Стратегия малых форм
24 марта в Государственной Думе РФ прошёл «круглый стол» на тему «Основные направления повышения энергетической эффективности региональных энергетических систем путём внедрения объектов распределённой энергетики, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепла и электрической энергии».
В думах о малой энергетике
Участники «круглого стола» отметили, что в настоящее время для российской экономики возросло значение развития малой энергетики, которая видится в первую очередь как инструмент защиты от роста цен и способ увеличения надёжности энергоснабжения. Например, по мнению участников «круглого стола», за счёт малой энергетики можно создавать дополнительную мощность на случай пиковых нагрузок или экстремальных ситуаций, использовать её объекты как резервные источники энергии для социально значимых и стратегически важных объектов. Особенно актуальным является создание объектов малой распределённой энергетики с использованием местных видов топлива для изолированных энергетических систем. Программа развития малой распределённой энергетики должна стать дополнением для Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 года.
Как рассказал в своём выступлении заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Министерства энергетики РФ Станислав Доржинкевич, основой распределённой энергетики должны стать современные технологические решения на базе возобновляемых источников энергии: малая гидроэнергетика, солнечная, ветровая и биоэнергетика, а также энергетика на базе местного топлива – торфа, угля, сланцев и газа. В настоящее время Минэнерго России формирует четыре технологических платформы в сфере энергетики: «Малая распределённая энергетика», «Smart Grid» (Интеллектуальные сети), «Современные технологии в тепловой генерации» и «Перспективные технологии возобновляемой энергетики».
Пока же основу малой энергетики России составляют дизельные электростанции (98%). До 50 тыс. электростанций средней единичной мощностью 340 кВт и суммарной мощностью 17 млн. кВт (8% от общей установленной в России мощности) вырабатывают до 50 млрд. кВт-ч и потребляют около 17 млн. тонн условного топлива в год.
Малые блоки и солнечные батареи
А как обстоят дела с малой энергетикой за рубежом? В США, Великобритании и странах Евросоюза малая энергетика активно развивается. Например, за счёт строительства энергоблоков малой мощности. В Испании, например, на малых станциях вырабатывается 16% электроэнергии. Опыт развитых стран показывает, что строительство ТЭЦ малой мощности взамен крупных энергоблоков позволяет уменьшить суммарные затраты в модернизации энергетики до 30%.
Гораздо активнее, чем в России, за рубежом используют и возобновляемые источники энергии. По оценке аналитиков компании IHS iSuppli, в текущем году Европа сохранит за собой первенство в мире по числу установленных солнечных батарей. Здесь будет сосредоточено 68,6% общемирового объёма установок. В Европе в течение 2011 года будет установлено 14,3 ГВт солнечных батарей, что превышает две трети общемирового показателя 20,9 ГВт (следует отметить, что в прошлом году доля Европы была ещё больше – 80%).
На европейском континенте находятся две страны, которые займут первое и второе места в мире по мощности фотогальванических установок, развёрнутых в течение года. Это Германия (7,1 ГВт) и Италия (4,1 ГВт). Значительное внимание уделяют развитию солнечной энергетики во Франции, Бельгии, Соединённом Королевстве, Чехии, Испании, Греции и Болгарии.
– Италия должна была оказаться лидером в 2011 году по развитию солнечной энергетики, – отмечает Хеннинг Вихт, главный аналитик по отрасли в IHS iSuppli. – Но 3 марта правительство изменило стратегию в этой сфере, сделав тарифы менее привлекательными для инвесторов. Несмотря на то что государственная поддержка сохранится, развиваться так быстро уже не получится.
Более низких цен ждут и инвесторы в Германии. Эксперты предполагают, что объёмы здесь за пять лет уменьшатся до 5 гигаватт. То есть к 2015 году мощности будут даже ниже, чем в 2010-м.
Для сравнения: суммарная мощность установок, которые появятся на территории США в 2011 году, по подсчётам аналитиков, равна 2,1 ГВт.
Сектор солнечной энергетики продемонстрировал в 2010 году наибольший рост среди прочих «зелёных» технологий. В странах G20 («большой двадцатки») в эту область инвестировано 79 миллиардов долларов частных инвестиций, что на 54% больше показателя предыдущего года. Всего, по данным отчёта, в этом секторе за год было установлено более 17 гигаватт новых генерирующих мощностей.
Развлечение для богатых?
Нужно заметить, что в аналитическом отчёте данные для России и Саудовской Аравии не приводятся, поскольку аналитики констатируют, что «инвестиции в сектор «чистой» энергетики в этих странах были пренебрежимо малыми».
Отчасти причиной «пренебрежения» в России солнечной энергией является низкая эффективность солнечных батарей в зимнее время года и их высокая стоимость. Весьма показателен пример строительства здания Национальной библиотеки в Латвии. В соответствии с европейскими тенденциями на крыше здания планируется установить солнечные батареи. Проект носит амбициозное название «Замок света». Общая стоимость 952 квадратных метров панелей солнечных батарей может составить от 2,38 до 3,33 млн. латов.
Неожиданно с возражениями выступили научные круги, в том числе представители Института физической энергетики, который уже много лет занимается солнечными батареями. «В последние два года с одного квадратного метра панели солнечной батареи вырабатывалось более 600 кВт в год. Теоретические подсчёты велись по максимуму, однако реальные показатели иные», – комментирует ситуацию президент Латвийской академии наук Юрис Экманис. По словам Экманиса, себестоимость фотоэлементов одного квадратного метра панели солнечной батареи составляет от 2500 до 3500 латов. «По моим подсчётам, в Латвии панели окупятся лет через 40-50. Теоретически они могут столько проработать, а практически – нет, поскольку их срок годности от 20 до 30 лет. Конечно, это отличная форма производства «зелёной» электроэнергии, но её могут позволить только очень богатые люди», – уверен президент Латвийской академии наук.