана на 3 года и оценена в 342 млн. рублей. Сейчас учёные ожидают решения второго научно-технического совета Минпромторга, в министерстве говорят: «Ждите, прогноз хороший!». Параллельно этот проект намерено лоббировать и правительство Иркутской области, которое подало заявку в Министерство по моногородам. Среди поддержавших проект – НИИ гриппа РАМН, Иркутский ГИУВ, региональный онкоцентр и главный невролог Минздравсоцразвития.