Сквозь испытания судьбы
70 лет назад началась Великая Отечественная война. В числе воевавших за освобождение Родины были многие иркутские художники: Алексей Жибинов, Иван Юшков, Евтихий Конев, Александр Руденко, Василий Глушков, Анвар Закиров, Виталий Рогаль, Василий Ольховик, Георгий Анциферов, Евгений Ушаков, Георгий Леви, Евгений Шпирко, Андрей Рубцов. Оставаясь в тылу, такие художники, как Александра Мадиссон, Владимир Томиловский, Степан Гвоздев, трудились над созданием «Окон ТАСС». Мы всегда помним подвиг наших ветеранов. Эти строки – об одном из них.
С портрета на нас смотрят глаза человека, умудрённого жизненным опытом и прошедшего через такие испытания, которые нам, живущим в XXI веке, трудно себе представить. Крупная фигура, большие тяжёлые руки, привыкшие к резцу, и белый лист бумаги на столе. Это портрет художника-графика Георгия Леви работы иркутского живописца Анатолия Костовского. «Этот портрет приоткрывает нечто главное во внутреннем мире художника: он изображён в состоянии крайнего эмоционального напряжения, сопутствующего творчеству. Если вдуматься, именно одержимость искусством вела его по жизни, поддерживала и давала силы преодолевать испытания судьбы». Так написала о Леви искусствовед Наталья Новикова к его 80-летнему юбилею, когда в Иркутском художественном музее в 1998 году проходила мемориальная выставка работ художника. После её закрытия большинство из них было подарено музею семьёй и друзьями Георгия Григорьевича. В настоящее время в фондах хранится 205 произведений Леви – линогравюры, произведения книжной и театральной графики.
Георгий Леви родился в 1918 году в Харьковской губернии, рос сиротой, художественное образование получил в Московском училище памяти 1905 года. Война прервала учение. Леви был призван в армию, попал в плен и стал жертвой фашистского концлагеря Хамперштейн в Восточной Пруссии – ему как объекту «научного эксперимента» привили туберкулёз. Леви сумел выжить в этих нечеловеческих условиях, бежал из плена, партизанил на Полтавщине, воевал до победы. С 1946 по 1948 год он продолжил учёбу в училище, а также в Московском полиграфическом институте. Но болезнь дала о себе знать и уложила художника на больничную койку. Его считали безнадёжно больным, но тут один из врачей посоветовал сменить климат. В 1949 году Георгий Григорьевич приехал в Иркутск. Это помогло приостановить болезнь. Судьба отпустила Леви ещё два десятка лет, которые он прожил в Сибири, сформировавшей его как художника и педагога. Художник нашёл здесь себя, свой особый путь в изобразительном искусстве.
Диапазон его творческой деятельности широк и разнообразен. Леви гравировал на металле, работал в технике линогравюры, офорта, литографии. Он был превосходный рисовальщик. И в эстампе и в рисунке хорошо чувствовал эпоху, национальный колорит, характер и этнические особенности народа. С первых дней жизни в Иркутске Леви начал сотрудничать с Иркутским книжным издательством (позднее он стал его главным художественным редактором). Особенно Георгий Григорьевич любил иллюстрировать сказки и умел передать специфичность того или иного литературного произведения. Поколение 50–60-х годов хорошо помнит его иллюстрации к детским книгам: сказкам Андерсена, Гауфа «История о маленьком Муке», сказкам братьев Гримм, к русским, болгарским, эвенкийским, китайским сказкам. В это время Леви увлекался тонким перовым рисунком, тушью. Его рисунки к роману В. Яна «Чингисхан» выполнены пером до иллюзорности тонко, с мельчайшей детализацией.
В 1955 году художник впервые применил технику линогравюры при иллюстрации романа А. Грина «Бегущая по волнам». Впоследствии в этой технике в течение нескольких лет мастер создаёт серию больших линогравюр к первому советскому роману о борьбе сибирских партизан с колчаковцами В. Зазубрина «Два мира», вышедшему в 1921 году. Это увлечение гравюрой на линолеуме продолжалось всю его жизнь. В этой технике, лаконичной и выразительной, художник создаёт ряд замечательных произведений чёрно-белого искусства. Он идёт от материала и режет гравюру по карандашному эскизу сразу резцом по линолеуму. От излишней детализации мастер переходит к обобщённому и точному решению темы. В технике цветной и чёрно-белой линогравюры художник создаёт серии «Война» и «Зверства фашизма». Листы «Гетто», «Пленные», «Апофеоз», «Моё поколение» буквально кричат о пережитом, о том, что никогда не забудется. Но всегда фронтовик будет помнить и о той радости, которая заполнила грудь в День Победы и «заставила воскликнуть: «Здравствуй, жизнь!». Вот она, завершающая серию о войне, ликующая гравюра» – так проникновенно написала о Леви друг художника, сама график, автор «Окон ТАСС», выходивших в Иркутске во время войны, Александра Мадиссон.
Леви много путешествует по Сибири: Тофалария, Тува, степи Хакасии, Якутия. Принимает участие в экспедициях академика А. Окладникова, исследовавшего наскальные рисунки Каменных островов в зоне затопления водами Братского моря. Художник даже оформил выставку этих писаниц в художественном музее. Рисунки древних людей помогли Леви в его поисках простоты и выразительной обобщённости. После поездки в Тофаларию, находясь под большим впечатлением от края и людей, там живущих, Леви создаёт замечательную серию линогравюр «Подлеморье» (так называли старожилы Прибайкалье»): полные глубокого философского смысла «Ожидание», «Тишина», «Вечер»; эпические пейзажи «Ангара», «В Саянах».
Много лет Георгий Григорьевич работал театральным художником. Он был художником-постановщиком многих спектаклей иркутских театров: музыкальной комедии, драматического, юного зрителя, кукольного. Он работал главным художником и художником-постановщиком на Иркутской студии телевидения. Оформление спектаклей для него было такое же серьёзное творчество, как книжная иллюстрация или станковая гравюра.
А каким он был преподавателем художественного отделения Иркутского училища искусств! Вспоминают его ученики: «Настоящий педагог видит человека и даёт ему развиваться в том лучшем, что в нём заложено, даёт возможность раскрыться. Таким был Леви. Он нам говорил: «Только на себя надейтесь, только на свою силу и упорство, на свои способности… никогда ни от кого ничего не ждите. Главное – труд, упорство и настойчивость…» (народный художник России Александр Муравьёв); «…он дал мне дорогу в мир графики. Если бы его не было, даже не знаю, смогла ли бы я ею увлечься. Он говорил: «Не обязательно заниматься линогравюрой. Что любишь, тем и рисуй, хоть палочкой, хоть спичкой». Леви стал приносить мне книги в оформлении Фаворского и других мастеров: «Книжная графика – это богатейший материал. Сколько там решений интересных» (художник-график Раиса Бардина).
Когда проявилась давняя и страшная болезнь (в начале 70-х), художник сразу не сдался. Александра Мадиссон напишет: «Всё таким же неугасимым было его творческое воображение, всё так же уверенно, энергично вела рука резец. Леви боролся, как солдат».