За уходящим поездом
Байкальскую пригородную компанию пока учредят на паритетных началах
Во вторник совет директоров РАО «РЖД» должен был рассмотреть вопрос учреждения Байкальской пригородной пассажирской компании (БППК). На момент вёрстки номера ни пресс-служба ВСЖД, ни РЖД не смогли дать «Конкуренту» пояснений, был ли включён этот вопрос в повестку. Компания должна быть создана на условиях 50% на 50%, а потом, возможно, 51% отойдёт области, 49% – железной дороге. Договорённость по компании между региональным правительством и ВСЖД была достигнута ещё неделю назад. А вот долги за перевозки правительство признавать не хочет до момента появления счетов от нынешнего перевозчика – ОАО «Краспригород». «Пускай «Краспригород» докажет в суде, по какой методике он определял эти убытки. Мы будем сильно спорить с этим», – заявил замгубернатора Валерий Гребенников.
О том, что компанию предполагается создать внесением паритетных долей в уставный капитал, стало известно ещё неделю назад. Об этом на парламентском комитете по собственности заявил начальник ВСЖД Анатолий Краснощёк. «Мы согласовали с правительством 50% на 50%, поскольку сначала надо создавать компанию, а потом уже решать факты имущественных отношений», – заявил он. Ранее, как пояснил заместитель губернатора Иркутской области Валерий Гребенников, ВСЖД и «некоторым образом» ОАО «РЖД» занимали позицию, согласно которой капитал должен был быть разделён: 49% – области, 51% – ВСЖД. «Мы довольно долго это обсуждали, довольно долго препирались, губернатор имел контакты на уровне высшего руководства ОАО «РЖД», насколько я знаю, он разговаривал с несколькими вице-президентами и президентом компании, – сказал Гребенников. – И на тот момент, когда губернатор беседовал с Владимиром Якуниным, тот разделил мнение губернатора и согласился с тем, что уставный капитал нужно разделить в масштабе 50 на 50». Гребенников заметил, что письменно это никак не было закреплено. «Просто есть резолюция Якунина на одном из писем Мезенцева о том, что на данный момент он согласен, а дальше посмотрим, – заметил Гребенников. – Надо открывать расчётный счёт, получать лицензию и начинать возить пассажиров». А вопрос «кто кому уступит» долю в уставном капитале можно решить и потом. «Невыпуск акций не мешает нам возить пассажиров», – сказал Гребенников. В свою очередь Анатолий Краснощёк заявил, что, по его информации, в перспективе РЖД вполне готова рассмотреть вариант, когда 51% отойдёт области, 49% – железной дороге.
«Я бы хотел заметить, что у области законодательно нет обязанности создавать компанию, – заявил в очередной раз министр имущественных отношений Михаил Карасёв. – Это политика ОАО «РЖД», это договорный процесс, в котором участвуют два хозяйствующих субъекта. Абсолютно нормальный, с точки зрения интересов области, идёт диалог». Карасёв напомнил, что с конца декабря «мяч находится на стороне ОАО «РЖД», весь пакет документов по БППК подготовлен. «Поэтому я прошу этот обвинительный уклон в сторону областного правительства оставить, – сказал он. – Мы ждали совета директоров РЖД всё это время. Он должен был быть в январе, в феврале, вот теперь в марте».
За железнодорожников заступился вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. Вопрос о создании компании Анатолий Краснощёк поднимал с мая, но до конца декабря документы не были подписаны, заявил вице-спикер. В какой-то момент, увлёкшись, Геннадий Истомин начал выступать от имени ВСЖД. «Лично вы 8 сентября подписали 49% на 51%, – обратился он к Карасёву. – Для чего вы тогда подписывали договор о создании этой компании с уставным капиталом в 100 тысяч рублей? В ноябре у вас появилась другая позиция – 50% на 50%». И в документах, подписанных губернатором в конце декабря, разделение долей в уставном капитале вдруг было прописано именно так. В результате чего ОАО «РЖД» второй месяц согласовывает новые условия, предложенные «Серым домом». «Вы должны были эту работу по согласованию условий в мае, июне, июле 2010 года провести. Управленческое решение затянулось, это факт», – заявил Истомин. Валерий Гребенников согласился, что до декабря ответ на главный вопрос – на каких условиях создавать компанию – был затянут. Однако это не даёт дороге право выставлять сейчас «непрозрачные» финансовые претензии.
ВСЖД свои убытки «непрозрачными» не считает. За январь и февраль дорога предъявила ОАО «Краспригород», которое осуществляет сейчас пригородные перевозки на территории Иркутской области, счёт в 255 418 568 рублей. Это деньги за аренду подвижного состава и услуги инфраструктуры. Фактически ВСЖД продолжает «кормить пригород». «Собранные с населения 70 млн. рублей я не могу никуда оприходовать, потому что у меня в бюджете нет ни доходной, ни расходной статьи по пригородным перевозкам. И «Краспригороду» не могу перечислить», – заявил Анатолий Краснощёк. Напомним, что общие убытки дороги, заявленные в Минфин России на основании решения региональной службы по тарифам по прошлому году, – 935 млн. рублей. По данным Анатолия Краснощёка, 1,690 млрд. – это чистые расходы, которые понесла ВСЖД за пригородные перевозки в 2010 году, около 400 млн. рублей было компенсировано.
Правительство готово будет обсуждать вопрос компенсации расходов дороги только после того, как «Краспригород» выставит счёт, заявил Валерий Гребенников. «Оставаться заложниками ситуации, при которой затраты, которые нам предъявляют, абсолютно непрозрачны, эти суммы множатся и множатся, некорректно», – добавил Михаил Карасёв. «Мы с Михаилом Николаевичем (Карасёвым. – Авт.) не мальчики, которые в детский садик ходят на горшочки, – заметил Гребенников. – Пускай «Краспригород» докажет в суде, по какой методике он определял эти убытки. Мы будем сильно спорить». Гребенников заявил, что «даже если вдруг выяснится, что у кого-то где-то чрезмерный аппетит, это не будет означать, что мы это просто так скушаем молча, поднимем лапки кверху и со всем согласимся».
Валерий Гребенников сообщил, что пригородная компания должна быть зарегистрирована «в течение второй половины марта», чтобы с 1 апреля перевозки уже начались. Впрочем, если она не будет зарегистрирована, по информации Краснощёка, «Краспригород» продолжит перевозки. Как сообщили «Конкуренту» в пресс-службе ВСЖД, у них нет информации о том, обсуждался ли этот вопрос 15 марта на заседании совета директоров РЖД. В пресс-службе РЖД также не смогли на момент вёрстки номера прокомментировать этот вопрос.