издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Замести следы

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

«Фасады некоторых домов больше похожи на доски объявлений», — заявил во вторник мэр города Виктор Кондрашов и предложил решить проблему с несанкционированной расклейкой рекламных плакатов и аэрографией в Иркутске. Но, как выяснилось, у мэрии сегодня есть только один выход: либо самим взять кисточки и пойти закрашивать рисунки иркутских райтеров на заборах и срывать объявления с фасадов, либо попытаться решить проблему комплексно. Так, расклейщиков объявлений в неположенных местах теперь будет обзванивать система под кодовым названием «убийца телефонов», а вот с райтерами городские власти готовы искать компромисс. И даже задумались о том, чтобы выделить для их творчества специальные площадки.

Стенка на стенку

Попробовать договариваться с представителями иркутского граффити-движения в мэрии решили после того, как в городе заметно возросло количество разрисованных стен. Но, как объяснил начальник отдела наружной рекламы администрации Иркутска Алексей Евладовов, чтобы навести порядок в этой сфере, для начала нужно хотя бы знать всех райтеров в лицо. Впрочем, пока подробной информации о том, кто именно раскрашивает фасады домов и заборы в разные цвета, в мэрии нет. Особый интерес у представителей администрации города – к молодым людям, по всему городу рисующим надписи «track», «snak» и «ramz».

— Мы провели мониторинг, в ходе которого были выявлены многочисленные нарушения в плане размещения на фасадах зданий и сооружений надписей, — объяснил Алексей Евладов. — В основном это надписи неэтического характера, а также рисунки наших местных художников. Но в связи с тем, что такие вещи не попадают под раздел рекламы, механизма, как на них воздействовать, у нас нет.

Не до конца сегодня понятно и то, кто должен стирать с заборов и фасадов рисунки и всевозможные надписи. Как оказалось, мэрия может следить лишь за зданиями, находящимися в муниципальной собственности. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на плечи собственников в лице управляющих компаний и ТСЖ, но и они не спешат восстанавливать фасады, так как это требует дополнительных затрат. В результате в Иркутске по-прежнему можно найти следы закончившейся больше года назад предвыборной кампании на пост мэра города. Так, Виктор Кондрашов обратил внимание, что до сих пор видит на заборах и фасадах свою фамилию. После очередных выборов, которые состоятся осенью этого года, считают специалисты, количество новых политических надписей и лозунгов в столице Приангарья снова заметно возрастёт.

При этом никаких мер административной ответственности для райтеров и обычных хулиганов, рисующих на заборах, не предусмотрено. Средства на очистку фасадов зданий от рисунков в бюджете не заложены. Не могут городские власти обязать и собственников домов содержать здания в надлежащем состоянии. Был вариант поймать нескольких «художников» и показательно наказать, заставив стирать со стен всё, что было нарисовано. «Можно ведь и так воспитывать людей: сделать ролик, показать, кто рисует, а кто потом смывает», — предложил мэр. Однако и этот вариант решения проблемы не нашёл поддержки у представителей мэрии, так как привлечь к ответственности организаторов граффити-движения практически невозможно. В итоге главам округов было предложено либо «расписаться в собственной беспомощности», либо выйти с предложением предусмотреть в бюджете средства на приведение фасадов в нормальный вид. Причём наводить чистоту в городе планируется самым простым способом — закрашивать места с надписями и граффити краской в тон зданию. «Не такие большие средства на это потребуются», — резюмировал мэр.

Одновременно власти города постараются наладить диалог с райтерами и договориться с ними о какой-то совместной работе. Так, по словам Алексея Евладова, сегодня в мэрии готовы обсуждать вопрос о выделении им стенок в определённых местах, которые креативная молодёжь сможет раскрасить. Впрочем, как оказалось, сами участники местного граффити-движения ничего о планируемой встрече не слышали.

— Что касается выделения стенок, то этот вопрос с властями мы уже обсуждали в этом году, но в итоге всё уперлось в деньги, — рассказал «Иркутскому репортёру» на условиях анонимности один из иркутских райтеров. — Хотя мы за то, чтобы реализовать в Иркутске какой-то интересный проект, например, в рамках подготовки к юбилею. Мы все люди с художественным образованием, у нас есть опыт создания таких вещей, так что мы бы могли по-настоящему «прокачать» город, показать его индивидуальность.

Для реализации этих планов, по словам собеседника «Иркутского репортёра», нужна либо одна большая площадка около 500 кв. метров, либо несколько стен меньшего размера в разных районах города. Стоимость полного оформления с учётом всех материалов одной стенки площадью 50 кв. метров обойдётся, по его словам, примерно в 100 тысяч рублей.

— Можно под это дело даже организовать какой-нибудь фестиваль, — предложил он. — Тем более что если власти всё-таки решат закрасить все разрисованные фасады, им всё равно придётся на это время занять всю тусовку каким-то проектом. Иначе все эти участки очень скоро снова будут украшать какие-нибудь экзотические персонажи.

При этом сами райтеры шутят, что в Иркутске с размещением граффити дела обстоят ещё не самым худшим образом. И многозначительно добавляют: «До того, что творится в Красноярске или Новосибирске, нам ещё далеко».

Тяжёлая артиллерия

Совсем другую тактику борьбы выбрали в мэрии с расклейщиками объявлений. Представители управляющих компаний города жалуются, что срывать рекламные плакаты и листки им приходится постоянно. Но на следующий день на тех же местах появляется несколько новых. 

— Клеят все: сотрудники молодёжных кафе, организаторы разных курсов, работодатели, — рассказывает генеральный директор управляющей компании «Белый город» Александр Тулубьев. — Мы пытались их срывать, звонили по этим номерам и просили принять меры, но ничего не помогает. Поймать расклейщиков этих объявлений также нельзя, потому что клеят либо ночью, либо когда никого нет.

Решить проблему, по мнению Алексея Евладова, должна система автоматического обзвона и оповещения абонентов о несанкционированной расклейке объявлений. Сейчас в администрации города заканчивается её тестирование. Стоимость системы, которую в мэрии называют не иначе, как «киллер-обзвон» или «убийца телефонов», около 100 тысяч рублей.

Заработать «убийца телефонов» должен уже в апреле-мае этого года. Суть системы, по словам Алексея Евладова, сводится к тому, что по всем номерам, указанным в несанкционированно расклеенных объявлениях, она начинает звонить с заданной частотой.

— Можно установить такой интервал, что звонок на этот номер будет идти каждую минуту, — рассказывает он. — И тогда данный телефон просто не будет работать, так как позвонить на него никто всё равно не сможет. Мы надеемся, что таким путём нам удастся решить проблему с расклейкой объявлений в неположенных местах до конца года.

Надеются на это и в управляющих компаниях и ТСЖ. Однако считают, что одной этой меры будет недостаточно. «На мой взгляд, для любого культурного человека просто должно быть нормой, что приклеивать объявления можно только в отведённых для этого местах. А на стенах домов, тем более недавно отремонтированных, это делать совершенно недопустимо», — считает Александр Тулубьев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры