Мастера реанимации
Глядя на огромное количество самых разных по размерам и конфигурации деталей и узлов, разложенных на территории монтажной площадки Мугунского производственного участка филиала «Разрез «Тулунуголь», очень трудно даже предположить, что их можно каким-то образом соединить друг с другом. А уж представить, что в конце концов из этих бесформенных железяк должен получиться шагающий экскаватор ЭШ-15/90, и вообще невозможно. Однако бригада монтажников с Черемховского рудоремонтного завода, которой руководит Сергей Попов, как и машинист-инструктор Геннадий Чернигов и командир будущего экипажа машины Олег Моисеев, уверены: постепенно все разрозненные детали будут в надлежащем порядке соединены, и возрождённый экскаватор уже в начале осени выйдет в один из забоев Мугунского участка «Тулунугля», где будет выполнять вскрышные работы.
Приказ о перемещении шагающего экскаватора ЭШ-15/90 №110 с Азейского производственного участка на Мугунский в связи с необходимостью повышения здесь производственной мощности был подписан ещё в октябре прошлого года. Машина эта была введена в работу в 1978 году и после почти двадцатилетнего срока эксплуатации поставлена на консервацию – не требовалось больше на Азее таких объёмов вскрышных работ. Зато на Мугунском они сегодня очень даже требуются – этим и объясняется принятое решение о перемещении машины. Согласно приказу, она была выведена из консервации, начался её демонтаж. Специалисты в процессе демонтажа осматривали все узлы и агрегаты, определяли степень износа, решали, что можно отремонтировать в собственных ре-монтных мастерских и что требуется приобрести новое взамен изношенного. Одновременно с демонтажом бригада рудоремонтного завода выполняла перевозку узлов и конструкций на монтажную площадку Мугунского производственного участка. Практически в начале февраля разборка экскаватора была полностью выполнена.
– Экскаватор ЭШ-15/90 эксплуатировался бережно, – считает бригадир монтажников Черемховского рудоремонтного завода Сергей Попов, – по состоянию узлов видно, что бывший экипаж относился к своей машине внимательно, ухаживал за ней. Поэтому после ремонта изношенных деталей и сборки ресурс экскаватора будет вполне приемлемым, машина прослужит ещё долгое время и принесёт Мугунскому участку огромную пользу, увеличив его производственную мощность. В монтаже уже принимают участие несколько человек из будущего экипажа, а это дополнительная гарантия качества сборки. Давно известно, что когда в монтаже участвуют те, кто затем будет работать на экскаваторе, качество всегда высокое. Для себя ведь машину собирают, и, значит, лучше уж повозиться при сборке, зато потом, в процессе эксплуатации, будет значительно меньше проблем.
Уже 20 февраля нынешнего года двенадцать человек из бригады Сергея Попова, в составе которой слесари, сварщики, крановщики, приехали на Мугунский участок «Тулунугля», где для них создали нормальные условия для проживания и работы, и приступили к монтажу. Шестеро пока трудятся на Азее – организуют отправку ещё не перевезённых деталей и частей: там осталась часть секции стрелы и поворотной платформы. Вторая половина бригады непосредственно занимается монтажом, выполняя в настоящее время сборку опорной рамы машины и поворотной платформы. Всё необходимое для сборки машины на монтажной площадке Мугунского производственного участка имеется. Вдобавок монтажники привезли из Черемхова и собрали для работы дополнительный мощный кран грузоподъёмностью сто тонн – теперь в их распоряжении четыре крана, которые позволяют выполнять любые работы. Ну, разумеется, ещё и умелые руки членов бригады, для которых ЭШ-15/90 уже далеко не первый экскаватор, который они возвращают к жизни.
– Наша бригада определена на монтаж экскаватора именно потому, что опыт у нас действительно накоплен, – рассказывает Сергей Попов. – В последние шесть лет мы практически только монтажом и занимаемся. Вернули к жизни экскаваторы ЭШ-6/45 в Свердловской области, ЭШ-10/70 в Хакасии, ЭШ-20/90 в Бурятии. Кроме того, приходилось заниматься машинами, у которых падали стрелы, – а это очень непростой ремонт. В общем, все в нашей бригаде своё дело знают.
– В моей практике это уже второй экскаватор, в монтаже которого я участвую, – подтверждает слова бригадира слесарь Николай Боклажков. – Первый, ЭШ-20/90, перевозили с Харанорского разреза в Читинской области на Тугнуйский разрез в Республику Бурятия и там его монтировали. Сделали всё, как надо, машина работает, и к нашей бригаде никаких претензий не возникло. Думаю, и здесь всё будет нормально.
10 марта количество монтажников в бригаде Сергея Попова увеличилось до пятнадцати человек – возрастает объём работы, и прежнему составу справляться с ним становится трудновато. В дальнейшем, когда появится ещё больше работы, численность бригады будет доведена до двадцати пяти человек. Черемховцам помогают шестеро экскаваторщиков из будущего экипажа машины, руководит которыми бригадир Олег Моисеев. Шестеро – это пока, всего экипаж такого типа экскаватора должен состоять из восемнадцати человек. Но желающие поработать на машине уже есть – приходят люди, раньше работавшие на однотипных машинах на Тулунском и Азейском разрезах, откуда они ранее были вынуждены уйти из-за сокращения объёмов добычи угля в сложный для горняков период. Тулунский разрез, например, совсем перестал существовать. Часть сотрудников перешла на Азейский и Мугунский, но рабочих мест хватило не всем. И вот теперь они появляются вновь.
– Пока нас только шестеро, – говорит бригадир экипажа будущей машины Олег Моисеев, – все с опытом работы как в эксплуатации, так и на монтаже. Мне приходилось собирать экскаватор ЭШ-10/70, так что об этом деле я имею самое конкретное пред-ставление. До сборки новой машины работал на ЭШ-6/45 здесь же, на Мугунском производственном участке. Постепенно экипаж будет полностью укомплектован. Несколько заявлений в отдел кадров разреза уже написаны. А поскольку все мы, горняки, в Тулуне знаем друг друга, то уже сейчас можно сказать, что в нашу бригаду придут работящие, надёжные экскаваторщики. В общем, думаю, всё будет нормально.
Сказать, что работы на монтаже нового экскаватора много, – значит сильно приуменьшить её объём. Работы на монтаже огромное количество! Монтажникам с Черемховского рудоремонтного завода и бригаде Мугун-ского участка предстоит не просто собрать воедино узлы, агрегаты и конструкции общим весом свыше полутора тысяч тонн, но сделать это так, чтобы в конце монтажа получился полноценный механизм, который будет действовать безотказно. Причём сделать это предстоит в весьма сжатые сроки – уже в сентябре после проведения пусконаладочных работ восстановленный экскаватор должен выйти в забой и приступить к работе.
– Монтажники работают хорошо, никаких претензий у нас к ним нет, – сообщил мастер по ремонту горного оборудования Мугунского участка «Тулунугля» Александр Неженский. – Работы по монтажу начались совсем недавно, но по их темпам видно, что люди своё дело знают. Поэтому, если не произойдёт чего-то совсем уж непредвиденного, сроки выхода машины в забой будут выдержаны.
Филиал «Разрез «Тулунуголь» сегодня по уровню добычи угля вплотную приблизился к пределу своей производственной мощности. Растущие потребности в топливе заставляют производственную мощность повышать, и это выполняется уже в настоящее время. Тем более что одноимённое Мугун-ское месторождение на сегодня является самым крупным в Иркутской области, есть самый прямой смысл его развивать дальше и дальше. Монтирующийся шагающий экскаватор ЭШ-15/90 №110 – это только первая, как говорится, ласточка, первая ступенька на пути к росту. В нынешнем году будет приобретён гидравлический экскаватор Hyundai, рассматриваются вопросы о перемещении на Мугунский участок ещё нескольких единиц техники. Однако не будем загадывать, чтобы не спугнуть удачу – прогресс в развитии разреза.
– Пусть даже мы сегодня не приобретаем новые экскаваторы, а восстанавливаем старые, – считает машинист-инструктор монтажа ЭШ-15/90 №110 Геннадий Чернигов, – тем не менее это радует. Ведь ввод в строй горной техники означает новые рабочие места, занятость, а в дальнейшем – увеличение вскрышных работ и объёмов добычи угля. Это значит – увеличится выработка электроэнергии, которая нужна ведь не сама по себе, а с целью конкретного использования. Где можно её использовать? На новых предприятиях, разумеется, или на расширении имеющихся. А это, в свою очередь, опять-таки означает появление новых рабочих мест. Для страны это подъём производства, уверенность в будущем. Для конкретных работников – повышение материального благосостояния, улучшение качества жизни. Всё ведь в нашей жизни взаимосвязано.