Сплошные мелочи
Прокурорская проверка обнаружила в школе-интернате многочисленные нарушения
О том, что «не всё спокойно» в иркутской коррекционной спецшколе-интернате № 4, было известно давно. «Проверками замучили», – вздыхала вахтёрша, тщательно записывая паспортные данные Татьяны Николаевны в специальном журнале, когда женщина приходила навестить свою крестницу. Только весной выяснилось, что проверка была не простая, а прокурорская. Кое-что она действительно нашла, и, пока суд да дело, министр образования Иркутской области Виктор Басюк отказался продлевать контракт с директором учреждения Лидией Байкаловой.
Не так долго просидела в руководительском кресле прежняя директриса, прежде чем стало ясно, что дело не клеится. «Мы раньше на всю область гремели, – вспоминают педагоги (правда, на условиях анонимности), – открытые уроки давали чуть ли не каждую неделю, проводили множество воспитательных мероприятий. А теперь у нас тишина… Правда, недавно одной из наших сотрудниц позвонил сын из Израиля. Оказывается, он в Интернете прочитал о том, что творится в нашей школе. В общем, прославились».
Началось, как водится, с мелочей. Воспитателям перестали выплачивать надтариф, объясняя это тем, что нигде не платят. Но педагоги – люди общительные, позвонили знакомым и коллегам по другим учреждениям и узнали, что всем надтариф платят. Впрочем, как впоследствии выяснила прокурорская проверка, некоторым учителям и воспитателям стимулирующие надбавки очень даже выплачивали и в четвёртой школе. А кое-кто умудрялся получать деньги даже за ведение уроков… в летнее, каникулярное время, когда вообще никаких занятий нет.
«Главное, мы имеем то, что сами выбрали, – говорят учителя. – Когда министр приезжал и спрашивал, есть ли у нас кандидатура на пост директора, мы предложили перешедшую к нам из общеобразовательной школы № 45 Лидию Байкалову, которая работала завучем». Дело кончилось тем, что атмосфера в педагогическом коллективе окончательно испортилась и часть педагогов подали коллективное обращение в приёмную Путина. В рамках реагирования на это обращение была инициирована прокурорская проверка. Часть фактов не нашли подтверждения. Однако и нарушений выявлено немало.
Некоторые из них выглядят как-то особенно бесстыдно. Например, обязанности дворника и уборщика помещений фактически выполнялись воспитанниками школы, а вот деньги за эту работу получали «штатные единицы» согласно расписанию. Четверо старшеклассников были трудоустроены в интернате, однако трудовые книжки на них не были заведены и зар-плата начислена не в полном объёме. Из личных книжек учёта работы следует, что часть старшеклассников вовсе не трудоустроены и не получают зарплату, хотя работу выполняют. Психологи утверждают, что основная проблема детдомовцев состоит в том, что они не умеют работать и не приспособлены к быту. Так что, наверное, ничего страшного нет в том, что ребёнок метёт двор своей школы, мы же заставляем своих детей мыть пол. Но получать деньги за то, что сирота метёт свой двор, как-то совсем не по-человечески.
О том, что ребятишек банально недокармливают и масса нарушений выявлена в столовой, даже и писать не хочется. Нормы продуктов на одного ребёнка выдержаны только по чаю, сахару, соли, кондитерским изделиям и маслу, как сливочному, так и растительному. По молоку и молочным продуктам, колбасным изделиям, овощам и фруктам, рыбе и яйцам нормы питания занижены в 1,5 раза. Ну, и дальше следует перечисление массы нарушений «по мелочи».
Кстати, о «мелочах». На момент проверки в восьмом классе в наличии оказались две расчёски, одна – для мальчиков и другая – для девочек. Зубные щётки и вовсе стали большим дефицитом и обнаружились не у каждого воспитанника. В общем, «с целью устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства директор… привлечена к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ в виде штрафа 2000 руб.».
И совсем уж вопиющим фактом выглядит так называемое «нарушение имущественных прав» воспитанницы. От родителей одной девочке досталась в наследство квартира по улице Демьяна Бедного. Право собственности наступало с момента государственной регистрации. С заявлением о регистрации права собственности должен был обратиться в Управление Росреестра по Иркутской области государственный опекун девочки. Однако на момент проведения проверки этого сделано не было. В материалах проверки приводится вывод о том, что «…данный факт свидетельствует о затягивании срока регистрации права собственности, что не соответствует интересам ребёнка». По результатам проверки в декабре 2010 года документы переданы в соответствующие органы. Соблюдение имущественных прав девочки находится на контроле прокурора Ленинского района Иркутска.
Кроме того, прокуратурой Ленинского района копия обращения учителей направлена в УВД Иркутска для организации доследственной проверки в части доводов о получении телесных повреждений учеником Филатовым и о применении насилия к Оле Филатовой, которую, по свидетельству педагогов, била одна из учительниц. Впрочем, сами дети говорят о том, что никто их не бьёт, «а Ольга сама напрашивается, потому что вредная». В части финансово-хозяйственной деятельности проверка ещё не закончена. Коррекционную школу-интернат № 4 лихорадит от продолжающихся проверок. Но новые щётки восьмиклассникам пока не выдали.