Жизнь после катастрофы
Сразу после разрушительного японского землетрясения и цунами появились прогнозы, которые не исключали, что эти печальные события спровоцируют в мировой экономике новую волну кризиса. Действительно, фондовые рынки продемонстрировали рекордное падение: всего лишь за одну торговую сессию после катастрофы капитализация японских компаний уменьшилась на 287 миллиардов долларов, ключевой индекс Nikkei упал на 6,2%, ушли в минус котировки ведущих финансовых институтов страны. На Токийской валютной бирже начался значительный рост обменного курса японской иены по отношению к другим валютам. Казалось, что рукой подать до сценария 1998 года, когда кризис на азиатских биржах запустил механизм глобальной рецессии.
Полное цунами всей мировой экономике?
Среди мировых лидеров одной из первых своими опасениями поделилась немецкий канцлер Ангела Меркель, которая ещё 17 марта заявила, что случившееся в Японии может «серьёзно повлиять на мировую экономику». Однако немецкие эксперты с ней не согласились: они пришли к выводу, что стихийные бедствия и ядерные проблемы в Японии не приведут к новому мировому кризису при одном условии – если удастся избежать радиационного заражения столицы. В эфире Deutsche Welle Ханс Хайнрих Дрифтман, президент Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии, заявил: «Я не вижу опасности, что мировая экономика вновь сползёт в рецессию». Глава объединения немецких экспортёров BGA Антон Бернер убеждён, что мировая экономика «отделается шрамом».
В первую очередь, это произошло благодаря грамотному поведению Центрального банка Японии, который начиная с 14 марта многократно вбрасывал денежные средства на рынок для смягчения напряжённости и увеличения ликвидности. К настоящему моменту ЦБ Японии в общей сложности выделил 40 трлн. иен для поддержания финансовых рынков страны. Благодаря предоставлению достаточного объёма денежных средств депозитный резерв ЦБ Японии в иенах превысил отметку в 44 трлн., побив рекорд, установленный в марте 2004 года.
Навстречу японскому правительству пошли и страны «Большой семёрки» (G7), которые согласились провести валютную интервенцию для стабилизации курса иены. Такое решение было принято в связи с ростом этой валюты, подрывающим устойчивость японской экономики и мешающим усилиям Токио по преодолению последствий стихийных бедствий.
Япония будет жить
Несмотря на огромные разрушения и многочисленные человеческие жертвы, количество которых продолжает расти (число погибших и пропавших без вести уже приблизилось к 23 тысячам), масштабные последствия землетрясения коснулись лишь небольшой части территории Японии. Наиболее пострадавшие от цунами префектуры Мияги, Ивате и Фукусима не так развиты в индустриальном плане, как другие районы страны, население здесь преимущественно занимается сельским хозяйством и рыболовством.
Индустриальные районы, в том числе Токио, страдают в основном от ограничений подачи электроэнергии, возникших после аварии на АЭС «Фукусима-дайчи». Из-за этого некоторые крупные производители до сих пор не могут наладить выпуск продукции на своих предприятиях. Крупнейший в мире автопроизводитель Toyota сообщил, что все 12 сборочных предприятий компании будут закрыты до 26 марта и не ясно, смогут ли заводы заработать после указанной даты. В Toyota также отметили, что простои производства в сборочных цехах приведут к «недопоставке» 140 тыс. автомашин.
Возможно, что наиболее чутко отреагирует на ситуацию рынок высокотехнологичной продукции. По данным исследовательской организации Mirae Asset Securities, в Японии производится примерно пятая часть общего объёма компьютерных микросхем, карт памяти и аналогичных приспособлений. Только в 2010 году Япония экспортировала электронной продукции на 7,2 трлн. иен (91,3 млрд. долларов). Аналитики также отмечают, что огромное количество высокотехнологичных приборов, кроме Японии, не производит больше никто в мире. Например, в популярных планшетах Ipad используются микросхемы памяти, стекло сенсорного экрана и элементы аккумуляторной батареи, выпускающиеся в Японии.
Компания Sony уточнила, что закроет или приостановит производство на пяти заводах по сборке цифровых видеокамер, по крайней мере, до конца марта 2011 года. Это связано с перебоями в поставках комплектующих, которые наряду с трудностями, связанными с отключением электроэнергии, испытывают 15 из 25 заводов Sony, находящихся в Японии. На прошлой неделе производство было частично восстановлено лишь на двух предприятиях, и компания уже объявила, что намерена на временной основе перенести производство за рубеж. Всего у Sony 54 предприятия в нескольких странах мира.
Японский производитель фототехники компания Konica Minolta сообщила, что из-за отключений электричества производство частично приостановлено на трёх заводах, расположенных недалеко от Токио. Ещё одна компания сектора – Canon Inc. – отметила, что её сотрудники зачастую не могут добраться до работы из-за нехватки бензина в стране. Особенно это актуально для предприятий, расположенных на острове Кюсю, где железнодорожное сообщение слабо развито.
Дефицит бензина возник в первые дни после землетрясения, после того как были остановлены несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов. Проблема стояла настолько остро, что генеральный секретарь правительства Японии Юкио Эдано вынужден был обратиться к населению страны с просьбой ограничить использование частного автотранспорта, сократить использование бензина и другого горючего и не закупать их впрок из-за дефицита энергоресурсов. Сейчас полностью возобновило работу крупное нефтеперерабатывающее предприятие в городе Йокогаме, в полном объёме заработали заводы в префектуре Окаяма и «Кёкуто петролеум» в городе Итихаре. Ожидается, что скоро начнутся операции по приёму нефти и на заводе компании «Космо ойл» в Итихаре, на котором после землетрясения бушевал сильный пожар.
Сегодня дефицит топлива продолжает испытывать только префектура Мияги, куда уже прибыли нефтеналивные танкеры, однако причальные сооружения и инфраструктура там сильно пострадали от цунами.
Нефть как универсальный индикатор
Интересно, как ситуация в Японии отразилась на сырьевых рынках. 15 марта цены на нефтяные фьючерсы упали за один день более чем на 4%. С ослаблением опасений относительно возможных негативных последствий для глобальной экономики и мирового рынка энергоносителей нефтяной рынок начал восстанавливать свои ценовые позиции. По итогам торгов 17 марта цены на нефтяные фьючерсы повысились за день более чем на 3,5%.
Нефть на биржах накануне дорожала под влиянием ожиданий увеличения спроса на нефть и нефтепродукты в Японии, сообщает quote.rbc.ru. На рынке считают, что в ближайшее время стране потребуется больше нефти и нефтепродуктов для обеспечения работы своих ТЭС и генерирования достаточного количества электроэнергии, чтобы заместить потери выбывших мощностей АЭС.
Япония уже отменила все заключённые ранее соглашения по экспорту нефтепродуктов и планирует дополнительно увеличить их импорт, чтобы восполнить образовавшийся дефицит энергоносителей. Уже есть договорённости с Южной Кореей и Индонезией о срочных поставках нефтепродуктов в Японию. Вдвое увеличит поставки нефти в 2011 году Россия, об этом заявил вице-премьер правительства РФ Игорь Сечин. Поставки нефти достигнут 18 млн. тонн, а поставки нефтепродуктов вырастут на 28,5% – до 4,5 млн. тонн.
Газета «Коммерсантъ» обратилась к эксперту Валерию Нестерову из компании «Тройка Диалог», который полагает, что у российских нефтекомпаний действительно есть возможности для увеличения экспорта: за первые два месяца этого года добыча нефти выросла на 2% при снижении уровня экспорта на 1,5%. Однако Россия вряд ли сможет увеличить поставки в Японию нефтепродуктов, считает Валерий Нестеров. Он отмечает, что мощности Хабаровского и Комсомольского НПЗ полностью загружены, кроме того, «сомнительно, что японцев устроит качество производимого там топлива».
По словам Сечина, «Газпром» уже направил в Японию танкер со 100 тыс. тонн дополнительных объёмов сжиженного природного газа». Правда, «Коммерсантъ» сообщил, что в Gazprom Marketing & Trading уточнили, что их танкер вмещает всего 65 тыс. тонн газа.
Россия поможет Японии стать инвестором
Ещё ряд предложений, озвученных Игорем Сечиным, очевидно, продиктованы стремлением упростить доступ Японии к российским энергоресурсам. В частности, Игорь Сечин на встрече с послом Японии в РФ Масахару Коно предложил принять участие в разработке Ковыктинского газоконденсатного и Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождений, расположенных в Иркутской области и Якутии соответственно. Также пострадавшей от землетрясений Японии предложено принять участие в строительстве нефтехимического комплекса «Роснефти» в Приморье, а в угольной отрасли – в освоении Эльгинского месторождения группы «Мечел». Кроме того, Россия в ближайшее время может также нарастить поставки угля в Японию на 3-4 млн. тонн. «СУЭК и «Мечел» уже в контакте с японскими партнёрами», – заключил заместитель главы правительства.
Большинство экспертов пока оценивают эти предложения очень сдержанно: интерес японских компаний конкретно к этим проектам неочевиден, кроме того, сроки запуска перечисленных объектов оцениваются не ранее 2017 года, за исключением Эльгинского месторождения, где первый уголь ждут уже в будущем году.
Однако есть и позитивные оценки. Например, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил в эфире радио «Голос России» следующее: «Японцы сегодня нуждаются в достаточно больших объёмах энергоресурсов. При этом они и так являются одним из главных игроков на рынке сжиженного природного газа, потребляя около 40 процентов сжиженного природного газа, который производится в мире. Поэтому, я полагаю, Япония заинтересована в совместных проектах. Кстати говоря, завод, который у нас уже есть в рамках проекта «Сахалин-2», на 80 процентов мощности рассчитан на Японию. И японцы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы принимать участие в создании дополнительных мощностей по производству углеводородного сырья».