Музыкальный колхоз «Дискотека Авария»
На пресс-конференцию группы «Дискотека Авария» пришли только двое из трёх её фронтменов: Алексей Рыжов и Алексей Серов. Любимец девушек Николай Тимофеев остался в гостинице отсыпаться. Так что получилось почти как в комедийном диалоге из спектакля «День выборов»: «С вами были Алексей и Алексей». Чтобы читатель не путался, в интервью они будут названы по фамилиям. О том, как писать «хиты номер один» и при этом успевать кормить тортами поклонников и драться с каскадёрами в Аризоне, Рыжов и Серов рассказали на встрече с иркутскими журналистами.
«Хип-хоп-маньяки на острие атаки»
Группе «Дискотека Авария» уже более 20 лет, её участникам – от 36 до 40. Взрослые, в общем-то, дяденьки по-прежнему задорно читают «Суровый рэп», исполняют разудалые частушечные номера типа «Опа-опа» вперемешку с интеллигентными и романтичными песнями вроде «Серенады» и «Если хочешь остаться» и даже композициями на злобу дня типа «Нано-техно».
Ироничные и зачастую хулиганские тексты, положенные на поп-музыку, обеспечили группе широкий спектр целевой аудитории: от совсем юных фанаток до таких же взрослых, как и сами певцы, людей, начинавших слушать «Аварию» со времени её появления.
Впрочем, на пресс-конференцию к «хип-хоп-маньякам» российской эстрады пришли в основном представители первой категории их поклонников. «Одни девчонки», – заметил Рыжов, оглядев иркутскую прессу. Вероятно, этим можно объяснить первоначальный настрой артистов, наверно, немного уставших от того, что рабочие встречи превращаются во флирт.
– Почему вас двое? – тут же поинтересовались поклонницы из числа журналистов.
– Коля спит, он тяжело перенёс полёт, – объяснил Рыжов. – Сказал, что ему надо восстановиться перед концертом. Мы уже три недели летаем. На Чукотку – в Москву, в Хабаровск – в Москву, во Владивосток – в Москву, и теперь в Иркутск. Мы только с самолёта – и сразу к вам. Здесь мы давно не были, наверное, лет восемь. Я вообще не помню город, потому что в прошлый раз мы прилетали ночью и улетали тоже ночью. И ночью же Серов ездил на Байкал, посмотреть на озеро. А я виды Иркутска последний раз смотрел в фильме «Адмирал».
После серии вопросов типа: «А что вы будете делать вечером?», «А на концерты других групп ходите?», «А вы ваще экстремальщики?» – повлиять на атмосферу пресс-конференции попыталась её организатор:
– В Интернете выложены истории, что на ваших гастролях всё время происходят какие-то мини-аварии. То снегопад резкий, то град, то теплотрассу прорвёт. Иркутск встретил чем-то подобным или всё прошло благоприятно?
– Всё прошло благоприятно, с нами происходит не больше подобных событий, чем с любыми другими исполнителями или просто обычными людьми. Но события эти привязывают к нашему названию, и мы все эти годы отвечаем на вопросы: «Почему вы назвались «Дискотека Авария?», «Как часто в вашей жизни происходят аварии?». Давайте слово «авария» у вас будет ассоциироваться только с «Дискотекой Аварией», – ответил Рыжов. Девушки в зале довольно засмеялись.
– Вот так мы всем отвечаем, – заметил Серов. – И сразу после этого все смеются.
– А какой вопрос вы бы хотели, чтобы вам задали? – настаивали девушки.
– По-моему, это самый дурацкий вопрос, который можно услышать: «А о чём бы вас спросить?» – довольно резко ответил Серов. – Если вы пришли, спрашивайте сами. Желательно, чтобы удивительно креативного вопроса «Ваши творческие планы» тоже не было.
– Ну что ты, мы поговорим и про творческие планы, и про наше настроение, – попробовал сгладить острые углы Рыжов.
– Даже судя по присутствующей здесь аудитории, у вас в каждом городе много поклонников, – вклинился корреспондент «Иркутского репортёра». – И вы достаточно активно общаетесь с ними, регулярно устраиваете конкурсы и так далее. Это прибавляет вам новых друзей или вы стараетесь держать дистанцию?
– Мы на самом деле дружим с нашими фанатами, – сообщил Серов. – Каждый год встречаемся с ними в день рождения нашей группы в Москве, проводим с ними целый день. Кормим их. И они нас тоже тортиками кормят. В тех городах, где у нас есть фан-клубы, мы общаемся с их участниками. Когда восемь лет назад мы приезжали в Иркутск, если я не ошибаюсь, здесь был небольшой фан-клуб «Аварии». И я точно помню, одну девочку оттуда звали Маша. Если она прочитает это, наверное, ей будет приятно.
– Да, теперь она дочку уже в садик водит, – в шутку добавил Серов.
Как написать хит номер один?
– Сейчас на вашем сайте в гостевой книге активно обсуждается тот факт, что вы не попали ни в одну номинацию премии «Муз ТВ», хотя группа практически ежегодно завоёвывала различные музыкальные награды. Что вы по этому поводу ответили бы поклонникам?
– Мы очень благодарны нашим поклонникам за то, что они о нас заботятся, – ответил Рыжов. – А в том, что мы не попали ни в одну из номинаций, нет ничего удивительного и страшного. Дело в том, что мы готовили и продолжаем готовить выпуск нового альбома и 2010 год прошёл в немного подвешенном состоянии. Не каждый же год выигрывать, это не самоцель.
– «Авария» в плане хитов вообще уникальная группа: у вас достаточно много песен, которые отлично знают люди, вовсе не слушающие поп-музыку. А был ли, по вашим собственным ощущениям, такой период развития группы, когда вы чувствовали упадок, вам казалось, что это уже предел?
– Ну, самокопание – оно всегда присуще творческим людям, – снова взялся отвечать Рыжов. – И обратной стороной тех качеств, которые вы перечислили, можно назвать мотивацию, стремление к успеху и так далее. Конечно, когда ты выкладываешься для того, чтобы сделать какой-то суперпродукт, первое, когда ты этого достиг, – думаешь: а что дальше? Я считаю, главное в таких ситуациях – верить в себя и стараться сделать не что-то суперское, а просто то, что нравится тебе самому, что тебе в кайф. Потому что действительно был такой период, когда очень довлело всеобщее ожидание суперпесен. Мы тогда сотрудничали с «Арсом» (концертно-продюсерская компания «Арс». – «Иркутский репортёр») и постоянно чувствовали их давление: «Вы должны написать только хит номер один, и ничего больше!». А как можно осознанно написать хит номер один?
Трое из «Аварии» и Крутой
– В конце прошлого года состоялась мини-премьера короткого музыкального фильма «Четверо парней», снятого вами ещё два года назад в Америке. Расскажите, отчего фильм так долго дожидался премьеры?
– Просто нам захотелось на конях поскакать с кактусами и с пьяными американскими каскадёрами подраться, – сообщил Рыжов. – Видео снималось в Аризоне. В этом штате, начиная с 40–50-х годов, было около 170 лент снято, в том числе «Поезд на Юму», «Быстрый и мёртвый». Я теперь, когда смотрю какие-то старые фильмы, места узнаю: «О, наша церковь!», «О, в кабак наш заходят. Сейчас морду будут бить!». Кстати, представляете, я в каком-то новом вестерне видел мужика, который у нас в ленте Колю Тимофеева бьёт! Такой здоровый, усатый, в шляпе. Теперь он за тем же столом кому-то другому морду бьёт.
– Да, я был продюсером этого видео, – кивнул Серов. – Мы сняли его два года назад и вначале пытались показать в кинотеатрах как некое приложение перед фильмами. Но, оказывается, кинобизнес в России вырос, и у нас каждый раз стали требовать деньги. Говорили, какой смысл ваши 14 минут фильма ставить, если мы за это время покажем рекламу. В общем, так как на большие экраны продвинуть этот фильм нам не удалось, мы просто выложили его на сайте и сделали клип к нему.
– А почему четвёртым «парнем» из фильма был выбран Игорь Крутой?
– Вообще, изначально мы хотели пригласить какого-то guest-star, рассматривали иностранную звезду, даже вели переговоры и нам уже был выделен бюджет, – ответил Серов. – Я предполагал, что у нас будет играть актёр, который снимался в «Мачете», Джонни Трехо. И по деньгам мы договорились. Но потом решили, что для российского потребителя нужно какое-то российское лицо. И выбор пал на Игоря Крутого. Тем более что он живёт неподалёку от Аризоны, в Майами. Прилетел и снялся на халяву. Так что мы ещё и сэкономили. Игорь – очень комфортный актёр. Ну, и вообще он человек хороший, мы дружим давным-давно, и, соответственно, он не мог отказаться.
«У нас есть очень серьёзные песни»
– К слову о сотрудничестве. В последнее время вы работаете вместе с поп-исполнителями, а начинали когда-то с создания ремиксов на песни рок-группы «Ляпис Трубецкой» – собственно, благодаря им к вам пришла первая популярность. Не хотелось бы ещё посотрудничать с неформатными артистами?
– В новом альбоме, который, мы надеемся, всё-таки скоро выйдет, будет представлено сотрудничество как с поп-, так и с рок-исполнителями, – ответил Рыжов. – Я бы даже сказал, с очень роковыми исполнителями. Но большего пока не сообщу.
– Вы пишете песни только «по велению души» или, например, директор группы может попросить написать на определённую тему?
– Директор группы? Что вы имеете в виду под этой фразой? С точки зрения правоустанавливающих документов у нас, конечно, есть директор, – сообщил Серов, кстати, юрист по образованию, когда-то покинувший юридическую контору ради карьеры в «Аварии». – Но это всё просто бумажки. С точки зрения оперативной деятельности у нас колхоз. Плюсы и минусы колхоза существуют всегда, и мы их на себе ощущаем.
– То есть на ваше творчество никто не влияет?
– На творчество влияет всё: политическая ситуация, здоровье, возраст, внутреннее мироощущение, внешние события, – заметил Рыжов.
– А с возрастом возникает желание писать более серьёзные песни, исполнять их для более взрослой публики?
– Ну конечно, мы взрослеем, и у нас самих уже есть дети, их очень много на троих! У Рыжова сын и дочь, у меня трое детей, – сказал Серов. – Но нам не хотелось бы терять молодых и даже двух-, трёх-, четырёхлетних слушателей. И вообще, знаете, если вы послушаете наш музыкальный материал, увидите: он очень разносторонний. У нас есть серьёзные композиции, но нам нравятся и весёлые песни тоже. Если нам 40 или там 45, это не значит, что мы скажем: «Давай-ка, Рыжов, теперь оперу писать!»
– Давайте возьмём две полярные наши композиции, – предложил Рыжов. – Например, в прошлом году я сочинил песню, и оказалось, что петь её могут только дети. В результате они её и спели – она называется «Недетское время» и выйдет в нашем новом альбоме в исполнении группы «Непоседы». А вот в 2006 году вышла наша песня «Зло» – она серьёзная, социальная, патриотическая, народу она очень понравилась, но, к сожалению, её не поддержали ни радиостанции, ни телевизионные каналы. Возможно, это была их политическая позиция. Хотя, как нам казалось, могло быть наоборот, если бы какие-то общественные или политические организации обратили внимание на эту песню. Потому что в ней очень сильный мессадж для молодёжи.
– То есть вы нормально отнеслись бы к тому, чтобы вашу песню использовала какая-то политическая партия?
– Ну, например посольство России в Латвии нас пригласило для того, чтобы выступить перед русскоязычным населением именно с песней «Зло». И на Красной площади мы выступали для «Молодой гвардии», – сообщил Серов.
– А это не зазорно – выступать для «Молодой гвардии»?
– А что они, не люди, что ли? – завёлся Серов. – Политика присутствует в жизни каждого человека, почему бы нам не спеть для них? По большому счёту, мы аполитичны, но в то же время очень любим свою родину и на категории никого не делим. Наша задача как исполнителей – делать так, чтобы как можно большему количеству людей понравиться. А коммунисты они или «Молодая гвардия» – да бог с ними, главное, пусть не бьют друг друга.