издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Энергетический шанс Восточной Сибири»

Превратить Иркутскую область в «панрегиональный энергетический центр» – задача на ближайшие десятилетия, уверены энергетики. Её решение предполагает строительство новых генерирующих мощностей в Восточной Сибири. «Было бы неправильно просто вывозить энергетическое сырьё за пределы региона, ведь Иркутская область исторически обеспечена ресурсами для развития генерации», – полагает генеральный директор ОАО «ЕвроСибЭнерго» и ОАО «Иркутск- энерго» Евгений Фёдоров. В эксклюзивном интервью «ВСП» он рассказал, кто построит газовую ТЭЦ в Усть-Куте и куда может переехать штаб-квартира «ЕвроСибЭнерго».

Внутренняя энергия 

– Во время своего визита в Иркутск Олег Дерипаска назвал Иркутскую область «панрегиональным энергетическим центром». Каким образом региону предстоит решить эту задачу и какова роль энергокомпаний в формировании такого центра? 

– Тезис Олега Владимировича [Дерипаски] означает, что спрос на электроэнергию в Иркутской области и в целом Восточной Сибири будет расти опережающими темпами, поскольку здесь предполагается развивать большое количество энергоёмких производств. А раз электроэнергия будет востребована – необходимо развивать и новую генерацию. В принципе, все предпосылки для этого имеются: уникальная генерирующая и сетевая база, квалифицированный персонал, ресурсы, и не только водные. Регион богат углём, и у нас большие планы по наращиванию его добычи. Кроме того, территория обладает значительными запасами природного газа, который рано или поздно будет добываться в серьёзных объёмах. То же Ковыктинское месторождение может стать базой для развития новой генерации. Естественно, и у энергетиков есть перспективные проекты, которые будут востребованы. Но пока мы находимся в ожидании некой финальной конструкции рынка. И новые правила, надеюсь, будут связаны с развитием генерации. И не только в рамках ДПМ (договоров на поставленную мощность. – «ВСП»). Возможно, к 2012 году появится некая дополнительная конструкция, которая будет стимулировать энергетиков строить новые мощности. Этот механизм должен состыковать интересы энергоёмких производителей, транспортных компаний и энергетиков.

– То есть речь идёт не только о добыче энергетических ископаемых, но и о создании новых мощностей? 

– Конечно. Иркутская область исторически обеспечена ресурсами для развития генерации. Неправильно было бы отправлять уголь, скажем, в Бурятию и возводить станцию на её территории. Очевидно, что строить нужно там, где есть доступное сырьё и где знают, как эксплуатировать и ремонтировать объект. Что касается наращивания экспорта сырья в Китай, то идеология, конечно же, не в том, чтобы банально продавать ресурсы Восточной Сибири в Юго-Восточную Азию, а в собственном развитии за счёт их эффективного использования как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это шанс для Восточной Сибири получить развитую инфраструктуру, позволяющую в том числе осуществлять масштабную добычу полезных ископаемых. Без этой инфраструктуры сейчас страдают вся страна и Сибирь. 

– Можете пояснить, что подразумевает новая конструкция рынка? 

– На самом деле есть только примерное видение. Правительство РФ понимает, что правила должны быть изменены, но я думаю, что раньше августа более подробной информации на этот счёт не появится. Для работы над новой конструкцией рынка созданы несколько рабочих групп под руководством первого премьера правительства РФ Игоря Шувалова. Если вспомнить, как три-четыре года формировались нынешние правила, то можно предположить, что и в этот раз процесс потребует немалого времени. 

Объединить бренды 

– В Иркутске Олег Дерипаска также заявил о развитии малой атомной генерации в отдалённых районах Сибири, в частности для нужд предприятий по добыче полезных ископаемых. На каких месторождениях могут быть использованы реакторы? 

– Это проект Росатома, где «ЕвроСибЭнерго» выступает соинвестором. Речь идёт о технологии производства свинцово-висмутовых быстродействующих реакторов. Первой площадкой под такой реактор станет Димитровград в Ульяновской области. Объект будет построен на базе Института атомной энергетики. Не скажу, что в Сибири уже определена площадка под такие реакторы, но целевая ниша разработки – как раз удалённые территории. Хороший пример – Чукотка, где находится известная Билибинская АЭС. Сырьё туда привозить можно, но это будет «северный завоз» со всеми вытекающими последствиями. То есть возможно, но неэффективно. Гипотетически именно для таких труднодоступных мест могут использоваться реакторы малой мощности. 

– В какой перспективе могут появиться реакторы малой мощности?

– Сейчас проект на стадии НИОКР. Мы считаем, что вероятность успешности этих НИОКР очень высокая. Нужно потратить много времени и денег, чтобы это подтвердить. Но опыт Советского Союза показывает, что в целом есть все шансы на успех. 

– На каком этапе находится со-трудничество «ЕвроСибЭнерго» с китайской Yangtze Power Company? 

– Компанию YES Energo мы создали в конце февраля на паритетной основе. СП учреждено и зарегистрировано в Гонконге. Есть три проекта, которые мы рассматриваем совместно. Первый – газовая ТЭЦ в Усть-Куте. Всё-таки решили в этом году вместе с китайцами делать технико-экономическое обоснование проекта. Думаю, в ближайшие недели объявим конкурс на проектирование электростанции. Китайские партнёры заинтересованы в проекте, считают эту площадку перспективной. Учитывая их опыт в строительстве эффективной и дешёвой генерации, мы собираемся привлекать китайскую сторону на всех этапах создания ТЭЦ. Кроме того, YES Energo рассматривает ещё два гидропроекта в Сибири, но пока не буду их озвучивать. Отмечу только, что они не связаны с Иркутской областью. Китайская сторона анализирует сейчас предоставленную документацию по данным объектам и формирует своё видение. 

– Получается, компания решила начать работу над станцией в Усть-Куте, не имея согласия на включение её в схему ДПМ? 

– С просьбой внести ТЭЦ в распоряжение правительства по ДПМ обращались и «Иркутскэнерго», и региональные власти, но по-прежнему нет положительного ответа. Вопрос топлива там решён: у нас как минимум три поставщика, которые готовы предоставить сырьё, в том числе Иркутская нефтяная компания и «Дулисьма». Проблема заключается в нынешней конструкции рынка. Мы можем построить станцию, но кому это нужно? К примеру, мы запустим ТЭЦ и заключим контракт с потребителем. Но при существующей схеме для него это ущербно и невыгодно. Такие в данный момент условия. Надеюсь, вскоре правила поменяются. А пока мы всё же будем пытаться доказать коллегам из Минэнерго, что нужно не ждать новых правил, а уже сейчас вносить изменения в распоряжение, утверждающее перечень ДПМ. Все необходимые обращения есть, периодически проходят встречи рабочей группы, куда входят потенциальные интересанты: ФСК, «Полюс Золото», УГМК и другие. Все они говорят о необходимости строительства такой станции. Теперь ждём, пока накопится некая критическая масса, которая сможет повернуть ситуацию. 

– Ранее вы заявляли о планах ежегодно удваивать отпуск электроэнергии «ЕвроСибЭнерго» через «МАРЭМ+». За счёт каких потребителей компании планируется это сделать в 2011 году? 

– Мне кажутся успешными результаты работы компании в 2010 году. Они позволили с начала этого года перевести целый ряд крупных предприятий на электроснабжение через «МАРЭМ+». В их числе предприятия группы «Базовый элемент» (Красноярский металлургический завод) и ряд «Водоканалов» в регионах. Кроме того, с 2011 года мы начали работать в Калуге на Кондровскую бумажную фабрику, «добиваем» тему перевода Троицкой фабрики. В целом мы больше чем удвоили отпуск электроэнергии. По итогам 2011 года ожидаем таких же результатов. Уже достигнуты договорённости с некоторыми предприятиями на Урале. У нас есть все предпосылки к тому, чтобы увеличить отпуск электроэнергии как минимум ещё на 2 млрд. кВт-ч. 

– Обсуждается ли перенос штаб-квартиры «ЕвроСибЭнерго» в Иркутск? Предполагает ли это перерегистрацию компании? 

– Скажем так, в краткосрочной перспективе перенос рассматривается. Перерегистрация тоже возможна. С точки зрения налоговых отчислений никаких кардинальных изменений не будет: «ЕвроСибЭнерго» – управляющая компания, а генерация платит по месту регистрации, как, например, всегда делало «Иркутскэнерго». И мы никогда не перераспределяли деньги компании в Москву. Та же Красноярская ГЭС в случае перерегистрации «ЕвроСибЭнерго» продолжит платить своему региону. 

Многолетний экотренд 

– Когда новый акционер «Иркутскэнерго» ОАО «РусГидро» озвучит своё видение развития компании? 

– Ни «Интер РАО», ранее получившее пакет, ни «РусГидро» не озвучивали своих планов в отношении «Иркутскэнерго». Однако «Иркутскэнерго» как было, так и остаётся одной из самых эффективных компаний отрасли. Безусловно, какое-то стратегическое видение новый акционер предложит, но мне кажется, что текущие позиции «Иркутскэнерго» и так выглядят очень привлекательно, потому и востребованы новым акционером.

– Новая смена акционера потребует от компании проведения внеочередного собрания акционеров, изменений в составе совета директоров? 

– Пока нам таких требований не поступало. Особых предпосылок к этому не вижу. У нас годовое собрание акционеров запланировано на конец июня. К тому же не думаю, что до этого срока будет завершена передача 40-процентного пакета акций от «Интер РАО» компании «РусГидро». Это достаточно длительная процедура, связанная с допэмиссией «РусГидро». Многое будет зависеть от того, станет ли «РусГидро» ждать все объекты или проведёт допэмиссию только на акции «Иркутскэнерго». Похоже, процедура смены совладельца растянется, но я уверен, что она завершится до конца 2011 года. 

– Известно ли вам, к каким выводам пришла рабочая группа правительства Иркутской области, которая анализировала перспективы газификации? 

– Задача рабочей группы – просто подсчитать эффект от газификации. Дальше уже вопрос договорённости двух коммерческих структур, в частности, о цене газа для мини-ТЭЦ в Братске. Вернее, о сроке контракта, который, в нашем понимании, должен быть заключён не менее чем на 15 лет. Вероятно, договорённости с «Газпромом» будут достигнуты в самом ближайшем будущем. 

– Какие меры в этом году «Иркутскэнерго» планирует для снижения экологического воздействия? 

– Мы продолжим проекты, начатые ранее. Основной экологический проект, существующий в Иркутской области, на мой взгляд, это «Малый юг». По сути, супернеэффективная и экологически вредная генерация тепла замещается эффективной и экологичной. Того же результата мы достигли при строительстве тепломагистрали № 4, которая позволила перевести часть теплообеспечения города на Ново-Иркутскую ТЭЦ. Я не так часто езжу по городу, но даже мне бросается в глаза, что в районах, куда наша труба уже пришла и куда ещё нет, совершенно разная обстановка. Скажем, если ехать в Рабочее, то сложно не заметить жуткие трубы котельных и чёрный снег. И чем быстрее мы завершим переориентацию на два крупных источника – КСПУ и Ново-Иркутскую ТЭЦ, – тем лучше. Это даст серьёзный ощутимый эффект, который человек на себе сразу почувствует. В целом компания продолжает снижать уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. Позитивный тренд прослеживается в течение 10–15 лет. Однако прогнозировать объём выбросов на этот год до грамма невозможно: энергетики зависимы от погоды, водности и многих других факторов.

– Какие новые проекты «Иркутскэнерго» планирует в рамках Киотского протокола? Будет ли продолжаться замена колёс на Братской ГЭС? 

– По Братску в рамках утверждения бизнес-плана на 2011 год мы приняли решение менять ещё шесть рабочих колёс. Продолжение проекта, разумеется, тоже будем номинировать на продажу квот в рамках Киотского соглашения. У нас очень позитивное отношение к этому проекту. Думаю, до конца марта должны будем подвести итоги конкурса по выбору поставщика колёс и в течение четырёх лет привезти и установить их на станции. Второй проект, который планируем номинировать, – тепломагистраль № 4 в Иркутске, которая позволила наладить поставки тепла от централизованного теплоисточника. Все документы по проекту подготовили, почти завершили верификацию и формируем заявку на третий этап Киотского конкурса. 

– А на каком этапе продажа квот по первому проекту замены колёс на БГЭС?

– Проходят переговоры с возможными покупателями. У нас остались три компании-претендента на получение квот. Думаю, к апрелю мы постараемся принять решение. Конечные страны-покупатели нам известны. Но сама сделка будет осуществлена через специализированного трейдера, который занимается одобрением со стороны страны – эмиссионера квот и страны-получателя. О стоимости сделки станет известно, как только определимся с покупателем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры