издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Реформа на энтузиазме

Вопросами теплоснабжения озаботилось на прошлой неделе правительство Иркутской области. На выездном совещании Совета Федерации губернатор Дмитрий Мезенцев объявил о разработке регионального закона о теплоэнергетике. Федеральный закон, по которому можно было бы запустить инвестиционные программы в сфере ЖКХ, не работает, поскольку нужен 31 подзаконный акт. При этом в одной Иркутской области потребность в модернизации объектов ЖКХ оценивается в 10,5 млрд. рублей. «Надеяться на то, что эти деньги будут из бюджета, бесполезно», – заявил министр Пётр Воронин. А Федерация обещает запустить закон только к середине года.

«Предварительные итоги реформы ЖКХ» участников совещания как-то повергли в уныние. 

Пока тарифы бодро растут, качество предоставляемых ЖКХ услуг остаётся на том же уровне. И лучше они вряд ли будут. В одной Иркутской области, к примеру, изношено 68% инженерных сетей. По официальной информации, к 1 ноября 2010 года было отремонтировано 6% ветхих тепловых сетей и 6,1% – водопроводных. И так каждый год,  не более чем по 3–6%.  На крутые модернизации денег нет. В 2011 году, например, планируется сделать ремонт по 80 км тепловых и водопроводных сетей. При этом, исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов (это около 4-5%) и общей протяжённости сетей региона, каждый год нужно заменять до 150 км тепловых сетей и 240 км водопроводных. И это только сети, не говоря уже о модернизации самих теплоисточников. 

Российская теплоэнергетика оказалась в «ситуации маятника», образно выразился зампред Совета Федерации Вячеслав Штыров. На одной стороне – население, которому тарифы бесконечно повышают с 1992 года, на другой – ветхая инфраструктура, которая с того же 1992 года деньгами населения ничуть не насытилась и почти не модернизировалась. «Мы подошли к тому моменту, очевидно, когда дальнейший рост тарифов сдерживается платёжеспособностью нашего населения и предприятий», – констатировал Штыров. Повысь тарифы ещё – и население и предприятия просто перестанут платить. А деньги на модернизацию ЖКХ по-прежнему сильно нужны. 

Полгода назад был принят Закон «О теплоснабжении в РФ», который готовился семь лет. «Как всегда, мы долго запрягали и очень быстро затем поехали», – сообщил заместитель начальника управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифам Артём Медведь. Правительство заявило о концепции комплексной программы модернизации и реформирования ЖКХ, что в регионах, по словам министра жилищной политики, транспорта и связи Иркутской области Петра Воронина, вызвало надежду, потому что документ «что-то там содержал». Но надежда эта быстро угасла. Закон о теплоснабжении не работает. 31 подзаконный акт к нему правительство должно было сделать ещё в декабре 2010 года. Но, как отметил Артём Медведь, произойдёт это не ранее середины 2011 года. А пока регионы будут снова работать, по его же выражению, «на порядочности и энтузиазме людей, которых волнует судьба этой отрасли». 

Пётр Воронин заявил, что он видит пока только один способ проводить инвестполитику – работать с опорными предприятиями. Сейчас в Иркутской области 10 опорных территорий и 6 опорных предприятий. В 2011 году в планах выйти с 10 на 16 территорий. Замена видов топлива, рациональные схемы обеспечения теплом, набившая оскомину энергоэффективность. «Итого десять с половиной миллиардов рублей, – подытожил Воронин. – Надеяться  на то, что они будут из бюджета, бесполезно. Надеяться на то, что можно привлечь инвестиции, я думаю, тоже достаточно проблемно». Что будет, если ничего не модернизировать, Воронин описал довольно сочно. В 1998–2000 годах расходы на обеспечение теплом Усть-Кута составляли 214 млн. рублей. К 2010 году они выросли до 1,4 млрд. рублей. Если ничего не делать и дальше, по мнению министра, эта сумма «совершенно спокойно» дойдёт до 2 млрд. рублей. Тогда как по Усть-Куту сейчас реально снизить расходы до 950 млн. рублей, только были бы инвестиции. 

Как сообщили «Конкуренту» в министерстве жилполитики, энергетики, транспорта и связи Иркутской  области, всего в 2010 году на модернизацию объектов ЖКХ было направлено 462 млн. рублей. Из них 294 млн. – за счёт средств областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2007–2010 годы» и средств областного бюджета по подготовке к зиме. 168 млн. рублей дали опорные предприятия. Как заявил Пётр Воронин на совещании СФ, ожидаемый экономический эффект по 2011 году – не менее 215 млн. рублей. К примеру, модернизация теплообеспечения посёлка Тайтурка Усольского района позволила снизить тариф с 2500 до 1282 рублей за гигакалорию. «Это прямые вложения бюджета», – подчеркнул Пётр Воронин. В 2011 году, как заявили «Конкуренту» в министерстве ЖКХ, на реализацию инвестиционных проектов в коммунальном комплексе Иркутской области планируется направить 786,3 млн. рублей, из них 365,2 млн. – привлекаемые инвестиции. 

Пётр Воронин, выступая перед сенаторами, назвал даже более высокую цифру инвестиций – не менее 850 млн. рублей. К примеру, в этом году ООО «Энергосфера» из Санкт-Петербурга планирует перевести три нефтяных теплоисточника Усть-Кута на древесные отходы. Общая сумма затрат – 240 млн. рублей. В министерстве согласились назвать ещё несколько проектов 2011 года. 152,4 млн. рублей будет направлено в Нижнеудинск на реконструкцию теплоисточников, чтобы уйти от высокозатратных носителей – мазута и электроэнергии. В Бодайбо тоже идёт замена жидкого топлива. До конца года там потратят 183,7 млн. рублей на вывод из эксплуатации мазутных  котельных №№ 4, 6, «Экспедиция» и «Интернат» суммарным потреблением около 6 тыс. тонн нефти в год. Потребители будут подключены к модернизированному угольному теплоисточнику на базе котельной ЦОК-1. Котельная на древесных отходах будет строиться в микрорайоне Мельничный Киренска за счёт 50 млн. рублей инвестиций ОАО «Верхнеленское речное пароходство». Переходят на твёрдое топливо ещё пять населённых пунктов в Братском, Качугском и Киренском районах. 

Пётр Воронин заявил, что уход от жидкого топлива – мера вынужденная. «Как вы знаете, ВСТО начал работать, все недропользователи, а это три основных, добывающих нефть на нашей территории, врезались в трубу. Цена нефти, которую нам теперь предлагается приобретать, в два раза выше. Нерешение проблем по Усть-Куту или Бодайбо, связанное с закрытием, несёт суммарную нагрузку на областной бюджет сверх той, что была раньше – 102 млн. рублей», – сказал он. По его расчётам, за последние годы стоимость угольного топлива в регионе росла в 3-4 раза медленнее, чем жидкого. И правительство будет уходить от нефтепродуктов. В Усть-Куте, к примеру, в своё время было почти 50 тыс. тонн жидкого топлива, к началу нового отопительного сезона называется цифра уже 6 тыс. тонн. 

Любые инвестиции в отрасль ведут за собой ещё одну проблему, заметил Воронин. Это привлечение бюджетных средств на погашение разницы в тарифах. «Да, на срок окупаемости в три-пять лет, но так будет, – заявил министр. – А если ещё при этом не будет выплачиваться в полном объёме «компонента бюджетной сферы» за коммунальные услуги, так называемая «социалка», то тогда уж, извините, никакой инвестор здесь никогда больше не появится». По его словам, в 2010 году область при «благоприятных условиях» сумела покрыть 92% из 1 млрд. 537 млн. рублей этой разницы. «И на этот год мы уже имеем большую разницу», – предупредил министр. 

Сенатор Валентин Межевич предложил региону не дожидаться, пока всё решится на федеральном уровне, и сейчас принять собственный закон о теплоэнергетике. Его поддержал Дмитрий Мезенцев, а Мезенцева – Штыров. Эта круговая поддержка в итоге вылилась в поручение министру Воронину и министру имущественных отношений Михаилу Карасёву. Последний с губернатором был откровенен: «Я честно скажу, ответ, что мы можем сделать в областном законодательстве, дать не могу, – заявил Михаил Карасёв. – Закон новый,  он требует подзаконного регулирования на уровне федерального правительства, так что мы очень зависим от того, какие решения будут приняты здесь». Валентин Межевич, в свою очередь, заметил, что ожидаемый сверху 31 подзаконный акт может и не спасти ситуацию. Хотя бы потому, что готовить НПА будут вместо одного Минэнерго шесть разных ведомств. «У нас, как у законодателей, есть опасения, что могут быть противоречия в этих НПА», – заметил сенатор. Тем не менее Вячеслав Штыров предложил регионам готовить свои предложения, а Артём Медведь заверил, что есть все шансы сделать отрасль такой, чтобы «на неё не стыдно было смотреть». Видимо, и на этот раз за счёт энтузиазма. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры