издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тепло без срывов

«Достойно прошли зиму», – так охарактеризовал завершающийся отопительный сезон главный инженер ОАО «Иркутскэнерго» Евгений Новиков. При достаточных запасах гидроресурсов энергетики, памятуя о суровой зиме 2009–2010 годов, заготовили к началу отопительного сезона практически двойной запас натурального топлива – 3,4 млн. тонн при нормативных запасах чуть меньше 2 млн. тонн. Причём крупные запасы угля были сформированы непосредственно на теплоисточниках, которые должны были нести максимальную загрузку. Зима тоже не принесла особых сюрпризов энергетикам. Она оказалась в среднем на 3 градуса теплее предыдущей, в результате отпуск тепла сократился на 9,4%.

«Мы максимально понимаем друг друга»

«В целом, я считаю, мы прошли этот отопительный сезон достойно, – заявил Евгений Новиков. – Без срывов, без каких-либо экстраординарных действий. Спокойно, ритмично, в совершенно рабочей обстановке». Во многом, как отметил главный инженер компании, это произошло потому, что энергетики провели серьёзную подготовку. «В осенне-зимний период 2010–2011 годов мы входили, помня, что зима 2009–2010 годов Гидрометцентром была поставлена в тройку наиболее суровых по температурным параметрам за последние 100 лет, – сказал Евгений Новиков. – Естественно, был выявлен ряд критических моментов, которые мы поставили себе в программу подготовки к нынешней зиме. И, я думаю, в достаточной мере их решили». 

По итогам отопительного сезона 2009–2010 годов ОАО «Иркутскэнерго» провело встречу с коллегами-угольщиками, на которой стороны обсудили проблемы поставок, качества угля и разработали программу взаимодействия энергетиков и угольщиков. «Летом прошлого года было достигнуто понимание если не самой угольной стратегии, то, во всяком случае, её основы, – отметил Евгений Новиков. – Уровень взаимодействия в рамках энергоугольной компании «Иркутскэнерго» значительно возрос, у энергетиков появилось полное понимание, что такое разрез, какие там проблемы, чего ждать, а чего нет. Ровно так же угольщики сейчас адекватно понимают, что такое топливо, какие проблемы из-за него могут возникать у энергетиков. Уже почти прошедший отопительный сезон показывает, что точки соприкосновения найдены и мы максимально понимаем друг друга». 

Зима оказалась в среднем на 3 градуса теплее предыдущей. В результате отпуск тепла снизился по сравнению с зимой 2010 года на 9,4%, из которых в горячей воде – 8,4%. Кроме того, произошёл сброс технологического пара «Усольехимпрома», связанный с остановкой основных производств. ТЭЦ-11 потеряла достаточно хорошего потребителя. По выработке электроэнергии произошло снижение на 4,8%. Причём как по ГЭС, так и по ТЭЦ. Это связано с низкой приточностью в Байкал, что сдерживало выработку на Иркутской ГЭС. А ТЭЦ сработали меньше в связи с потеплением. 

На свой уголь

В зиму 2010–2011 годов компания входила с гораздо большими, чем в прошлом сезоне, запасами угля. При нормативных запасах чуть меньше 2 млн. тонн натурального топлива на начало отопительного сезона компания заготовила практически 3 млн. 400 тыс. тонн. А это значительно больше, чем в прошлом сезоне. Как сообщил исполнительный директор компании «Востсибуголь» Сергей Винарский, в 2010 году на всех разрезах было добыто 14,9 млн. тонн угля. В этом году прогнозная цифра примерно такая же, так как угольщики намерены закрыть не менее 97% потребностей «Иркутскэнерго». Уже сейчас 11 млн. тонн из 14,9 млн. тонн уходит на нужды энергоугольной компании. «На 500 тысяч тонн увеличится добыча на Вереинском разрезе ООО «Трайлинг», – сообщил Винар-ский. – На 200 тысяч тонн – на Ирбейском разрезе, на Мугуне мы планируем выйти на уровень 7 миллионов тонн в год. Все остальные наши разрезы будут работать без уменьшения. Где-то миллион-полтора мы добавлять должны».

Как сообщил Евгений Новиков, основные запасы угля в этом сезоне заранее были сформированы на станциях, на которых прогнозировались повышенные нагрузки.  «В частности, по Ново-Иркутской ТЭЦ, где и в прошлом, и в нынешнем году была максимальная загрузка, мы заложили топлива в полтора раза больше проектных возможностей угольного склада. И топливные проблемы прошлого сезона на ТЭЦ не возникали», – сказал Евгений Новиков. 

Отныне «Иркутскэнерго» готово в своём топливном
балансе ориентироваться только на собственные угли, заявил Евгений Новиков

В этом году «Иркутскэнерго» сумело решить задачу, которая многим даже внутри компании ещё год-полтора назад казалась неразрешимой, сказал Евгений Новиков. С ноября прошлого года по нынешний день ТЭЦ-6 в Братске работает на непро-ектных топливах с Ирбейского и Жеронского разрезов. Таким образом, проектный бородинский уголь, поставлявшийся компанией «СУЭК» на эту станцию, перешёл в разряд «страховочного». «Мы научились сжигать непроектное топливо и отказываться от углей СУЭК практически на всех филиалах, – заметил Евгений Новиков. – До 2010 года мы не могли отказаться от этих углей только на ТЭЦ-6. Там установлены жидкошлачные котлы, сильно ориентированные на проектный ирша-бородинский уголь. Но многолетняя задача была решена. И во многом благодаря тому, что отлично сработал коллектив ТЭЦ-6». 

На ТЭЦ-6 весь сезон лежал страховой запас бородинского угля в размере 100 тысяч тонн.  «Но, насколько нам известно, всё прошло достаточно успешно, – заявил Сергей Винарский. – При любых нагрузках котлы работали. До конца марта будет принято окончательное решение, как станция будет работать дальше. Но уже есть уверенность, что серьёзных закупок стороннего угля на ТЭЦ-6 в 2011 году не будет, за исключением страхового запаса. А потом станция перейдёт на угли с Ирбейского месторождения на постоянной основе». Евгений Новиков заявил, что отныне «Иркутскэнерго» готово в своём топливном балансе ориентироваться только на собственные угли и быть независимым от внешних поставщиков, которые, как показывает практика, в зависимости от конъюнктуры очень сильно манипулируют ценой угля. 

«Будем бегать бегом»

«Иркутскэнерго» проводит новую политику, добиваясь максимальной независимости в плане транспортного обеспечения. В прошлом году ОАО «Иркутскэнерго» приобрело соб-ственные вагоны в количестве 770 шт., и на сегодняшний день собственный вагонный парк состоит из 845 вагонов. По словам Сергея Винарского, в ближайшее время парк пополнится ещё 400 вагонами, которые в основном будут работать на севере Иркутской области – возить уголь с Ирбейского разреза на ТЭЦ-6, ТЭЦ-16, Усть-Илимскую ТЭЦ. 

Именно собственный вагонный парк позволил энергетикам в этом отопительном сезоне оперативно решить сложный вопрос с поставками угля для муниципальных котельных. В ноябре из-за реформирования у РЖД начались проблемы с вагонами. В результате задержались поставки угля с Бородинского разреза в несколько муниципалитетов региона. Администрация обратилась к «Ир-

кутскэнерго» с просьбой помочь. «Мы в тот момент испытывали те же проблемы, что и Бородинский разрез в части поставок угля прочим потребителям, у нас не хватало вагонов, – сказал Сергей Винарский. – Но решили: помогать надо. Часть собственного подвижного состава – 60 вагонов – сняли, перебросили на Ирбейский разрез и вывезли до середины декабря приблизительно 

20–25 тысяч тонн угля в Вихоревку, Усть-Кут, Тайшет и Чуну». Традиционно во все эти муниципалитеты поступает бородинский уголь – примерно 300 тысяч тонн по году. Параллельно «Востсибуголь» смог реализовать и ещё одну задачу – испытать собственные непроектные угли на муниципальных котельных. «Никаких отрицательных отзывов по качеству углей мы не слышали», – отметил Сергей Винарский. 

«С осени администрация ирбейский уголь у нас не берёт, и нам более не пришлось заниматься поставками угля в аварийном порядке», – сообщил он. По его прогнозам, в апреле-мае из-за передачи вагонного парка РЖД Первой и Второй грузовым компаниям могут снова возникнуть проблемы с поставками угля. Теперь уже иного толка: частные компании не будут работать по тарифам, установленным государством. «Это может стать серьёзной проблемой как раз для предприятий ЖКХ, – считает Сергей Винарский. – В аварийной ситуации мы возили по прейскуранту десять ноль один, по такому же тарифу ранее им уголь поставлялся в вагонах РЖД. Сейчас этих вагонов нет, следовательно, прейскурант уже работать не будет».  

Напомним, что «Иркутскэнерго» сейчас поставляет для нужд ЖКХ области 300 тыс. тонн твёрдого топлива. «Мы предлагали областному правительству закрыть полностью потребность региона собственным углём, – сказал Сергей Винарский. – Это будет в основном уголь Ирбейского разреза, может быть, немного из Мугуна и Черемхова. Свои предложения мы правительству сбросили. Безусловно, просто вагоны предоставлять мы не будем, в своих вагонах на крайний случай сможем привезти свой уголь. Но пока мы не получили окончательного решения со стороны руководителей областного ЖКХ, как они видят эту ситуацию. Надеемся, что в апреле-мае до конца всё проясним. Я думаю, что с 1 апреля вагонов ПГК не будет вообще, а в апреле в Иркутской области отопительный сезон ещё не закончится. Если решение не будет найдено, все мы будем бегать и искать  варианты для спасения городов и сёл, где закончился уголь». 

«Хотелось бы партнёрских отношений»

2 млрд. рублей потратило «Иркутскэнерго» в 2010 году на программу по замене и ремонту теплоисточников и теплосетей. Коэффициент готовности тепловых электростанций вырос по сравнению с прошлым отопительным сезоном значительно, заявил Евгений Новиков. «Это позволило избежать серьёзных внештатных ситуаций, которые были бы озвучены на селекторах Минэнерго или системного оператора. По теплоснабжению на теплоисточниках проблем не было. Остаётся наша болевая точка – тепловые сети. Особенно это касается Иркутска», – отметил Евгений Новиков. 

В декабре, напомним, случилась авария по улице Карла Либкнехта, в результате которой произошло отключение горячего теплоснабжения и ограничение подачи тепла в 245 зданиях, расположенных в районе улиц 1-й Советской, Байкальской, Депутатской. «Мы не вышли за сроки устранения повреждения – 36 часов, которые классифицируют подобные повреждения как аварию, – подчеркнул Евгений Новиков. – Кроме того, было неполное ограничение потребителя, мы давали возможность иметь отопление в режиме «на слив». Мы считаем, что организация устранения повреждения и те тренировки, которые мы делаем по подобным вещам, должны были бы вызвать у города достойную оценку нашей дееспособности. Но, тем не менее, повреждения на тепловых сетях и с технической, и с социальной точки зрения принимают некую политическую окраску. При этом в тени остаётся наша реальная повседневная работа».

В регионе сейчас практически все сети находятся в управлении «Иркутскэнерго», за исключением Зимы и Шелехова. Наиболее больная точка – Иркутск, где сети действительно ветхие и требуют замены. Мгновенно эту задачу решить нельзя, поскольку необходимые финансовые средства исчисляются миллиардами рублей. «Есть, безусловно, конкретные технические мероприятия и решения, которые позволяют минимизировать потенциальные повреждения в будущем, – сказал он. – Такие, как отказ от сальниковых компенсаторов и переход на сильфонные, новые решения по теплоизоляции, поскольку основные повреждения на таких сетях – это наружная коррозия. И эти решения мы внедряем, но надо понимать: нужны время и финансовые ресурсы». Ещё в начале прошлого года ОАО «Иркутскэнерго» обсуждало с мэрией города инвестиционную программу по модернизации муниципальных тепловых сетей, рассчитанную на 2010–2014 годы. Тогда, по оценкам специалистов компании, ежегодные затраты на неё должны были составить около 500–600 млн. рублей. «Подобную программу мы городу предложили, в течение 2010 года было много обсуждений, но, к сожалению, сегодня она так и не принята, – сообщил Евгений Новиков. – Мы находимся в некоем подвешенном состоянии, когда начинаем готовить теплосети и теплоисточники города к зиме. Безусловно, хотелось бы партнёрских отношений с городскими властями». Теплосети Иркутска находятся в концессионном управлении энергокомпании, и здесь не может быть генеральной ответственности «Иркутскэнерго» перед потребителями, заметил Новиков. В любом случае, во всех решениях должны участвовать муниципальные власти. Евгений Новиков напомнил, что теплоснабжение является регулируемым видом деятельности и под программу нужно «принимать соответствующие тарифные решения». «Если этих решений нет, то нет и программы», – констатировал он.

Он сообщил, что уже сформированы ремонтные программы на 2011 год, размещены заказы на оборудование и материалы, проведены конкурсы. «Ремонтные бюджеты достаточны для того, чтобы подготовиться адекватно: в 2011 году на ремонты будет затрачена не меньшая сумма, чем в прошлом году, – заметил Евгений Новиков. – У персонала есть и силы, и понимание того, что и где надо делать». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры