Стиль «а-ля рус»
Экспонаты многих выставок отдела истории областного краеведческого музея часто дополняются костюмами, рассматривать которые чрезвычайно интересно. Форма гимназистки, свадебный наряд якутской невесты иди мундир офицера русской армии рождают множество ассоциаций, живо рисуют характеры людей, их носивших.
– Мода – это знак времени, характеризующий быт, нравы, образ жизни того или иного периода, – рассказывает научный сотрудник отдела истории областного краеведческого музея Сергей Шуперт. – В залах нашего музея множество костюмов, относящихся к разным эпохам, по которым можно судить о жизни наших предков, об отличительных манерах поведения. Зададимся вопросом: почему до сегодняшнего времени неприлично держать руки в карманах? Ответ относится к середине XVII века, тогда костюмы военных исключали карманы. «Перчаточные» карманы могли быть пришиты с изнаночной стороны фалд мундиров, в том месте, которое называлось «срамным». Упаси бог офицеру положить в него руку! Подобный поступок считался оскорбительным и мог привести к дуэли.
Часто мы читаем в исторических книгах или видим в кино, как вестовые достают письма, прочие документы из манжета рукава. Использовались и всевозможные сумки, но ни в коем случае не карманы, которых на лицевой части одежды просто не было. Появились они в начале ХХ века исключительно на русских гимнастёрках и быстро распространились на военной одежде армий многих стран мира.
Военный стиль «а-ля рус» стал модным после войны России с Наполеоном 1812 года. Париж с удивлением и восторгом смотрел на блистательных русских офицеров и странного вида людей, называемых казаками. Мы знаем, что некоторые парижские кафе получили название «бистро» из-за торопливости казака, забежавшего в заведение, где можно перекусить, и потребовавшего: «быстро, быстро…».
Также до войн начала XIX века фуражки армий мира были бескозырками, так называемыми «бивачными», напоминающими современные морские фуражки. Козырьки появились из-за следования всё той же русской моде, увиденной у русских офицеров Петербургского ополчения во время войны с Наполеоном. Островерхие шлемы, «кайзеровки» – изобретение не немцев — русских. Кайзер Вильгельм увидел подобные головные уборы во время посещения в Петербурге своего родственника, русского императора, и быстро внедрил похожие головные уборы в своей армии.
Стиль «а-ля рус» возобновил в России император Александр III, который ввёл в качестве военной формы шаровары, заправленные в голенища сапог, длинный сюртук и шапку, отороченную бараньим мехом. Говорят, один из генералов лишился своего звания только потому, что не захотел носить «мужицкую» одежду. В «мужицком» мундире мы видим Александра III, памятник которому поставлен на бульваре Гагарина в Иркутске.
Мода капризна, как часто она видоизменяется, устремляясь вперёд или, сделав крутой вираж, возвращаясь в прошлое! Многие студенты сегодня считают модным посещение театра. В эти дни в историческом отделе областного краеведческого музея работает выставка, посвящённая 160-летию академического драматического театра имени Охлопкова. По городу ездит трамвай маршрута № 1, получивший название «театральный». Его фасад оформлен внешним видом здания театра и видами его зрительного зала, внутри развешаны афиши спектаклей, анонсы их содержания. Каждый пассажир, приносящий в кассу театра фото с собственным изображением на фоне этого трамвая, может получить бесплатный билет на интересующий его спектакль.
А на выставке в музее экскурсии проводят члены молодёжного движения театра, молодые люди, одетые в старинные одежды – костюмы спектаклей прошлых веков. Они рассказывают о театре, его истории, работе костюмерных и бутафорских цехов, о тех изменениях в творческой жизни коллектива, которые происходили на протяжении 160 лет.