На чужих «дрожжах»
Овощной рынок Приангарья затоварен китайской продукцией
Овощные рынки областного центра давно обрели многоцветную палитру. Правда, подлинное происхождение того или иного продукта – китайское. А овощи, взращённые на китайских «дрожжах», для нас представляют нечто опасное. Не секрет, что при их выращивании используются высокие дозы удобрений и пестицидов, для ускорения созревания применяются химикаты. Неведомые сорта дают плоды чрезвычайно привлекательные на вид, но совершенно безвкусные. Но, с другой стороны, такие овощи покупаются. В том числе и потому, что в Приангарье сформировался дефицит овощей местных, качественных и недорогих.
Эта проблема, на мой взгляд, в последние десятилетия превратилась в одну из сложнейших. Статистика, пользуясь, очевидно, своей методологией расчётов по дачным, садоводческим кооперативам, очень сильно искажает ситуацию. Судите сами. В 1990 году в Иркутской области производством этой продукции занималось 117 колхозов, совхозов и других предприятий, включая 21 специализированное овощеводческое хозяйство. Если в линейных хозяйствах капуста, огурцы, морковь, зеленные выращивались для самообеспечения и реализации порой в не столь больших объёмах, то в хозяйствах, специализированных на производстве овощей, картина была иной. Большие плантации площадью в 200–300 гектаров. Часть культур размещалась на поливе. Вносились сравнительно высокие дозы минеральных удобрений, с осени кое-где почва заправлялась навозом или перегноем. А главное, в тех хозяйствах сформировались сильные коллективы, выросли мастера своего дела. Но при всём том колхозы, совхозы, другие госпредприятия в период 1986–1990 годов ежегодно производили по 84,9 тысячи тонн овощей. А всего Иркутская область выдавала 117,1 тысячи тонн витаминной продукции, или по 43,4 килограмма на человека. Это никак не соответствовало нормам потребления, которые давно были разработаны Институтом питания. Поэтому ещё свыше 100 тысяч тонн завозилось из-за пределов области.
За годы реформ исчезли почти все специализированные хозяйства. Промышленные организации, которые имели свои подсобные аграрные хозяйства – теплицы, плантации, – сбросили их как непрофильные. Почили в бозе и многие из 117 колхозов и совхозов, которые так или иначе занимались овощеводством. И при всём том, согласно статистическим данным, производство витаминной продукции резко пошло в гору. Если в период 1986–1990 годов Приангарье получало в среднем 113–117 тысяч тонн овощей, то в 2001–2003 годах – 198 тысяч тонн (данные из сборника Росстата «Сельское хозяйство и лесоводство»). То есть рост составил почти 75%. За счёт чего? Если учесть, что Иркстат даёт цифры поскромнее, но тоже, на мой взгляд, более чем завышенные, то можно представить, как достигается продовольственное изобилие. Ну а коли производство овощей в Приангарье приближается к медицинским нормам потребления, то зачем заботиться о развитии базы.
По мнению учёных, в зависимости от зоны проживания годовая потребность в овощах составляет 120–146 килограмм, сюда, правда, входят 20–30 килограмм бахчевых (арбузы, дыни). Львиная доля принадлежит капусте (35–55 килограмм), помидорам (25–32), огурцам (10–12). Норма потребления моркови – 6–10 килограмм. Все эти овощи на иркутской земле с большим успехом возделывают теперь посланцы Поднебесной. Если скоропортящийся товар они стремятся пропустить через рынок, то продукты, способные долго храниться, мы встречаем уже в супермаркетах.
В Восточной Сибири особую ценность должны представлять так называемые внесезонные овощи, то есть выращенные в зимних и даже плёночных теплицах. Чтобы в декабре можно было насладиться салатом из помидоров, а в феврале – огуречным салатом. Чтобы не останавливался зелёный конвейер из зеленных культур – лука, различных салатов, петрушки, сельдерея и так далее. Но от этой мечты мы ещё дальше, чем от насыщения рынка своими овощами открытого грунта. Уничтожен Кайский тепличный комбинат, где на 120 тысячах квадратных метров выращивались овощные культуры и зимой. Нет крупнейшего совхоза «Заря» с его большим комплексом теплиц, которые занимали 6 гектаров. Исчезло большое количество теплиц, которые принадлежали промышленным предприятиям.
Мы говорим: овощи – это витамины, это здоровье. Они уберегают нас от болезней, продлевают жизнь. В иных случаях служат лекарством. Но почему же у нас такое безобразное отношение к этой важнейшей сфере жизнеобеспечения? Ещё не столь давно бедой и выручкой для жителей областного центра было муниципальное предприятие «Тепличный» (ныне «Искра»). В годы реформ оно первым вышло на городской рынок со своей продукцией, и она идёт нарасхват. Тамошние овощеводы очень высоко котируются не только на областном уровне. Но после ухода директора Владимира Меркулова на пенсию началась в хозяйстве какая-то чехарда. Директора менялись один за другим, ухудшалось финансовое положение. Возникали проблемы с оплатой труда. Хозяйство это необычное, оно принадлежит городу. И уж кому-кому, а этому предприятию надо оказывать поддержку при любых обстоятельствах.
Но если «Искра» в своё время вынуждена была отказаться от производства внесезонных овощей, то агрофирма «Ангара» Усть-Илимского района, «Пурсей» – Братского, «Тепличное» Ангарска прилагают неимоверные усилия для сохранения производства овощей в зимний период. Уже на протяжении десяти лет ставят вопросы о необходимости улучшить отношение к зимнему овощеводству Ирина Бондаренко («Ангара»), Николай Колчак (Ангарск), но к их словам никто не прислушивается. И вот новый всплеск цен на электроэнергию, который вообще может добить отрасль.
Приангарье в прошлом поставляло немало витаминной продукции в Якутию, картошку – в Узбекистан. Наши овощи поступали в различные спецподраздения (колонии) вплоть до Магадана. Не раз мы выручали то дальневосточников, то западносибирские области. И это говорило о большом потенциале нашего аграрного сектора. Пришли новые времена, и один за другим начали закрываться специализированные овощеводческие хозяйства. Но свято место пусто не бывает. На иркутские поля пришли люди из Поднебесной. Они хорошо вписываются в рыночные отношения.