Волго-Донская технология
Обновлённая набережная станет визитной карточкой областного центра
В Иркутске полным ходом идут работы по берегоукреплению и благоустройству набережной Ангары. Уже сегодня специалисты называют будущую набережную уникальным объектом. И не столько из-за стоимости проекта (1,3 миллиарда рублей), сколько из-за его, скажем так, эксклюзивности. В законченном виде это будет двухярусное вертикальное сооружение. Нижний ярус шириной в шесть метров представляет собой вертикальную металлическую конструкцию с навесом из железобетонных панелей. Верхний – вертикальную подпорную стенку с пешеходной зоной и площадками для отдыха.
– Металлический нижний ярус придаст набережной не только оригинальность, но и неуязвимость, так как металл практически не поддаётся коррозии, – рассказывает начальник участка генподрядной строительно-передвижной механизированной колонны («СПМК-7») Юрий Никонов. – Аналогичная технология использовалась для укрепления берегов Волги и Дона.
Ангара – основная водная артерия Иркутска. Она делит город на две части и является градоформирующим природным объектом. Необходимость берегозащитных мероприятий вызвана тем, что русло реки извилистое, берега обрывистые, высотой до трёх метров, подъём уровня воды достигает двух метров. На неукреплённых участках от воздействия стока поверхностных вод происходят размывы, сползание грунта на береговых склонах.
Работы по берегоукреплению начаты в ноябре прошлого года. За четыре месяца силами генподрядчика отработано 80 тысяч кубометров грунта, забито две тысячи тонн шпунтового ограждения, залито в подпорную стену и лестничные сходы 3600 кубометров бетона. «На май остаётся две тысячи тонн, – говорит прораб Шамиль Махутдинов. – Это мелочь в сравнении с тем, что сделано».
Сегодня на объекте трудятся более 200 человек. Многие специалисты коллектива прошли закалку в подразделениях бывшего треста «Иркутскмостострой» на стройках Байкало-Амурской магистрали. Тот же Юрий Никонов 20 лет отработал в посёлке Магистральный.
– Ни одна стройка не обходится без проблем, – говорит Юрий Никонов. – Первая проблема возникла, когда сваи не вышли на проектную отметку. Прошли насыпной грунт, коренной и упёрлись в плиту песчаника, которому несколько миллионов лет. Пришлось делать сцепление свай, а это дополнительные, весьма обременительные работы, которые затянулись на месяц.
Но главная проблема, о которой все кричат, но никто не знает, как её решить, – избавление от мазута, который попадает в Ангару с участка, где ведутся работы. На этом месте когда-то были склады горюче-смазочных материалов. Резервуары, в которых они содержались, со временем прохудились, и мазут стал протекать в Ангару. «Работы ниже уровня воды мы производить не можем, – рассказывают строители. – Если сейчас положим асфальт, то потом придётся его разбивать. Сейчас институт «Ангарскнефтехимпроект» занимается проблемой отведения стоков от нашего участка».
Надёжно работает и субподрядная фирма «Запсибгидрострой» из Самары. 40 специалистов с двумя японскими сваебойными агрегатами появились на берегу Ангары в конце ноября прошлого года и без раскачки принялись за дело. «За сравнительно небольшой срок я успел забить 300 свай, – говорит машинист Александр Андреев. – Не отстаёт от меня и коллега Владимир Савинков, работающий на втором агрегате».
Общая стоимость строительства первого этапа 720 миллионов рублей, на сегодняшний день освоено в пределах 500 миллионов. Сейчас начата отделка подпорных стен гранитной плитой. Из общего количества 3,5 тысячи квадратных метров на сегодня отработано около 400.
– Стройка идёт нормально, по графику, – отмечают строители. – В планах до 20 июля закончить первый этап, а к сентябрю – полностью завершить все строительно-монтажные работы с благоустройством.
Общая площадь набережной расширится до 96,5 тысячи квадратных метров, что на 24,5 тысячи больше прежней. К этому времени на ней появятся площадки для отдыха и видовые площадки, малые архитектурные формы и специальное освещение.