Муниципальные резервы
В Иркутске прошло заседание координационного совета по местному самоуправлению ассоциации «Сибирское соглашение»
На прошлой неделе Иркутская область стала центром муниципальной жизни Сибири. В Приангарье съехались высокие гости из разных сибирских регионов: представители президента в Сибирском федеральном округе, депутаты региональных парламентов, мэры городов. Эту честь Иркутск заслужил тем, что впервые председателем координационного совета по местному самоуправлению ассоциации «Сибирское соглашение» была избрана спикер областного парламента Людмила Берлина. Также впервые в нашем городе состоялось заседание совета.
Не отвлекаясь на лишние слова, участники заседания перешли к обсуждению самых наболевших вопросов. Неполезным, вредным и даже преступным собравшиеся назвали Федеральный закон № 94, который регулирует размещение заказов для государственных и муниципальных нужд.
Как отметил руководитель агентства по государственному заказу Иркутской области Сергей Дубровин, закон принимался, чтобы обеспечить единое экономическое пространство на территории страны и сделать прозрачной процедуру размещения заказа. В итоге количество заявок на торги в нашем регионе выросло почти до 5,9 тысячи. Объём контрактов составил 10,7 миллиарда, удалось достичь существенной экономии бюджетных средств (8%). Это позитивные результаты введения новой формы торгов, которых добивались законодатели.
Однако закон вызывает серьёзные нарекания у участников электронных торгов. Они сетуют на то, что необоснованно сложной стала сама процедура размещения заказов. Информация о торгах публикуется на едином российском сайте, работать с которым крайне неудобно. Как отмечает мэр Иркутска Виктор Кондрашов, с введением новой процедуры время размещения заказа значительно увеличилось, нет программного обеспечения, которое позволило бы ускорить этот процесс. Аналогичные сложности испытывают государственные и муниципальные заказчики по всей стране. «Отмена региональных и муниципальных электронных площадок – преждевременная мера, – считает председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», глава Алейского района Светлана Агаркова. – Специалисты уполномоченного органа Алтайского края из-за плохой работы общероссийского сайта по два дня не могут разместить одно извещение о проведении аукциона». По её словам, работает одна электронная площадка, в то время как их должно быть пять.
Претензии вызывает не только техническое осуществление, но и ключевые положения закона. Сейчас в торгах побеждает тот, кто предложил самую низкую цену. Это ущербная практика, считают участники дискуссии. «В прошлом году в Иркутске торги на установку детских площадок выиграла компания, которая в два раза снизила цену, что было необоснованно. Выполнить заказ качественно при такой стоимости было невозможно, – привёл пример Виктор Кондрашов. – В итоге комиссия не приняла ни одну детскую площадку». Как отметил мэр Иркутска, демпинг и следующее за ним неисполнение обязательств могут стать причиной серьёзных социальных проблем. Любая бизнес-структура может принять участие в торгах, например, на строительство дорог. Таким образом можно сорвать строительный сезон, учитывая, что у нас он длится считанные месяцы.
Участники совещания констатировали, что нынешняя система госзакупок исходит из принципа презумпции виновности чиновников. «Под дымовую завесу разговоров о коррупции в рядах чиновников к бюджетам присасываются тысячи недобросовестных бизнесменов, – заявил заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Клешко и привёл наглядный пример беспомощности заказчика: – В конкурсе победил поставщик питания в школу, который поставил недоброкачественные продукты. По закону мы должны полностью пройти процедуру расторжения контракта, после он ещё будет подавать апелляции. А что в это время должны есть дети? Власть не может сделать ничего, пока не будет расторгнут контракт». Представитель Красноярского парламента предложил ввести минимальную ценовую планку, ниже которой стоимость выполнения заказа не должна снижаться. Наиболее оптимальным он считает ограничитель 20% (то есть исполнитель не имеет права снизить цену больше 20%), такая схема используется в некоторых странах Европы.
Алексей Клешко отметил, что разговор об организации электронных торгов очень своевременный. Примерно в это же самое время разворачивается серьёзная полемика между ФАС и Минэкономразвития, но, к сожалению, спор идёт за возможность контролировать пространство, а не за реальное улучшение ситуации с госзакупками.
Подводя итог обсуждения, Людмила Берлина отметила, что 94-й закон не позволяет привести для выполнения муниципального заказа людей квалифицированных, обеспечивающих высокое качество работы, обладающих оптимальными ресурсами. «Штопать этот закон бессмысленно, нужно другое правовое регулирование. Это мнение высказал весь Сибир-ский федеральный округ устами людей, работающих в муниципальных образованиях. Нужен другой инструмент размещения бюджетных ресурсов», – сказала спикер областного парламента. Решение координационного совета о разработке нового закона будет направлено в федеральные органы власти в составе рекомендаций по итогам заседания.
Вторая ключевая тема заседания координационного совета – ход реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего бизнеса. Довольно существенных результатов удалось достичь в Республике Бурятия. Здесь муниципальные программы тесно увязаны с республиканской, что в целом обеспечивает эффективность запланированных мероприятий. Как сообщил глава муниципального образования «Джидинский район» Виталий Батодоржиев, совместная работа позволяет привлекать федеральные средства и реализовывать программу самозанятости населения, развивать инфра-
структуру малого бизнеса. Участники заседания назвали беспрецедентным опыт сельскохозяйственного района по выделению бюджетных субсидий на регистрацию индивидуальных предпринимателей и оформление невостребованных земельных долей.
Программы развития предпринимательства муниципальных образований Красноярского края исходят из специфики региона и направлены на стимулирование промышленного производства и развитие сферы услуг населению. В частности, глава Лесосибирска Борис Золин рассказал о темпах развития лесопромышленного производства в городе: здесь построены новые предприятия по изготовлению древесно-стружечных плит, топливных пеллет и иной продукции из лесосырья. Развиваются и другие направления бизнеса. Зачастую муниципалитет, решая собственные задачи, достигает параллельно целей развития предпринимательства. В частности, чтобы стабилизировать цены на хлеб, МО закупило оборудование для хлебопечения и сдало его в аренду предпринимателям на конкурсной основе с обязательным требованием по снижению цены продукции. Но, как отметил Борис Золин, такая деятельность вызывает претензии у антимонопольного ведомства. «Вместе с тем мы должны создавать инфраструктуру малого бизнеса, в том числе оказывать ему имущественную поддержку – это эффективно», – заявил он.
В Иркутской области, в отличие от ряда других регионов «Сибирского соглашения», ещё недостаточно эффективно отлажена система взаимодействия муниципальных и региональной программ развития малого бизнеса. Глава администрации Хомутовского МО Василий Колмаченко отметил, что региональная программа недостаточно адаптирована к возможностям малых предприятий муниципалитетов. В частности, чтобы получить финансирование, предприниматели должны собрать большой объём документации, а затем защитить её в областном центре. Кроме того, в муниципалитетах нет достаточной информации об областной программе.
Между тем ряд муниципалитетов Иркутской области уже наработал опыт развития и поддержки предпринимательства, который также может быть востребован в целом на региональном и даже межрегиональном уровне. Так, мэр города Усть-Илимска Владимир Ташкинов рассказал об открытии представительств муниципалитета в городах-побратимах в Китае, Японии, Корее, Индии. Некоторые офисы уже работают и позволяют городскому бизнес-сообществу более эффективно находить иностранных партнёров.
Третья тема, которую обсудили члены координационного совета, – реализация Федерального закона № 83. Он предусматривает изменение правового положения государственных и муниципальных учреждений. Многие представители муниципалитетов считают введение в действие этого закона преждевременным.
«Времени на подготовку было недостаточно, поэтому муниципалитету пришлось срочно, без детального анализа принимать нормативные документы», – рассказал мэр города Черемхова, председатель Совета муниципальных образований Иркутской области Вадим Семёнов. Он также пожаловался на отсутствие рекомендаций относительно того, как учреждения следует разделить по видам. Разъяснения появились уже после того, как некоторые учреждения были переведены неверно, и теперь нужно их переводить в другую категорию. Вадим Семёнов указал на недостаточно чёткую проработку вопроса о том, какие услуги должны быть платными, а какие – бесплатными. Законодательство не уточняет, кто должен определить перечень обязательных бесплатных услуг, – федеральный, областной законодатель или органы местного самоуправления.
Глава Черемхова рассказал, что в его муниципалитете большинство учреждений предполагается перевести в казённые – 42. Тринадцать станут казёнными, одно – автномным. Для того чтобы оказывать качественные услуги, учреждениям требуются дополнительные средства, выделить которые муниципалитет не может из-за нехватки средств.
«Для большинства бюджетных учреждений, не владеющих рыночными инструментами, реформа является проверкой на прочность и выживаемость», – заключил Вадим Семёнов и предложил увеличить срок переходного периода и детализировать законодательство.
С мэром Черемхова согласился глава Усть-Кута Владимир Сенин. «Реформирование бюджетной сети – это не шаг, это прыжок. Если сделать его непродуманно, можно серьёзно отклониться от задуманной территории», – аллегорично высказался мэр северного города. Он предложил внести в перечень общеобразовательных услуг коррекционное образование. В противном случае могут возникнуть сложности с финансированием коррекционных классов, поскольку повышенное финансирование этих классов, которое существует сейчас, будет считаться нарушением. Коррекционное образование станет дополнительной услугой, средства на неё будут возмещаться за счёт платы с родителей. Такая же ситуация с классами с углублённым изучением определённых предметов. «Ещё сложнее с детскими садами, – говорит Владимир Сенин. – В услуге должны быть отражены обучение, воспитание, содержание детей, иначе услуги, не связанные с обучением детей, могут быть отнесены к дополнительным». Чтобы не возникло путаницы, законодатели должны чётко разнести, какая услуга обязательная и будет предоставляться за счёт бюджета, а какая дополнительная, то есть необязательная и будет оказываться за плату, предлагает Владимир Сенин.
Глава Ононского района, председатель Совета муниципальных образований Забайкальского края Валерий Духновский рассказал, что в его регионе шесть социальных учреждений – дома престарелых, социально-реабилитационные центры – свободно перешли в статус автономных. Один дом престарелых имеет подсобное хозяйство, производит сельхозпродукцию, прежде всего для собственных потребностей, излишки продаёт. В доме-интернате для престарелых пошли дальше – организовали переработку: готовят овощные и мясные консервы, коптят рыбу. Учреждения социальной защиты создали ассоциацию «Содружество», она централизованно занимается кредитованием. Совместными усилиями строится третий комбикормовый завод.
То, что в Забайкальском крае наработан положительный опыт перехода на самостоятельные рельсы, не значит, что все учреждения без оглядки должны становиться автономными. «Мы все с опаской думаем, как будет проходить реформа. В Забайкальском крае правительство рекомендовало переходить организациям в бюджетные. Для того чтобы перевести предприятие в автономное, нужна тщательная подготовка», – сказал представитель Забайкальского края. Валерий Духновский считает: задержка со вступлением 83-го закона связана с надеждой муниципалитетов на то, что федеральный законодатель передумает, как-то поправит закон.
От таких мыслей участников заседания предостерегла Людмила Берлина: «Это самое страшное, от чего нужно беречься. Иначе окажется, что полтора года пройдёт, а муниципалитеты ничего не сделали».
Второй день заседания МАСС прошёл в «полевых условиях». Гостей пригласили ознакомиться с передовыми предприятиями Усольского района. Этот муниципалитет был выбран для поездки, поскольку территория является одной из опорных в Иркутской области. На завтрак члены делегации отведали свежего молока, йогурта и творожка на молочном заводе «Железнодорожник». По словам генерального директора предприятия Виктора Лифантьева, себестоимость выпуска одного литра молока составляет 13 рублей. По итогам прошлого года рентабельность молочного производства достигла 29%. Качество продукции обеспечивают три лаборатории: входного контроля, химическая и бактериологическая.
Сменив белые халаты на синие, гости отправились на молочную ферму. Она шесть лет была на реконструкции и открылась недавно. В одном из отделений свободно разместились 650 дойных коров. Новая технология, которая применяется в хозяйстве, позволяет не держать животных на цепях. При этом каждая корова чётко знает своё место. Перед дойкой скотники открывают ворота, и животные отправляются в доильный цех. Доильное оборудование позволяет одновременно доить 32 коровы. Обслуживают гигантский аппарат всего лишь два дояра: они обмывают соски и подключают приёмники молока. Подобные системы есть лишь в двух хозяйствах страны: в Ленинградской области и в ЗАО «Железнодорожник».
В ближайшее время в Усольском районе откроется ещё одно реконструированное производство. Туда и направилась делегация после посещения ЗАО «Железнодорожник». Производственную площадку в посёлке Тельма выкупила компания «Байкалфарм», уже в нынешнем году здесь планируют выпускать спирт и ликёры. Сейчас идёт процедура лицензирования. Как рассказал директор по производству ОАО «Байкалфарм» Николай Раднаев, в реанимацию тельминского завода компания уже вложила 110 миллионов рублей. Сейчас на предприятии работают 57 человек, а к моменту выхода на производственные мощности планируется создать около 200 рабочих мест.
Гостям показали ещё одно промышленное предприятие – кирпичный завод в Новомальтинске. Его построило ОАО «Ангарское управление строительства» (АУС). Завод обеспечит строительную отрасль собственным недорогим материалом. Как отметил генеральный директор пред-
приятия Виктор Серёдкин, стоимость одного кирпича «на выходе» с завода – 10 рублей. Проектная мощность предприятия составляет 30 миллионов кирпичей в год. Треть от этого объёма будет уходить на собственное потребление АУСа, излишки – продаваться в Иркутскую область и за её пределы.
Завершив небольшой вояж по Усольскому району, делегация прибыла в посёлок Белореченский, где прошло итоговое совещание. Безусловно, говорили о достижениях района и области. Директор Усольского свинокомплекса Илья Сумароков поделился своей формулой успеха. Чтобы производство не заглохло, в него надо постоянно вкладывать деньги, уверен сельскохозяйственник со стажем. Ежегодно в обновление производства свинокомплекса вливается не менее 200 миллионов рублей. Например, вложения в прошлом году составили 342 миллиона рублей. Заработная плата на предприятии одна из самых высоких в районе – 26,3 тысячи рублей. «Мы не испытываем недостатка в кадрах. Напротив, нам приходится регулярно отказывать желающим работать на свинокомплексе», – говорит Илья Сумароков.
Не обошлось и без обсуждения проблем. Генеральный директор СХ ОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко говорил о неумеренном и даже хищническом росте тарифов. Это перечёркивает работу и так не слишком рентабельных сельскохозяйственных предприятий. Только в прошлом году тариф на электроэнергию увеличился на 69%, в то время как президент страны заявил, что цены не должны подняться выше 15%. Удобрения подорожали наполовину. «Это ставит под вопрос дальнейшее развитие сельскохозяйственного комплекса», – констатировал Гавриил Франтенко.
Все предложения и интересные наработки, высказанные в ходе двух дней заседания, будут оформлены и отправлены в качестве рекомендаций в федеральные органы власти.