БЦБК утвердили «двухлетку»
Нерентабельному комбинату продлили срок внешнего управления до конца 2012 года
Собрание кредиторов ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) 15 марта одобрило план внешнего управления предприятия-банкрота. Согласно документу, к концу 2012 года комбинат должен выйти на проектную мощность 200 тыс. тонн белёной и небелёной целлюлозы и расплатиться с долгами. Ожидаемая выручка за период внешнего управления – 1,019 млрд. рублей. Оптимизм управляющего комбинатом не разделяют некоторые реестровые кредиторы и эксперты. Одни указывают на то, что для достижения предложенных показателей БЦБК потребуется гораздо больше двух лет, другие – на отсутствие в документе экологических мероприятий и перепрофилирования.
Реанимация должника
За план внешнего управления на собрании проголосовали 92,4% кредиторов, сообщило РИА «Новости». Документ (копия имеется в распоряжении «Конкурента») подразумевает продление срока процедуры банкротства на полгода – до 22 декабря 2012 года. Согласно плану, основной долг и штрафы БЦБК равны 1,731 млрд. рублей. Однако требования могут увеличиться ещё на 660 млн. рублей за счёт кредиторов, которые пока не воспользовались правом включения в реестр. Кроме того, после завершения процедуры комбинату предстоит выплатить ещё и проценты, которые начисляются на сумму требований кредиторов в ходе внешнего управления. Их максимальный размер – 323,144 млн. рублей. Согласно заключению внешнего управляющего БЦБК Александра Иванова, основными кредиторами предприятия являются Альфа-Банк (1,5 млрд. рублей), ОАО Банк ВТБ в Иркутске (335 млн.), АКБ «Союз» (190 млн.) и «Брейвлинк Лимитед» (139,9 млн.).
В отчёте Иванов подробно описал состояние должника и охарактеризовал его положение как «глубокий финансовый кризис». «У предприятия серьёзные проблемы, поскольку за анализируемый период [3 квартал 2009 года – 3 квартал 2010 года] предприятие не получило прибыли и работало убыточно, – отмечается в плане. – Большинство показателей рентабельности на протяжении анализируемого периода оставались отрицательными. За анализируемый период рентабельность активов по чистой прибыли была отрицательной и варьировалась от -9,360% до -2,120%». Причины кризиса на БЦБК, согласно документу, заключаются в том, что он в 2008 году перешёл на замкнутый водооборот и не смог выпускать вискозную сульфатную белёную целлюлозу. «Работа в этом режиме оказалась для комбината убыточной. Спрос на небелёную целлюлозу на внешнем и внутреннем рынках был крайне низкий, – говорится в плане. – Кроме того, дорогим было лесосырьё, поставляемое на комбинат. […]древесину на БЦБК пришлось поставлять издалека, что привело к удорожанию древесного сырья на 30-40% по сравнению с комбинатами-конкурентами. Собственники были вынуждены ЦБК остановить, тем самым минимизируя убытки». Впрочем, возобновление выпуска белёной целлюлозы в 2010 году не спасло предприятие: чистая выручка хоть и увеличилась более чем на 1000%, но всё равно его деятельность оставалась убыточной.
«Степень кризиса предприятия столь глубока, что необходимы коренные изменения финансово-хозяйственной деятельности должника», – делает вывод управляющий.
Несмотря на глубокий кризис, у комбината есть шансы восстановить платёжеспособность, отмечается в плане. Оптимистично, по мнению автора документа, выглядит конъюнктура мировых и внутренних цен на продукцию БЦБК: в декабре 2010 года отпускная цена предприятия на вискозную целлюлозу достигла 45591 рубля за тонну. По этой цене основной объём целлюлозы БЦБК идёт на экспорт в Китай, на рынке которого комбинат занимает около 4%. Большие надежды в плане внешнего управления связаны с кратным увеличением основных потребителей продукции БЦБК – с нынешних шести до сорока. Рост, говорится в документе, будет связан с увеличением объёмов производства. До конца 2011 года БЦБК намерен выйти на свою проектную мощность и производить 100 тыс. тонн белёной целлюлозы и 100 тыс. тонн небелёной (запуск второго потока небелёной целлюлозы намечен на октябрь 2011 года).
Прибыль экологии не товарищ
Утверждение плана внешнего управления БЦБК вызвало неоднозначную реакцию у некоторых его кредиторов. Источники «Конкурента» указали на то, что документ был принят с нарушениями. В частности, отсутствует положительное заключение Минпромторга РФ, которому никто не представил план на согласование, хотя это предусмотрено законодательством о банкротстве. В министер-стве на момент выхода материала не смогли прокомментировать ситуацию. Кроме этого нарушения, далеко не все реестровые кредиторы были уведомлены о проведении собрания, в этой связи не смогли в нём участвовать и выразить свою позицию относительно плана. Как сообщили «Конкуренту» в холдинге «Базовый элемент», как миноритарный кредитор компания не голосовала за план, в том числе потому, что он не предусматривает экологические мероприятия. «Документ не предусматривает никаких экологических мероприятий и тем более перепрофилирования, которое было обещано государству, а, напротив, предполагает двукратное увеличение выпуска белёной целлюлозы», – отметили в холдинге. Другие кредиторы ещё не готовы комментировать утверждение документа.
В плане, действительно, несколько раз подчёркивается, что комбинат намерен «участвовать в экологических мероприятиях района месторасположения ОАО «БЦБК», проводимых правительством РФ за счёт средств федерального бюджета». Экологическую безопасность района планируется обеспечивать лишь посредством «обслуживания шламохранилищ и перехватывающих скважин, использования очистных сооружений комбината, проведения текущего экологического контроля». Дополнительные экологические программы не предусмотрены. В пояснение авторы документа добавляют, что федеральные власти уже «фактически определили пути, сроки и средства решения проблемы загрязнения Байкала», исходя из заявлений на 34-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в августе прошлого года. «Россия взяла на себя обязательство перед международным сообществом в течение 30 месяцев решить проблему загрязнения озера Байкал промышленными отходами ОАО «БЦБК» путём закрытия комбината с перепрофилированием на альтернативное безопасное производство либо путём внедрения замкнутого водооборота», – отмечает управляющий, снимая с руководства предприятия ответственность. При этом, как указывают источники «Конкурента», в плане даже не предполагаются мероприятия по устранению нарушений, выявленных в ходе комплексной проверки, проведённой Прибайкальским управлением Ростехнадзора в октябре 2010 года (в её результате БЦБК получил предписание для устранения около 240 нарушений).
«Появление такого документа – прямое нарушение законодательства. Это делается, но никто не остановит людей, принимающих такие решения. А природоохранные ведомства говорят, что будут только фиксировать происходящее, – сказала учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова. – На кого надеяться? Либо на народ, который будет многотысячные демон-страции поднимать, либо на мировое сообщество». По её мнению, ситуация останется неизменной до тех пор, пока не поступит «отмашка сверху». Бывший арбитражный управляющий БЦБК Сергей Решетников указывает на то, что БЦБК, вероятно, понадобится на восстановление платёжеспособности не два, а пять лет. Соответственно, продлится срок негативного воздействия на Байкал. «Успеть рассчитаться до конца 2012 года – оптимистичный сценарий. Хотя всё будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Видите, землетрясения происходят, цунами и так далее. Вот если, не дай бог, выйдут все целлюлозно-бумажные предприятия из строя, тогда БЦБК начнёт продавать тонну продукции за десятки тысяч долларов и в течение трёх месяцев выйдет из банкротства. Но это, конечно, маловероятно». Скорее всего, предполагает Решетников, процедуру внешнего управления в будущем продлят ещё на полгода, тем более что это не запрещено законом.