Уроки «ЖилКома»
Одна из крупнейших управляющих компаний Ангарска – обслуживающий 1 млн. квадратных метров жилья «ЖилКом» – оказалась в центре конфликта. Жильцы 23 домов, в которых общедомовые приборы учёта показали перерасход в сравнении с нормативом, получив уведомления о доначисленных суммах, ринулись «в бой», вовлекая в свою борьбу местные газеты, прокуратуру, партячейки, городскую и районную администрации. «Коварный замысел», «грабёж в особо крупных размерах», «неосновательное обогащение», «освободите кресло» – не самые резкие цитаты из этих обращений. Люди шокированы, они возненавидели компанию, с которой мирно жили предыдущие годы.
Возненавидеть, вознегодовать и разобидеться было от чего: представьте себе состояние людей, исправно оплачивавших тепло по нормативу и вдруг получивших уведомления, что в течение полугода нужно доплатить кому пару сотен, а кому и 5-6 тысяч рублей с квартиры. Именно такие суммы разницы между нормативом и фактическим потреблением тепла «набежали» в домах, где общедомовые теплосчётчики работают уже два-три года (доплатить придётся от 7 до 192 рублей на каждый метр общей площади квартиры). Закономерно у жителей возникли вопросы: почему нас управляющая компания не информировала, что в доме установлен теплосчётчик? Почему в первый и второй годы не уведомляла, что идёт перерасход тепла? Почему не занималась регулировкой-балансировкой и этот перерасход терпела? Почему, наконец, счета «по фактическому потреблению» выставила сразу за два-три года, а не после первого же года эксплуатации приборов учёта?
У компании на эти вопросы ответы устало-спокойные: мол, извещали – объявлениями на подъездах и у почтовых ящиков, уведомляли – на весенних собраниях во дворах по итогам отопительного сезона, сообщали о перерасходе, разбрасывая по почтовым ящикам и разнося по квартирам буклеты с табличками о суммарном долге дома. Всё делалось вроде бы правильно, но если буклеты и были получены, то до сознания жильцов информация из них не дошла. Да ей и трудно было туда «достучаться» – в рассылавшихся таблицах по восемь восьмизначных цифр в целом по дому, какие-то из них отрицательные, с ходу и не разберёшься, что к чему. Да и зачем разбираться, если «конкретно про меня ничего нет».
Нынешняя конфликтная ситуация – своеобразный «экзамен», продемонстрировавший, что к нему оказались не готовы ни «ЖилКом», ни жильцы. Не готовы не только те, в чьих домах перерасход тепла и кто намерен сейчас крушить счётчики кувалдой, отключать их или срочно переходить в другую управляющую компанию, но и те, в чьих домах расходы равны нормативным или зафиксирована экономия. По словам директора УК «ЖилКом» Дениса Торбеева, ни одного уточняющего звонка от жителей тех домов, в которых наблюдается экономия, не поступило. Как не поступило и ни одного предложения о мероприятиях по повышению энергоэффективности этих домов, на которые можно было бы истратить сэкономленные средства. Даже там, где экономия весьма существенна (например, около 2700 рублей с квартиры), жильцы так и не смогли договориться, на какое благое для дома дело пустить деньги – предпочли не заботиться о туманном «завтра», а сразу получить перерасчёт за тепло.
Всего УК «ЖилКом» обеспечила приборный учёт тепла в 91 жилом доме. На 19 домах ещё не истёк отчётный период. Три полных года тепло-счётчики эксплуатировались на 23 домах, на пяти из них перерасход (сумма перерасхода – 275 тыс. рублей), 78% домов с экономией (8 млн. 247 тыс. рублей). Это позитивное соотношение – следствие того, что первым делом компания оборудовала приборами учёта тепла более экономичные «хрущёвки», и того, что в этих домах уже погашены кредиты, бравшиеся на установку приборов учёта. Из 23 домов, в которых теплосчётчики эксплуатировались два года, в 11 домах перерасход (2 млн. 367 тыс. рублей), в 52% домов экономия (3 млн. 255 тыс. рублей). В 26 домах, где теплосчётчики установлены чуть больше года назад, перерасход в шести домах (1 млн. 85 тыс. рублей), экономия – в 77% домов (3 млн. 577,5 тыс. рублей). Восьми домам повезло – оборудовались они на средства федеральной программы, поэтому там устанавливались не просто узлы учёта тепла, а ещё и автоматическое погодоведомое оборудование, регулирующее подачу тепла в дом в зависимости от наружных температур. Именно в домах с таким оборудованием жильцы получили наиболее весомую экономию.
Те жильцы, которым придётся доплатить, не могут смириться с фактом перерасхода в своих домах, подозревают управляющую компанию в обмане, подтасовке данных и ищут виноватых. Технические специалисты управляющей компании относятся к фактам спокойнее – то, что наши дома «греют атмосферу» и плохо держат тепло, им давно ясно, как ясно и то, что «усреднённость» норматива будет сильно бить по карману жителей некоторых типов домов.
– И «хрущёвки», и «улучшенки» по сути панельные дома, теряющие тепло по контуру окон и через межпанельные швы, – говорит заместитель директора ООО «ЖилКом» по техническим вопросам Татьяна Прокопенко, – но при этом в финансовом плане жителям «хрущёвок» легче. Во-первых, в «хрущёвках» обычно один теплоузел на весь дом, а в «улучшенках» – теплоузел на каждые три-четыре подъезда. Это значит, что за установку теплосчётчика в «хрущёвке» расплачиваются жители 80–120 квартир, а за такой же приборный узел в «улучшенке» платить придётся хозяевам 45–60 квартир. Во-вторых, представьте себе две пятиэтажки одинаковой длины-ширины, но одна «хрущёвка», а другая – улучшенной планировки. В «хрущёвке» лестничные марши уже, лестничные площадки меньше, квартир на каждой площадке больше, нет ни мусоропровода, ни мусорокамер, ни колясочных, окна в подъездах обычно глухие. Получается, что при одинаковой общей площади дома доля жилой площади в «хрущёвке» больше, чем в «улучшенке», а отапливаемые площади общего пользования – меньше. Даже закладываемая проектировщиками расчётная тепловая нагрузка для этих двух типов домов разная. Мы сравнивали дома с равным количеством подъездов: у «хрущёвок» расчётное потребление тепла по договору с «Энергосбытом» в 1,1–1,3 раза ниже, чем у «улучшенок», а максимальный расход сетевой воды в 1,3–1,7 раза ниже. Плата за тепло традиционно начисляется на квадратные метры площади квартир. В-третьих, более новые дома обычно оснащены циркуляционными полотенцесушителями, подключёнными к системе горячего водоснабжения – это даёт ощутимый расход тепла и летом. Норматив у нас в городе единый, он усреднённый, нет отдельного норматива «для хрущёвок» или «для улучшенок». Именно в силу этой уравниловки для большинства «хрущёвок» плата по общедомовому прибору учёта выгоднее, чем по нормативу, а у большинства «улучшенок» возникает перерасход тепла. К тому же в обоих типах домов теплоузлы имеют запорную шаровую арматуру, у неё два положения: «полностью открыто» и «полностью закрыто»; отрегулировать подачу теплоносителя в дом при нынешней конструкции теплоузлов невозможно – сколько тепловики подали, столько дом и «скушал».
Вопрос «Почему не уведомляли персонально» в компании предпочитают «выносить за скобки». Ангарские СМИ пишут: надеялись, что экономия в нынешнюю зиму компенсирует перерасход предыдущей зимы. По мнению представительницы одной из ресурсоснабжающих организаций, у жилищников могло просто не быть программного обеспечения для того, чтобы разбросать фактические платежи согласно метражу квартир, а начислять плату за тепло вручную жителям 91 дома, где «ЖилКом» установил приборы учёта, долго. Каковы бы ни были причины доначисления только в этом году, цифры, полученные жителями в уведомлениях, повергли их в шок – хотя «ЖилКом» и обещает не начислять на них пени, незапланированный расход никого не обрадовал.
«Сибирьтелеком» несколько лет назад поступил мудрее: связисты в течение нескольких месяцев уведомляли абонентов о том, сколько им начислено по нормативу, а сколько они заплатили бы, если бы платили «повремёнку». «Повремёнке», как и сейчас плате за тепло по счётчику, тогда мало кто радовался, но планомерное «параллельное» информирование по принципу «если бы мы с вас брали по-новому» подготовило людей к неизбежному – выбору тарифного плана и оплате за стационарный телефон пропорционально своей болтливости. Возможно, жилищникам следует позаимствовать опыт связистов и при первых же симптомах перерасхода начинать прогнозировать будущие траты и «морально готовить» жильцов: «Если бы вы платили по фактическим показаниям прибора учёта, начисления на вашу квартиру составили бы … рублей, а за год переплата по сравнению с нормативом составила бы … рублей». На фоне подобной информации жители, возможно, голосовали бы за то, чтобы сперва сбалансировать систему отопления в доме, а уже потом красить подъезды и разбивать клумбы перед ними.
А что сегодня делать жителям, поставленным перед фактом доначислений? Затягивать пояса и платить? Ждать судов? Есть те, кто подбивает граждан отказываться от доплат: мол, вы же письменно не соглашались платить «по факту», продолжайте платить по нормативу.
Но от согласия или несогласия жителей в этом вопросе давно мало что зависит: по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением правительства от 23 мая 2006 года № 307, пункт 22, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта. На собственников – а вовсе не на региональный или муниципальный бюджет – возложена и обязанность обеспечить до 1 января 2012 года каждый дом общедомовыми приборами учёта тепла и воды. «ЖилКом» взял на себя обязанность собственников, взял кредиты на оборудование, установил его, заключил договоры на обслуживание приборов и снятие показаний. В шокировавших суммах есть доля платы не только за тепло, но и за проценты по кредиту, за обслуживание приборов, за сбор оплаты, за работу с должниками. И если собственно плата за тепло «прозрачна», то механизм формирования сопутствующих расходов жителям непонятен, и это может вызвать вторую волну конфликтов.
– Чтобы снизить потери домами тепла, нужно не только утеплять входные двери и окна, что многие жители давно не делают, – говорит начальник отдела маркетинга «ЖилКома» Алина Лазурко. – Нужно ставить погодоведомое оборудование в теплоузлы (это около 200 тыс. рублей на один узел), утеплять фасады или хотя бы межпанельные швы. Всё это дорогостоящие мероприятия, на которые в бюджете средств нет. Убедить собственников платить за это можно, только показав им их личную финансовую заинтересованность. Что наша компания и сделала.
Вот и гадайте, кто кому преподал урок. А как пройденный материал будет усвоен, станет ясно уже в ближайшее время.