Выучить Байкал
В свет вышла книга об истории, геологии и климате озера
«Байкаловедение. Байкал от древних времён до наших дней» – так называется учебник, который был презентован в понедельник в Институте земной коры СО РАН. «Это учебник патриотизма», – заявил один из участников встречи. Книга тиражом 2,4 тысячи экземпляров – вторая в серии о Байкале. Первая была по- священа живому миру озера. Новый учебник рассказывает об истории образования, геологии, климате, погоде и водах Байкала. Как оказалось, ещё и о динозаврах. «Мы очень ждали, мы хотели эту книгу», – сказала старейший экскурсовод Байкальского музея ИНЦ СО РАН Валентина Галкина.
Попасть на презентацию новой книги о Байкале, которую один из участников назвал «вторым по значимости событием после приезда президента», вовремя мне не удалось. Пробки на дорогах создал главный российский борец с наркотиками Дмитрий Медведев. В этот день ему тоже презентовали учебник по байкаловедению. Правда, отдельно от авторов. Пока книга кочевала за президентом на правом берегу Ангары, её авторы на левом занимались скромной презентацией для учителей. Ещё в феврале они успели подарить сигнальный экземпляр губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву, когда тот вступил в члены Русского географического общества. Продвигали и оплачивали учебник минобразования и минприроды Иркутской области.
Учебник «Байкаловедение. Байкал от древних времён до наших дней» – уже второй. Первая книга вышла в 2009 году и называлась «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал». Авторы двух изданий – кандидат биологических наук, заместитель директора Байкальского музея СО РАН Елена Кузеванова и директор по информационным технологиям общественной организации «Ассоциация «Байкальская экологическая сеть» Валентина Сергеева. Среди трёх десятков участников проекта, занимавшихся созданием и рецензированием книги, – учитель биологии высшей категории Наталья Мотовилова, директор Института географии СО РАН Виктор Плюснин, заместитель директора Института земной коры СО РАН Кирилл Леви, профессор Института повышения квалификации работников образования (ИПКРО) Людмила Игольницына, директор Байкальского музея Владимир Фиалков.
Минобразования уже подписало официальный документ об апробации в 37 школах Иркутской области этой книги. Ещё раньше с первым учебником работали 18 школ. В новом издании, как заявили авторы, большое внимание уделено климату, истории образования озера, гидроресурсам. В идеале этот учебник должен стать приложением к целому циклу уроков прямо на Байкале. К примеру, с книгой на практических занятиях в Байкальском музее можно построить геологическую шкалу образования озера, сделать макет впадины Байкала. Или прочитать про горные породы, а потом увидеть их вживую на геологической экскурсии. Климат и погоду можно изучать прямо у метеостанции в истоке Ангары.
Учебники, первый из которых рассчитан на 6-7 классы, а второй – на 5 класс, написаны хорошим литературным языком. Редактировал книгу «человек с безупречным лингвистическим слухом» – сотрудник Байкальского музея Василий Маслюков. «Я получил первые впечатления об озере очень давно, когда прочитал хрестоматию по естествознанию, в ней было два очень красочных описания Байкала, – вспомнил научный редактор, главный научный сотрудник лаборатории гидрометеорологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН Михаил Шимараев. – В этом издании уровень художественного описания, может быть, не такой живой, но глубина изложения тех процессов, которые происходят на Байкале, крайне высока». Достаточно сказать, что некоторые данные, включённые в этот учебник, получены иркутскими учёными только в прошлом году.
Фотографии делала Анна Миронова. В книге помимо карт и схем есть уникальные фото. К примеру, фото экспонатов из музея Института земной коры СО РАН. «Мне очень приятно, что наша память пойдёт дальше, к детям», – сказала научный руководитель музея Лариса Иванова. С этим учебником можно проводить уроки и в музее ИЗК – например, вживую увидеть, в каких породах образуются алмазы, или посмотреть на настоящее золото в золотоносных рудах. В общем, если учитель грамотно составит план, то на уроках байкаловедения дети за партами сидеть точно не будут. Они будут у микроскопов, на исследовательских суднах, в дендропарках.
Сейчас готовится новый учебник про Байкал для вузов, сообщил Владимир Фиалков. Учёные тут же заявили: хочется, чтобы такой же был создан и для старших классов, и для самых маленьких. А преподаватели попросили сделать ещё и контурные карты и атласы. Похоже, что идея с учебником скоро перерастёт в более масштабный проект. Владимир Фиалков обратился к Минобразования с просьбой подумать, как можно включить в обучение живые уроки. Сейчас во время экскурсий в Байкальский музей детям разрешают побывать на исследовательском судне и самим брать пробы. Они могут в реальном времени наблюдать за нерпами на Ушканьих островах. В музее работает экспозиция о развитии жизни в процессе абиотических изменений на Земле. Она сделана в трёхмерном пространстве. И это на детское воображение действует лучше, чем любой учебник. Фиалков привёл реальный случай: одна семья была в музее, папа с сыном зашли в экспозицию «Живой мир Байкала под микроскопом». Мальчик заглянул в микроскоп, запрыгал, закричал: «Папа, купи мне микроскоп, купи! Я буду учёным!»
На обложке новой книги – Байкал в большом круге, а из-за него выглядывает оскаливший пасть динозавр. Вот он, похоже, выбран очень удачно. Выслушав длинные речи чиновников от образования и Минприроды про «персональную» ответственность за детей и за судьбу Байкала, авторы наконец дали слово тем, кому этот учебник ещё учить. Ученик второго класса Антон Зоркальцев помчался по всему залу заседаний с удовольствием, галопом. Встал к микрофону и торжественно произнёс:
– А что говорить-то?
– А что ты хотел сказать?
– Я? Я ученик 2 «Г» класса Зоркальцев Антон двадцать четвёртой школы. А что ещё… Не знаю.
– Антон, про динозавров скажи, – подсказал кто-то из зала.
– А! – деловито освоился Антон. – Динозавры – очень удивительные рептилии. Самое в них интересное то, что они обитали по всему свету. А для нас, иркутян и россиян, самое интересное, что плиозавра российского нашли прямо у Гусиного озера (Бурятия. – Авт.). А в Монголии также нашли очень много динозавров.
Зал встретил эту информацию бурными аплодисментами. Антону, как лучшему среди школьников эксперту по динозаврам, досталась книга с дарственной надписью авторов. А учителя выстроились в очередь, чтобы получить «учебник патриотизма» по квоте на каждую школу. Уходили из Института земной коры учителя с запечатанными пачками книг. Если бы эта книга вышла в цифровом виде, всем было бы, вероятно, намного удобнее, заметил один из участников встречи.