«Научить ступить и молвить»
Сделать из специалиста, разбирающегося в своём деле, управленца, который умеет руководить людьми, – такую задачу пыталась решить Иркутская энергосбытовая компания. Для этого на базе отдыха «Звёздный» 21-22 марта проводился тренинг для кадрового резерва «Иркутскэнергосбыта». А корреспондент «Сибирского энергетика» за ним наблюдал.
«С вами мы связываем надежды на развитие компании, и вы, наш кадровый резерв, должны видеть, кем вы хотите быть в этой жизни», – с таких подходящих случаю слов начал выступление перед собравшимися главный инженер ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Клепиков. Аудитория перед ним по численности была примерно такая же, как и на лекции в университете, – 23 человека. Специалисты из разных отделений компании, большинство из которых можно отнести к молодым (кто-то проработал в «Иркутскэнергосбыте» всего семь месяцев или полтора года), но были и те, кто под эту категорию не подходит: например, ведущий инженер-электроник Максим Борисов – системный администратор с пятнадцатилетним стажем. Но объединил собравшихся не формальный признак вроде возраста, а то, что именно им в будущем предстоит руководить «Иркутскэнергосбытом».
Наверное, поэтому директор «Иркутскэнергосбыта» Сергей Бабкин, по собственному признанию, не стал брать с собой презентацию с планами по развитию компании, а решил выстроить стратегию развития вместе с резервистами. Вернее, преемниками – такое более благозвучное слово употребляют специалисты «Иркутскэнергосбыта». Закончив вступительную речь, Бабкин дал преемникам своеобразное домашнее задание – прислать ему на электронную почту предложения по развитию всех шести направлений работы компании: поставок электрической и тепловой энергии, холодной воды, информационных и сервисных услуг, а также энергоаудита. «Время я не ограничиваю, пусть у каждого это будет на его совести и соответственно жизненной активности», – заметил он. А Клепиков, напротив, дал на выполнение своего задания ровно месяц. За это время нужно предложить, как можно использовать советы из книги основателя Института качества сервиса Джона Шоула «Первоклассный сервис как конкурентное преимущество» в рамках компании «Иркутскэнергосбыт».
Как сделать управленца из энергетика
После этого и начался тренинг управленческих качеств, цель которого, по выражению начальника отдела кадров Иркутской энергосбытовой компании Елены Шевелёвой, состояла в том, чтобы научить собравшихся, «как ступить и молвить».
«Я буду как инструктор в автошколе, не только дающий теорию, но и тут же демонстрирующий её на практике», – пообещал организатор тренинга Роман Паньков. И сразу начал с теории, объяснив, что руководитель отличается от простого специалиста умением управлять людьми, а не только прекрасными знаниями и навыками в своей профессиональной области. Умения руководителя состоят в том, чтобы правильно анализировать текущую ситуацию, ставить цели, планировать и принимать решения, распределять своё время и время персонала, мотивировать своих подчинённых, уметь определять истинную причину проблемы и устранять её. Этому и пытались научить преемников из числа кадрового резерва на примерах.
Задания были несколько нестандартными – тем интереснее были решения. Любопытно было наблюдать, как люди раскрываются, как быстро способны найти выход из любой тупиковой ситуации, применяя нетривиальные решения.