издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стрельба на поражение

На прошлой неделе иркутские сотрудники правоохранительных органов дважды применяли травматическое оружие против рядовых жителей города. В результате этого двое иркутян получили ранения разной степени тяжести, ещё один мужчина скончался. Почему милиционеры посчитали необходимым воспользоваться оружием, сейчас разбирается следственный комитет. А корреспондент «Конкурента» выяснил, что семье мужчины, погибшего от выстрелов в грудь и в голову, вряд ли придётся рассчитывать на какую-либо компенсацию от органов МВД.

Первый случай использования травматики против рядового гражданина произошёл в пятницу в Свердловском районе Иркутска. По информации старшего помощника руководителя следственного комитета по Иркутской области Владимира Саловарова, водители двух автомобилей, в одном из которых находился милиционер, не поделили дорогу. В ссоре силовиком было применено травматическое оружие – из него милиционер ранил своего противника в глаз, ранение было не проникающим, подчеркнул Саловаров. 

Уголовное дело по факту произошедшего ещё не возбуждено, только решается вопрос об этом. «По предварительным данным, применение оружия признано правомерным и вообще было произведено по всем правилам: с предупреждающим выстрелом в воздух и так далее», – отметил глава пресс-службы ГУВД по Иркутской области Александр Попов. 

Случай этот почему-то не получил широкой огласки и, наверное, так и остался бы не замеченным общественностью, если бы через два дня, в воскресенье, ещё один милиционер не достал оружие во время обычной ссоры. 

24 апреля около 10 часов вечера двое братьев – Иван и Максим Горшковы – покупали сигареты в киоске на остановке, тоже, кстати, в Свердлов-ском районе города. В это время мимо проезжал автомобиль, которым управлял сотрудник полиции – 28-летний оперуполномоченный Центра государственной защиты свидетелей ГУВД по Иркутской области, – и обрызгал молодых людей из лужи, сообщил Владимир Саловаров. 

Официальная версия дальнейших событий пока довольно неконкретная: вероятно, облитые водой мужчины стали возмущаться, младший сержант вышел из машины, началась ссора, которая переросла в драку. В ходе неё оперуполномоченный достал травматические оружие и сделал несколько выстрелов в обоих мужчин. В результате 32-летний Иван Горшков погиб на месте от ранения в глаз и в сердце. Его брат Максим с закрытой черепно-мозговой травмой и ранениями в живот и бедро был доставлен в Иркутскую областную больницу.

Стрелявшего опера задержали, но имя его пока не разглашают. «Сейчас идут проверки, экспертизы, и мы ещё не можем утверждать, кто был виновником драки, и не хотим делать поспешных заявлений, – сказал Владимир Саловаров. – Допрашиваются свидетели – они были и в павильоне, где братья покупали сигареты, и на остановке. Однако показания противоречивые: мужчина в больнице говорит одно, опер – другое, свидетели – третье». 

Милиционер, устроивший стрельбу, находится в СИЗО, однако решение о мере пресечения пока не принято: суд перенёс рассмотрение этого вопроса по ходатайству адвоката подозреваемого, который пообещал предоставить дополнительную информацию, подчеркнул Саловаров. Тем не менее уголовное дело в отношении силовика следственными органами СК уже возбуждено – он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).

В «Памятке сотруднику полиции» написано, что последний при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия «действует с учётом создавшейся обстановки и при этом обязан стремиться к минимизации любого ущерба». Другое дело, что стрелявшие силовики пока ещё не сотрудники полиции, ведь милиционеры в связи с реформой выведены из штата и пока в области только один полицейский – генерал Александр Обухов. 

К тому же оба рассорившихся с жителями Иркутска милиционера в момент инцидентов не находились при исполнении служебных обязанностей, да и оружие, которым они пользовались, было не табельным, а травматическим, то есть, скорее всего, принадлежащим им лично. 

– Поэтому при расследовании происшествий мы не рассматриваем целесообразность действий милиционеров как сотрудников при исполнении, а относимся к ним как к рядовым гражданам, при этом являющимся действующими сотрудниками органов, – отметил Владимир Саловаров. 

Александр Попов сообщил, что помимо официального расследования по факту драки с милиционером, окончившейся смертью одного из её участников, сейчас проводится следственная проверка. В состав комиссии, занимающейся ею, вошли сотрудники управления собственной безопасности и инспекции по личному составу ГУВД . «В соответствии с тяжестью преступлений все провинившиеся будут наказаны», – отметил он. 

Однако в возможности получения компенсации семьёй погибшего Ивана Горшкова, у которого остались жена, находящаяся в декретном отпуске по уходу за ребёнком, и две дочери, одной из которых нет и трёх лет, он засомневался. 

– Об этом говорить пока рано, – сказал Попов. – Существуют нормативные акты, которые регламентируют возможность семьи пострадавших от действий сотрудников органов МВД подать гражданский иск. Но вообще ещё надо доказать вину милиционера, к тому же компенсация из казначейства выплачивается только если было применено табельное оружие, причём при исполнении служебных обязанностей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры