Острая рабочая недостаточность
Учебные заведения Приангарья готовят специалистов, которые мало востребованы на региональном рынке труда
Ежегодно из стен училищ и техникумов Иркутской области выходят 23 тысячи молодых специалистов. В основном это люди, получившие профессии для сферы обслуживания, – менеджеры, повара, швеи. Статистика показывает, что половина выпускников, имеющих самые распространённые специальности, не смогут найти работу. Рынок труда перенасыщен дипломированными работниками сферы обслуживания, в то же самое время обладатели строительных профессий в большом дефиците. Образовательные учреждения лишь на 15% закрывают потребности региональной экономики в плотниках, бетонщиках и слесарях. Почему в Иркутской области готовят мало строителей и много поваров и швей, выясняли депутаты Законодательного Собрания области на «правительственном часе», который состоялся в рамках мартовской сессии парламента.
Как сообщил министр образования Виктор Басюк, начальное и среднее образование в Иркутской области получают ежегодно 66,3 тысячи юношей и девушек. Профессиональное обучение проходит по 85 специальностям, 93 профессиям, 257 программам дополнительного образования. Министр отметил, что нынешняя система досталась нам в наследство от прежних времён, периода переходной экономики, когда для того, чтобы сохранить базу и педагогический состав, училища вынуждены были выпускать в основном специалистов для сферы обслуживания. Рабочие специальности не пользовались спросом.
Времена изменились, но перестроить сложившуюся систему пока удаётся с трудом. В области не сформировано единое видение, как будет развиваться рынок труда и какие специальности будут необходимы. «Количество специалистов, которых нужно подготовить, зачастую формируется на основе информации, не в полной мере отражающей происходящее на рынке труда, – деликатно указал министр. – Это происходит по причине отсутствия прогнозов относительно потребности кадров на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Как следствие, часть выпускников получили специальности, которые не востребованы на рынке труда. По данным службы занятости, из 59,5 тысячи безработных 38% – люди с высшим и средним профессиональным образованием. Лишь 42% соискателей ранее имели рабочую профессию».
Сбором и анализом информации о потребностях рынка в регионе занимаются в основном маркетинговые службы учебных заведений. Этого явно недостаточно, признал Виктор Басюк.
Один из механизмов управления системой подготовки специалистов – формирование государственного заказа. Ежегодно областные власти готовят список специальностей и информацию о количестве студентов, которых необходимо набрать. Эти заявки согласовываются с муниципалитетами, центрами занятости и работодателями. Необходимо отметить, что в последние годы министерство существенно пересмотрело принципы подготовки кадров. Уменьшен приём в училища по специальностям сферы обслуживания, в 1,5 раза увеличен набор рабочих для химической отрасли. Почти наполовину увеличен набор специалистов транспортной отрасли, сохраняется тенденция к увеличению набора на специальности «деревообработка», «строительство», «сельское хозяйство». «Дальнейшее совершенствование системы госзаказа возможно только на основе согласованного прогноза, сформированного путём межведомственного взаимодействия», – подчеркнул министр.
Пересмотру подверглась не только структура подготовки кадров, но и сама система учебных заведений. В ближайшие годы количество учреждений начального и среднего профессионального образования сократится в два раза, обещает Виктор Басюк. Их останется 34. Реформирование будет состоять не в сокращении специальностей, а в создании многоуровневой системы, когда более сильное учреждение будет выполнять роль головного, а остальные – дополнять его как филиалы. «Практика отдельного юридического лица в каждом учреждении не оправдала себя. Сегодня мы идём в обратном направлении, чтобы база и специалисты были интегрированы», – объясняет логику реформирования Виктор Басюк. Правда, депутат Аполлон Иванов увидел в превращении самостоятельных училищ в филиалы опасность того, что их будет легче ликвидировать в дальнейшем.
По мнению Виктора Басюка, оптимизации системы среднего образования будут способствовать также передача федеральных учреждений на областной уровень (до конца года будут переданы два сельхозтехникума) и перевод некоторых заведений в разряд автономных.
Министр отметил ещё несколько проблем, которые, по его мнению, мешают насытить рынок нужными кадрами. По запросам работодателей большинство специалистов должны иметь разряд не меньше четвёртого, в то время как в училищах по большинству специальностей присваивается только третий разряд. Повышенный разряд имеют лишь 28% выпускников. Образовательные учреждения уже начали работать над этой проблемой. Кроме повышения квалификации специалистов, они создают условия для получения смежных профессий. Например, специалист по профессии «автомеханик» получает дополнительную квалификацию «кузовные работы». Специалист-сварщик – дополнительную специальность «арматурщик», повар – дополнительную специальность «кондитер».
На снижение контингента выпускников продолжает влиять неблагоприятная демографическая ситуация. Виктор Басюк отметил, что к 2015 году количество ребят, которые поступят в учреждения начального профессионального образования, снизится в среднем на 35%. Это негативно скажется на кадровом обеспечении экономики в дальнейшем.
Председатель Законодательного Собрания области Людмила Берлина поинтересовалась: что профессиональное образование может предложить молодёжи, чтобы удержать ребят в нашем регионе? Есть ли у нас своя, особенная «фишка», изюминка? По мнению Виктора Басюка, такой изюминкой должно стать создание совместных предприятий в связке «базовое училище – бизнес». Чтобы предприятие было заинтересовано растить себе будущих сотрудников.
Депутат Борис Басманов попросил назвать медицинские училища, в которых пройдёт оптимизация. «Затронет ли реформирование ангарское медицинское училище?» – спросил депутат. По словам Виктора Басюка, преобразование коснётся Иркутского центра повышения квалификации врачей путём присоединения к нему базового медицинского колледжа. Кроме того, планируется создать сеть учреждений, присоединив к братскому училищу тулунское, нижнеудинское и тайшетское. А вот ангарское медучилище оптимизация обойдёт стороной.
Председатель социально-культурного комитета Ирина Синцова задала вопрос от имени организаций – Союза железнодорожников, саморегулируемой организации строителей, – которые направили запрос в адрес комитета: «Что сейчас делается и что планируется сделать для того, чтобы восполнить дефицит строительных специальностей, который сейчас ликвидируется за счёт иностранной рабочей силы?».
Виктор Басюк начал с экономики. «Сама по себе подготовка выпускника строительной специальности финансово затратна, – отметил он. – Если мы видим примеры сотрудничества и помощи в формировании базы образовательных учреждений такими предприятиями, как «Саянскхимпласт», ВСЖД, то ярких примеров успешного взаимодействия с предприятиями строительной отрасли нет. Есть один договор, хотя он тоже приостановлен, между компанией KNAUF и учебным заведением в Балаганске».
Депутат Геннадий Нестерович поднял тему подготовки специалистов для сельского хозяйства. Ведь передовые сельхозпредприятия области работают на современном оборудовании. Для того чтобы подготовить, например, хорошего тракториста, училищу необходимо иметь технику.
По словам Виктора Басюка, существующие училища планируется собрать в единую сеть. И уже на многоуровневую систему областные власти будут приглашать сельхозпроизводителей. Учебные заведения обретут возможность обучать студентов на современной технике, а предприятия – квалифицированных сотрудников в будущем.
Сельскохозяйственную тему продолжил министр сельского хозяйства Александр Кириленко. Он рассказал, что ведомство разработало целый комплекс мер по привлечению работников в сельское хозяйство. Для молодых специалистов предусмотрены подъёмные, прибавки к зарплате и рассрочка при выкупе жилья. Иначе молодёжь на село не заманить. Зар-плата в сельской местности самая низкая среди отраслей. Средний заработок селян составляет 11 тысяч рублей, в то время как средняя заработная плата по области превышает 20 тысяч.
В завершение «правительственного часа» Ирина Синцова зачитала список проблем в кадровой политике, о которых в своём запросе в комитет говорят руководители областных предприятий. Часть из них уже упоминалась на заседании. «Подготовка кадров ведётся на платной основе, без учёта потребности отрасли в кадрах. В области отсутствует единая система планирования подготовки кадров, нет мониторинга потребности. Реформирование не всегда направлено на повышение качества подготовки специалистов, отсутствует система закрепления кадров на предприятии, работодатель не заинтересован в доучивании работников» – вот краткий перечень претензий представителей предприятий области. Они не только критикуют, но и предлагают. Нельзя ограничиваться прогнозированием, которое проводят маркетинговые службы заведений, в унисон с министром образования считают работодатели. Необходимо обеспечить прогнозирование в государственных структурах и сделать эту информацию доступной. Кроме того, совместно с объединениями работодателей необходимо разработать правила сертификации региональных квалификаций и предусмотреть меры поддержки людей, которые осваивают наиболее востребованные в регионе профессии.