Поможем, чем сможем
Президент России Дмитрий Медведев провёл заседание Госсовета, посвящённое мерам по повышению устойчивости работы энергокомплекса
Открывая заседание Государственного совета, президент заявил: «Для России, как и для любой крупной страны, надёжное обеспечение электроэнергией является основой для устойчивого развития экономики, а стало быть, основой для качества жизни наших людей, для поддержания нужной безопасности в государстве и в обществе». Это признание – лишь очень сдержанная констатация факта, нуждающаяся в дополнительной расшифровке для тех, кто считает электричество, тепло- снабжение многоквартирных домов и горячую воду без ограничений данностью, не требующей дополнительных объяснений.
Россия не просто крупная страна. Это крупная страна, большая часть территории которой расположена в суровых климатических условиях, значительная часть – в зоне вечной мерзлоты, существенная часть – за полярным кругом. Население регионов Крайнего Севера России и приравненных к ним местностей значительно превосходит по численности население сходных по климату регионов любой другой страны мира, а централизованные системы тепло- и электроснабжения, доставшиеся нам в наследство от СССР, разительно отличаются по структуре и организации от аналогичных систем всего мира. Даже Москва, климат которой кажется сибирякам весьма мягким, является одной из самых северных столиц Европы. Учитывая всё это, можно сказать, что энергетика во всех своих элементах является основой не только экономики, но и в каком-то смысле внутриполитической стабильности страны.
Президент отметил, что «у всех присутствующих здесь (на заседании Госсовета) руководителей регионов есть с этим проблемы, есть с этим связанные трудности и есть своё понимание того, что и как у нас происходит в этой отрасли». И сам же назвал причину возникновения проблем: морально и физически устаревшая инфраструктура. По данным, которые представили Дмитрию Медведеву при подготовке заседания, в генерации доля оборудования, работающего более 30 лет, составляет около 40%, в сетевом комплексе – более 50%. Для конкретного региона цифры могут меняться, а ситуация в целом – обостряться из-за наложения таких факторов, как качество управления системами, наличие подготовленных кадров эксплуатационного и ре-монтного персонала, готовность регионального руководства вести диалог с энергетиками.
Иркутская область, как известно, находится в особом положении. Во время продолжительного периода реформирования энергетики, проходившего под руководством РАО «ЕЭС», наша область, и без того сравнительно слабо связанная с соседними регионами, оказалась отделена ещё и по правовому статусу. Область (одна из немногих в стране) сохранила автономную энергосистему, которая продолжала развиваться по собственному плану, выполняя лишь самые основные федеральные правила и требования. В принципе, получилось это почти спонтанно и вопреки мнению руководства страны и энергетической отрасли в целом. Но если учитывать стандартную практику испытания любых лекарственных препаратов (при которых всегда наряду с группами, получающими разные дозы нового препарата, есть группа, не получающая его), регион можно рассматривать как некую контрольную группу, оставленную для чистоты эксперимента.
Приходится признать, что сегодня положение дел в энергетике области намного лучше, чем в тех регионах, где реформирование отрасли прошло по плану РАО «ЕЭС». Президент в своём выступлении перечислил несколько крупных аварий: на московской под-
станции «Чагино» в 2006 году, проблемы в распределительных сетях Петербурга в 2010 году, многодневные отключения населённых пунктов в Московской области и целом ряде центральных регионов зимой 2010–2011 годов. Иркутская область, если не считать нескольких мелких аварий и напряжённых ситуаций на муниципальных котельных, ничего подобного не знает: системой управляют профессиональные энергетики, а не менеджеры широкого профиля, как это произошло, например, в соседней Бурятии, где каждая зима проходит под знаком очередной крупной аварии на ТЭЦ.
Тариф нам жить и работать мешает
Иркутская область выигрывает и при сравнении тарифов на электроэнергию – именно с этого начал своё выступление на заседании губернатор Дмитрий Мезенцев. Глава Приангарья взял слово в паузе, возникшей после выступления руководителя рабочей группы по подготовке заседания губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова. Докладчик большую часть своего выступления посвятил двуединой проблеме энергетики: привлечению инвестиций и мерам по снижению тарифов для потребителей. Россия находится в сложном положении: при общеизвестном и общепризнанном росте доли устаревшего оборудования инвестиции в отрасль идут медленно, замена генерирующих установок происходит недостаточно быстро, а издержки немедленно перекладывают на потребителей. Меры, которые предлагает рабочая группа для сдерживания роста тарифов, весьма решительны. На федеральном уровне – «не применять в 2011 году индексацию по оплате за мощность; изменить порядок расчёта тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном режиме, и для генерации, которая не прошла коммерческого отбора мощности; увеличить сглаживание тарифов для Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы без изменений инвестпрограммы и с учётом удлинения периода финансирования с трёх до пяти лет». На региональном уровне – «провести актуализацию региональных тарифов на передачу электроэнергии в части стоимости потерь и услуг ФСК ЕЭС; обеспечить снижение региональных факторов до уровня прироста не выше 15 процентов относительно 2010 года, в том числе за счёт сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков; представить предложения по изменению структуры и укрупнению сетевых компаний».
Предложенные меры показались, видимо, губернаторам достаточно крутыми, потому что, когда президент пригласил их высказать своё мнение, все дружно промолчали и Дмитрию Медведеву пришлось подтолкнуть их: «Что, у всех всё хорошо с электроэнергетикой? Не волнуют тарифы? Всё нормально? Так пусть растут тогда дальше…». Слово попросил Дмитрий Мезенцев, который рассказал, что Приангарью сегодня трудно говорить о некомфортности своего положения на общем фоне: «В серьёзной исторической перспективе тарифы на электроэнергию в области были одними из самых низких в стране. Сегодня, в рамках решения региональной службы по тарифам, мы для частных потребителей добились увеличения лишь на пять копеек – цена на киловатт-час в области составляет 68 копеек». Благодаря таким ценам частное потребление граждан может оставаться на прежнем уровне или даже расти – поводов для жёсткой экономии, пожалуй, нет. А губернатор с полной уверенностью может говорить, что «это важный фактор социальной стабильности, люди в целом заинтересованы и с пониманием относятся к тем усилиям, которые предпринимают регион и генерирующие компании».
Тем не менее правительство Иркутской области смотрит на ситуацию шире и вовсе не собирается почивать на лаврах региона с самыми низкими тарифами: «Мы получили для прочих потребителей рост на 80 копеек. Если в прошлом году это был 1 рубль 23 копейки, то сейчас это 203 копейки за киловатт-час». Следует понимать, что таким ценам были бы рады во многих регионах, но если президент во вступительном слове назвал рост цен на электроэнергию угрозой для наметившегося экономического роста, то губернатор понимает, что в Иркутской области рост цен ставит крест на многих сельхозпредприятиях, существовавших на старых советских принципах: при крупном промышленном предприятии, получая энергию по
льготным тарифам, покрывая издержки за счёт прибыли основного произ-водства. Полный переход сельского хозяйства и промышленных предприятий области к покупке энергии на свободном рынке может оказаться шоком, который многие предприятия, привыкшие к тепличным условиям, просто не переживут.
Тупики «китайского пути»
Дмитрий Медведев в своём выступлении предположил, что вскоре многие регионы попробуют найти выход из положения в строительстве собственных энергетических мощностей – действительно, соблазн есть. Если покупка энергии на свободном рынке обходится слишком дорого и цены всё растут, то почему бы не обзавестись собственной котельной, рассуждает такой руководитель, а глава региона может его поддержать: чем больше в регионе энергетических мощностей, тем выше конкуренция и ниже цена. Отчасти это похоже на печально знаменитую китайскую затею времён председателя Мао – доменная печь в каждом дворе. Из-за слабой теоретической подготовки «металлургов» кончилось всё истреблением большого количества топлива и производством большого количества низкосортного металла. Дмитрий Мезенцев сразу отверг такое направление развития: «Если регионы сами будут изобретать велосипед, пойдут по пути, как вы сказали, «натурального хозяйства», то ничего хорошего это не даст. Это будет вести и к росту расходов областных, республиканских, краевых бюджетов. И самое главное, это будет интегрально не способствовать увеличению уровня надёжности самой энергосистемы».
Губернатор Мезенцев в этой проблеме разбирается, как мало кто другой из его коллег по губернаторской работе. В Иркутской области на протяжении нескольких лет в отчётах министерства жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи в негативном контексте звучали (сменяя друг друга) названия от силы десятка посёлков. В доброй половине из них причинами регулярного возникновения ЧП были вопиющая некомпетентность руководителей и отсутствие подготовленного персонала, причём самого низшего звена. Предположить, что область построит таким муниципальным образованиям (сами они на подобные траты не способны) новые сети или теплоисточники без радикальной смены самого принципа управления местной энергетикой, означало бы заподозрить правительство в злонамеренном вредительстве. Как известно, областное правительство пошло по иному пути – начало перестройку систем ЖКХ именно с реформирования «Облкоммунэнерго» и создания системы опорных предприятий. Теперь хотя бы можно быть уверенными, что средства и усилия не пропадут даром.
Завершая выступление, Дмитрий Мезенцев заявил: «Обозначенная правительством страны предельная планка роста платежа и тарифа 15% – это гарантия того, что люди должны ощущать себя комфортно, надёжно. Дело здесь не в том, что мы вступаем в предвыборную фазу, а в том, что люди не должны чувствовать усталость от бесконечного роста цен, тарифов, предложений за дополнительные услуги средней школы и так далее». Президент поддержал губернатора, отметив, что вопрос роста тарифов не технологический, это «вопрос самочувствия десятков миллионов наших людей». Для Иркутской области заседание Государственного совета и последующие встречи губернатора в Министерстве энергетики завершились тем, что была достигнута предварительная договорённость о снижении федеральной компоненты в структуре энерготарифа для малого и среднего бизнеса, бюджетной сферы и агропромышленного комплекса. Во время выездного заседания правительства области в Зиме губернатор поручил заместителю председателя правительства – министру экономического развития, труда, науки и высшей школы Сергею Аникееву, министру сельского хозяйства Александру Кириленко и министру энергетики, транспорта и связи Петру Воронину совместно с общественными организациями сельхозтоваропроизводителей проанализировать потери агропромышленного комплекса от введения существующего тарифа и продумать возможность компенсации из областного бюджета. В сумме это даст товаропроизводителям дополнительные возможности для повышения конкурентоспособности и позволит чувствовать себя увереннее как минимум в ближайший год.
А руководителям предприятий тем временем стоит внимательно изучить другую часть стенограммы заседания, в которой шла речь о повышении энергоэффективности и экономии.