издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Теневой бензин

В Иркутской области активизировалась нелегальная деятельность в нефтяной отрасли

С начала года в регионе сотрудники правоохранительных органов «прикрыли» три нелегальных нефтеперерабатывающих завода, два из них – на прошлой неделе. Кроме того, участились случаи незаконных врезок в нефтепровод, которые приносят колоссальный ущерб экологии и миллионные убытки предприятиям.

Под носом у ангарских нефтехимимков

В минувшую среду сотрудники УБЭП при ГУВД по Иркутской области выявили незаконную нефтеперерабатывающую установку в промышленной зоне Ангарска. Как сообщил «Сибирскому энергетику» начальник оперативно-розыскной части по выявлению преступлений ТЭК УБЭП при ГУВД по Иркутской области Игорь Никичук, кустарный мини-НПЗ по производству бензина, называемый в народе «самовар», был установлен на территории бывшего белково-витаминного завода. Сотрудникам милиции удалось найти незаконную врезку в нефтепровод «Красноярск – Иркутск», от которой под землёй на протяжении четырёх километров были проложены резиновые армированные шланги, переходящие в металлопластиковые трубы. По ним нефть из магистрального трубопровода поступала в подпольный цех. Бензин, производимый из неё, поставлялся на автозаправочные станции региона. В каком количестве и какого качества был этот бензин, ещё предстоит выяснить следствию. А пока изъяты образцы горюче-смазочных материалов и направлены в лабораторию Ангарской нефтехимической компании для проведения исследования. В ближайшее время установка будет демонтирована. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 158 ч. 3 УК РФ – «Кража».  

«У нас есть подозреваемый, но в интересах следствия мы не можем назвать его, – отметил Игорь Никичук. – Однако имеются основания подозревать его в причастности к созданию ещё одного такого нелегального завода, который был «прикрыт» нами на прошлой неделе в Иркутске. Сначала на заводе под Ангарском из сырой нефти злоумышленники изготавливали бензин, затем оставшиеся нефтяные компоненты перевозили в областной центр, где из них производили дизельное топливо и мазут». 

«Научный эксперимент» 

Речь идёт о заводе по производству дизельного топлива в посёлке Жилкино в Ленинском районе Иркутска – там была установлена дорогостоящая нефтеперегонная установка. По данным пресс-службы УВД Иркутска, ежемесячная  прибыль завода составляла более 1 млн. рублей. «Дизельное топливо изготавливали путём перегонки из сырой нефти под большим давлением и при высокой температуре, – рассказали в пресс-службе. – Ежедневно на нелегальный мини-завод приезжало несколько бензовозов. За одним из них удалось проследить. Машина выехала с территории предприятия и направилась в сторону Качугского тракта. Когда сотрудники полиции остановили бензовоз и проверили документы, оказалось, что он вёз топливо в Жигалово». 

По оценкам ОБЭП, завод производил не менее 50 тонн топлива в день. Одна цистерна дизтоплива стоила 290 тысяч рублей, ежедневно на предприятие приезжали несколько цистерн. Солярку продавали по 17 рублей за литр автозаправочным станциям региона, те же реализовывали топливо автовладельцам за 24 рубля. 

Ещё раньше, в марте этого года, сотрудники ГУВД по Иркутской области возбудили уголовное дело в отношении 49-летнего предпринимателя, который организовал подпольный завод по переработке нефти в Ангар-ске. За полгода работы нелегальное предприятие получило прибыль в размере 10 млн. рублей. Частный предприниматель нанял рабочих, которые при помощи самодельного устройства перерабатывали углеводородное сырьё. Конечный продукт перегонки в виде низкокачественного бензина, солярки и мазута реализовывался местным автозаправочным станциям. «Активная эксплуатация такой установки  могла не только нанести урон окружающей среде в виде выбросов в атмосферу опасных химических веществ и разлива нефте-продуктов, но и привести к гибели людей, занятых на этом производстве», – отметили в пресс-службе. 

Сами работники предприятия утверждают, что на нём «проводился лишь научный эксперимент, чтобы получить высококачественный бензин». По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»), материалы по нему направлены в Ангарский городской суд. 

НПЗ угрожает жизни

Одно из самых резонансных дел в прошлом году  было возбуждено в мае, когда сотрудники милиции закрыли подпольный НПЗ в посёлке Карлук Иркутского района, проработавший с осени 2009 года. Завод находился на территории бывшей птицефабрики. А правоохранители вышли на него по наводке местных жителей, задыхавшихся от производимых НПЗ выбросов. Нефтеперерабатывающая установка, состоящая из двадцати 60-тонных цистерн, позволяла производить дизельное топливо и низкооктановый бензин. Прибыль от этого производства оценивалась в 1,5 млн. рублей в сутки. Следствием установлено, что хозяин земельного участка, на котором расположился подпольный завод, сдал его в аренду частному предпринимателю, находящемуся в розыске. В июле 2010 года оборудование на нелегальном нефтезаводе было демонтировано сотрудниками газоспасательной части ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», правоохранительные органы после демонтажа вывезли его с территории предприятия. Специалисты АНХК проверили уровень загазованности помещения и установили, что ПДК по содержанию углеводорода соответствует норме, угрозы взрыва нет. Затем предприятие было обесточено, форсунки с нефтеперегонного завода демонтированы. 

Завод находился на участке ООО «Байкальская сельскохозяйственная компания», находящемся в эксплуатации ООО «Люсит Голд». По решению Иркутского районного суда деятельность ООО «Люсит Голд» была приостановлена на 90 суток, а Государственная инспекция пожарной охраны совместно с представителями службы судебных приставов опечатала операторный зал и запорную арматуру. Следственным отделом по Иркутскому району СУ СК при прокуратуре РФ возбуждено уголовное дело по факту выявления нарушений правил безопасности на взрывоопасном объекте по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ.

Лицензия на бензин

Для того чтобы легально заниматься хранением, переработкой и транспортировкой горючих веществ, способных к самовозгоранию, по закону необходимо иметь лицензию  Ростехнадзора. Всего на территории региона функционируют четыре завода – в Ангарске и Ангарском районе, Усолье-Сибирском и Киренске, – действующих в рамках правового поля. Предприятия получили соответствующую лицензию в Ростехнадзоре. «Все они работают с лицензиями, и мы периодически проверяем их. В последний раз такая проверка проводилась в прошлом году, – сообщил «Сибирскому энергетику» заместитель руководителя Прибайкальского управления Ростехнадзора Владимир Прокопьев. – А  все остальные заводы нелегальные, и если у них нет специального разрешения, то, соответственно, они не соблюдают технологию. В итоге о качестве продукции, которую они производят, остаётся только догадываться». Как правило, тот же некачественный бензин охотно берут на реализацию небольшие АЗС. «Серые» ГСМ реализуют бензовозы, которые прямо на дорогах заправляют транспорт. 

Большая разница

В деятельности производителей фальсифицированного бензина очень часто экологический вред сопровождается экономическим ущербом. Причём статистика по хищению нефти, которую ведёт ОАО «Востокнефтепровод» (структура АК «Транснефть»), резко отличается от представленной правоохранительными органами. Так, по информации пресс-службы ГУВД по Иркутской области, в 2010 году сотрудники УБЭП ГУВД по Иркутской области пресекли шесть незаконных врезок в нефтепроводы, а с начала текущего года обнаружили две: в январе в Тулуне (трубопровод «Красноярск – Иркутск») и в феврале в Черемховском районе (трубопровод «Омск – Иркутск»). 

Как отметил начальник службы безопасности при Иркутском районном нефтепроводном управлении ОАО «Востокнефтепровод» Валерий Павленко, на самом деле таких случаев в десятки раз больше. В прошлом году было совершено 84 преступных посягательства на имущество компании. Из них 77 связаны с кражей нефтепродуктов, остальные – с хищением труб, кровель и другого имущества. По фактам кражи нефтепродуктов было возбуждено 69 уголовных дел. Однако ни по одному из них совершившие преступления не понесли реального наказания – лишения свободы. С начала 2011 года было выявлено восемь незаконных врезок в трубопровод, по ним дела не дошли до судов.

«Кражами нефтепродуктов занимаются только устойчивые организованные преступные группы, которых у нас в регионе около десятка, они специализируются только на кражах нефти, – отметил Валерий Павленко. – Остаётся задать вопрос: почему сотрудники милиции не заинтересованы в раскрываемости таких преступлений?».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры