Домашняя работа Дмитрия Мезенцева
События марта 2011 года в Иркутской области можно было бы рассматривать в разных комбинациях и последовательностях – от наиболее простой и понятной хронологической до наиболее субъективной – по степени важности случившегося. Понимая, что первое может быть достаточно скучно, а второе не слишком конструктивно, попробуем подойти к вопросу иначе и отделить работу на перспективу от уже состоявшегося и сиюминутного.
На здоровье
В работе губернатора и правительства области всегда есть три практически не смешивающихся «слоя» событий и мероприятий – взаимодействие с федеральными структурами и в чём-то примыкающими к ним крупными корпорациями, взаимодействие с органами местного самоуправления и взаимодействие с населением области. Активность губернаторов на том или ином направлении зависит исключительно от воли самого руководителя: например, Борис Ельцин, в бытность свою первым секретарём горкома КПСС в Москве, в 1987 году стал первым в истории страны высокопоставленным деятелем, который рискнул встретиться с представителями неформальной организации, а у некоторых нынешних губернаторов в регионах и Общественной палаты нет. Пример Дмитрия Мезенцева можно считать равноудалённым от этих двух крайностей – губернатор вряд ли станет встречаться с экстремистами (а Ельцин встречался с движением «Память»), но он неоднократно общался с участниками массовых акций протеста в разных городах Иркутской области.
Хотя март благодаря усилиям регионального отделения КПРФ и некоторых общественных организаций прошёл не слишком спокойно, на этот раз губернатор встречался с общественностью на своих условиях и на заранее подготовленной площадке. В самом начале месяца Дмитрий Мезенцев провёл встречу с участницами областного форума сельских женщин «Сельская семья: традиции и современность», в течение месяца общался с чемпионом мира по бобслею Александром Зубковым, председателем Областного совета профсоюзов и председателем Иркутского областного объединения организаций профсоюзов Александром Оболкиным, председателем Ир-кутского областного совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Валерием Игнатовым, принял участие в координационном совете по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (тут, впрочем, были представители из разных регионов). В ходе этих встреч были приняты несколько многообещающих решений, о которых стоит сказать подробнее.
Итогом встречи с Александром Зубковым, например, стало поручение губернатора министру по физической культуре, спорту и молодёжной политике в течение двух месяцев подготовить программу грантовой поддержки
спортсменов в Иркутской области. Массовый спорт таким образом стимулировать нельзя, но для повышения престижа области грантовая система лишней явно не будет. Досадно лишь, что никому пока не приходит в голову предложить губернатору логическое продолжение «грантовой политики»: если гранты уже получают учёные и студенты, если гранты выдают общественным организациям, то почему бы не продумать такую же систему для художников, писателей, поэтов и – чего уж там – журналистов. Если в советское время шутили: «что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне…», то сейчас про «лириков», особенно молодых, не вспоминают годами. А ведь произведения литературы и искусства живут гораздо дольше, чем звания чемпионов и рекорды.
Встреча с председателем Облсов-профа Александром Оболкиным открыла медицинскую тему, которой губернатор и правительство вынуждены были заниматься весь месяц. Лидер профсоюзов поставил перед губернатором вопрос о реабилитации больных, перенёсших инфаркт миокарда: многие из этих людей из-за некачественного лечения и плохой диагностики теряют трудоспособность, хотя по возрасту могли бы ещё работать многие годы. Спустя несколько дней губернатор дал персональное поручение министру здравоохранения Гайдару Гайдарову разобраться с причинами возникновения лекарственного дефицита и в первую очередь – лекарств для льготников. Министру было поручено провести совещание с руководителями аптек и компаний, поставляющих лекарства, а по итогам совещания – назвать виновных и наказать их.
Совещание действительно состоялось – 14 марта, а на следующий день, 15 марта, программу модернизации здравоохранения и проблему обеспечения лекарствами обсуждали на заседании комиссии по оперативным вопросам под председательством самого Дмитрия Мезенцева. 17 марта губернатор подписал постановление, утверждающее порядок и условия предоставления льготного лекарственного обеспечения гражданам, входящим в льготные категории. Ещё через несколько дней во время «горячей линии» с жителями области Гайдар Гайдаров заявил, что ситуация с лекарственным обеспечением стабилизируется, а в целом на реализацию программы модернизации здравоохранения области обещано 8,4 млрд. рублей – об этом губернатор сообщил после совещания, проведённого заместителем председателя правительства РФ Александром Жуковым.
К сожалению, в правительстве области далеко не всегда срабатывает функция межведомственного взаимодействия. Практически всю вторую половину месяца заместитель председателя правительства – руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Серебренников готовил заседание региональной антинаркотической комиссии, в области несколько дней работал заместитель руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета – начальник управления по Сибирскому федеральному округу, генерал-лейтенант полиции Виталий Яковлев, и в общей сложности несколько десятков чиновников (это даже если не считать сотрудников регионального управления Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков) были в курсе всё более усиливающейся проблемы дезоморфиновых наркотиков, а поставить вопрос об ограничении торговли сырьём для этих препаратов перед руководством аптечных сетей никто не догадался. Придётся, видимо, ждать, пока решение о запрете на безрецептную торговлю не будет принято на федеральном уровне, а до той поры наркоманы Иркутской области будут получать своё смертельное «удовольствие», аптеки – свои прибыли.
Губернатор, в свою очередь, не остался в стороне от темы борьбы с наркоманией. 10 марта было принято решение об учреждении в области ежегодного конкурса на звание лучшего сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 17 марта Дмитрий Мезенцев провёл в Москве заседание рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по подготовке доклада «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи». Хотя в ходе различных мероприятий было несколько раз сказано, что в области накоплен большой положительный опыт работы школьных наркопостов, а работа с волонтёрами и вовсе может считаться образцовой и заслуживает распространения на весь Сибирский федеральный округ, ситуация оптимизма не внушает. Иркутская область входит в десятку самых злоупотребляющих в стране (из 83 регионов и почти без собственного сырья), точных данных по количеству погибших от употребления наркотиков и последствий наркомании нет даже у ФСКН.
Строить и жить
Много времени и внимания в марте было уделено состоянию строительной и дорожной отраслей региона. 24 марта губернатор дал поручение министру строительства Александру Орешкову и Союзу строителей Иркутской области подготовить и в ближайшее время представить правительству стратегию развития строительной отрасли. В том, что такой документ необходим, вряд ли кто-то сомневается: планы возведения жилья в регионе, установленные ещё пять лет назад, давно сорваны, заявка на возведение одного квадратного метра на каждого жителя области в год оказалась преувеличением, практически половина новой жилой площади возводится в областном центре, оставшаяся половина распределяется по всем другим населённым пунктам крайне неравномерно.
Также в марте было принято решение о создании Общественного совета по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства при правительстве области: состояние ЖКХ, заявил губернатор, это «показатель социального здоровья территорий». А здоровье у нас не слишком хорошее: председатель областного совета ветеранов Валерий Игнатов недаром говорил губернатору, что ветеранов более всего волнует рост тарифов на услуги – этот рост лишь отчасти объясняется алчностью управляющих компаний, в гораздо большей степени он связан с реальной необходимостью поддерживать в работоспособном состоянии изношенные сети и теплоисточники. Правительство сознаёт необходимость сдерживания роста тарифов, недаром ветеранам было предложено вести общественный мониторинг, а на модернизацию объектов ЖКХ в 2011 году в регионе планируется направить 421 млн. рублей из областного бюджета, 112 млн. из средств опорных пред-приятий и ещё 330 млн. как привлекаемые инвестиции.
В течение месяца стало известно, что на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2011 году из областного бюджета будет направлено около 1,1 млрд. рублей, на ремонт автомобильных дорог Усть-Ордынского Бурятского округа – около 100 млн. рублей, на завершение строительства участка автомобильной дороги «Иркутск – Качуг – Захал» в Эхирит-Булагатском районе и участка автомобильной дороги «Пивовариха – Новолисиха» в Иркутском районе – дополнительно более 27 млн. рублей. Правительство Иркутской области рассчитывает в ближайшее время подписать соглашение с Росводресурсами о проведении берегоукрепительных работ на территории области, что тоже предполагает выделение области дополнительных средств.
Проблема сдерживания роста тарифов неоднократно звучала в выступлениях губернатора и в связи с перспективами развития сельхозпредприятий и малого бизнеса. Менее чем за десять дней рабочая группа при правительстве области выполнила поручение губернатора и сформулировала предложения по снижению энерготарифов для сельхозпроизводителей с 2,03 до 1,43–1,50 рубля за кВт-ч, причём в работе по согласованию нового тарифа принимали участие все заинтересованные стороны: министерство сельского хозяйства, сами сельхозпроизводители и компании-поставщики, которые заинтересованы не только в получении сиюминутной прибыли, но и в том, чтобы их покупатели существовали и в будущем. Гораздо труднее, вероятно, будет договориться с производителями и поставщиками горюче-смазочных материалов: проблему роста цен ежегодно обсуждают, причём на всё более высоком уровне, и ежегодно она возникает вновь. Рычагов у правительства области не слишком много: вступивший в силу запрет на производство бензина Аи-80, изменения, внесённые в Налоговый кодекс (из-за которых выросли ставки акциза), – всё это факторы, с которыми правительству области бороться трудно. Министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергей Аникеев доложил губернатору, что цены в области росли медленней, чем в других регионах, а на некоторые виды топлива и вовсе снижались, но для конкретного фермера это не всегда благая весть: цены на местах порой не совпадают со средними по области.
Без скидок и послаблений
Задачи, которые ставит перед губернатором и правительством повседневная жизнь, становятся с каждым днём всё сложнее. Даже если не брать в расчёт увлечённое подготовкой к выборам в Государственную Думу политическое сообщество, если вывести за скобки извечный спор между исполнительной и законодательной ветвями власти по поводу приоритетов бюджетной политики, в многоэтажном уравнении 2011 года остаются несколько сложных для вычисления неизвестных факторов. Подготовка к юбилею Ир-
кутска, которой было посвящено несколько совещаний и заявлений губернатора, хоть и продвигается по заранее установленному плану, ощущения праздника всё никак не вызывает. Всего за полгода до главных мероприятий в городе практически нет ни праздничного оформления, ни непрерывности праздничных событий.
Параллельно с разовыми юбилейными хлопотами губернатор ставит перед правительством более долгосрочные задачи: министру сельского хозяйства, например, приказано каждый месяц проводить не менее 10 ярмарок выходного дня, да к тому же обеспечить, чтобы цены были на 20–25% ниже, чем в торговых сетях. Не менее сложная задача стоит перед министерством финансов, которое должно привести к единому знаменателю требования профсоюзов, предложения работодателей и возможности бюджета, иначе вопрос о повышении минимального размера оплаты труда останется нерешённым и трёхстороннее соглашение так и не будет подписано. Впрочем, абсолютно нерешаемых задач в области, наверное, нет – например, на 5 апреля намечено возобновление регулярных полётов по линии Иркутск – Братск, хотя ранее считалось, что из-за высоких цен на билеты и, соответственно, низкого спроса такие рейсы уже не возобновятся. Могут ведь, когда хотят.