Генеральная репетиция в сопровождении скандалов
Последние перед выборами в Госдуму выборы в органы местного самоуправления требуют от всех партий пересмотра «домашних заготовок»
Выборы, хотя и не слишком представительные по уровню, прошли в 74 регионах страны, что делает их своего рода очень широким опросом общественного мнения. Наиболее важное значение они имели для 12 субъектов Федерации, в которых состоялись выборы в региональные Законодательные собрания. «Единая Россия» одержала уверенную победу в пяти регионах, набрав в каждом более 50% голосов, в семи получила более 40%, что по партийным меркам считается неудачей.
Предварительные итоги
Самые весомые результаты партия власти показала в Дагестане, Адыгее и на Чукотке: везде более 55%, на Чукотке свыше 71%, а лично Роман Абрамович, который теперь, видимо, обречён выдвигаться и избираться по одному и тому же округу до конца своих дней, набрал более 90% голосов. Достаточно бледно показала себя партия в Тверской области, где накануне выборов единороссы довели конфликт с губернатором Дмитрием Зелениным до стадии публичного и весьма бурного – партия набрала около 40%.
По тем же предварительным данным, второе место практически везде получает КПРФ – у неё в среднем 23% голосов, причём в Оренбургской области коммунисты ровно вдвое отстали от «Единой России», а в Кировской области даже лидировали некоторое время, имея 34% против 29% у «ЕР» (позже ситуация изменилась – 35% у «ЕР», 23% у КПРФ). Как ни парадоксально, но в неудаче партии власти обвиняют губернатора области Никиту Белых. Тот, хоть и не состоит ни в какой партии, как раз накануне выборов заявил, что поддерживает программу и действия единороссов, а сам молодой и прогрессивный Никита Юрьевич настолько непопулярен у жителей, что именно его заявление стало последним аргументом против «ЕР». Неплохие результаты показывает и «Справедливая Россия», которая набирает от 8% на Чукотке (четвёртое место, хуже дела только у КПРФ, которая не дотянула и до 5%) до 21% в той же Кировской области. Впрочем, если знать, что у КПРФ нет на Чукотке даже собственного регионального отделения, то 4,7% – очень неплохой результат.
В среднем справороссы получают третье место по количеству голосов, зачастую уступая не только КПРФ, но и ЛДПР. В Ханты-Мансийском автономном округе либерал-демократы некоторое время даже шли вровень с «ЕР», набрав по 35% голосов, в Республике Коми они также шли на втором месте после «ЕР», на Чукотке ЛДПР получила около 11%. Самым удивительным местом в стране на этот раз стал Дагестан, где второе место предварительно досталось «Патриотам России» с 16% голосов, а «Правое дело» набрало аж 2% – во всех других регионах эти партии если и прошли сито регистрации, то не набрали ничего, достойного упоминания. В среднем по стране «ЕР» набирает 47,3%, КПРФ – 20,3%, «СР» – 14,7%, ЛДПР – 12,1%.
Скандалы, интриги, расследования
Выборы в очередной раз стали источником слухов, скандалов и судебных исков ещё на стадии предварительного обсуждения партийных списков, выдвижения кандидатов и их последующей регистрации. Типичным поводом для отказа в регистрации кандидата стало наличие в паспорте отметки об окончании срока действия заграничного паспорта; подписи граждан в поддержку кандидатов признавали недействительными даже в тех случаях, когда сами эти граждане приходили в суд и лично подтверждали эту подпись. Тем не менее в одной из областей случился крайне курьёзный случай: список одной из партий был зарегистрирован несмотря на то, что треть подписей были признаны недействительными.
Доставили немало веселья и судебные решения по поводу наглядной агитации. Во Владимирской области одна из спорных листовок была признана не имеющей отношения к «Единой России», поскольку медведь на партийной эмблеме был изображён «с открытой пастью». В той же Владимир-ской области баннеры с изображением будущих кандидатов появились за три месяца до начала выборов, причём выяснилось, что оплатил их на полгода вперёд некий «пенсионер-миллионер» из соседнего региона. Уже в день выборов в одном из городов Свердловской области полиция задержала микроавтобус «Газель» с номерами областной администрации – в салоне находились несколько видов листовок как за одного из кандидатов, так и против всех остальных. Участие властей Свердловской области в избирательной кампании вообще оказалось неоднозначным. Уже в процессе предварительного подсчёта независимые наблюдатели с удивлением констатировали, что совместная поездка губернатора области Александра Мишарина и одного из кандидатов на довыборах в Законодательное собрание стоила последнему множества голосов: именно на тех участках, где губернатор и кандидат вместе встречались с избирателями, кандидат получил меньше всего голосов. Те же самые наблюдатели констатировали, что законодательство нарушали абсолютно все кандидаты: и победитель из «Справедливой России», и уступивший ему несколько сотен голосов кандидат «Единой России», и кандидаты-спойлеры из остальных партий. Нарушения стали обыденностью.
Об этом же говорят и сами партии по результатам собственных наблюдений за ходом голосования. КПРФ заявила, что в Саратове «Молодая гвардия» «Единой России» провела митинги на трёх избирательных участках, на что единороссы тут же дали объяснение: мол, то были слишком многолюдные экзит-пулы (опрос на выходе с избирательного участка). Во многих городах обнаружена новая (во всяком случае, не отмеченная в Иркутской области) технология срыва голосования: толпа молодёжи врывается на участок, создаёт толкучку и неразбериху, после чего вбрасывает пачку бюллетеней в урны для голосования и тем самым делает процесс бессмысленным. Наиболее тщательно и подробно протоколировала нарушения со стороны оппонентов «Единая Россия» – партийные руководители даже систематизировали сообщения, разделив их по партийной принадлежности оппонентов. Эсеров, например, обвинили в скупке голосов в Калининградской области, рассылке агитационных материалов через систему «электронных дневников» в Курске, срыве работы избирательных комиссий и так далее. Коммунистам приписывают агитацию в сети Интернет (что, кстати, трудно доказать), организацию дебоша в Ставрополе и другие прегрешения.
Оппозиция не отстаёт, причём всё чаще слова подкрепляются фотографиями, аудио- и видеозаписями. Накануне выборов в Челябинской области из штаба «Единой России» произошла и вовсе скандальная утечка: фрагмент записи видеоконференции местных отделений «ЕР», в ходе которой одна из активисток (между прочим, чиновник местного отдела образования) прямо сказала: «Нам явка не нужна, будет организован подвоз тех, кто нам нужен». Суммировав впечатления от предвыборной кампании и хода голосования, лидер фракции «Справедливой России» в Государственной Думе Николай Левичев заявил: «К сожалению, мы получаем очень много фактов, которые могут побудить нас не признать результаты выборов в целом ряде регионов РФ. Всероссийская организация «ГОЛОС» выложила в Интернет несколько аудиозаписей, в которых местные чиновники угрожают наблюдателям или пытаются их подкупить, а после выборов отметила, что комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), считающиеся одними из самых надёжных средств против фальсификации выборов, как правило, выходили из строя через несколько часов работы».
Что менять – музыкантов или ноты?
Итак, выборы состоялись, и как бы их ни критиковали, отменять результаты явно никто не будет, хотя результаты не устраивают (чисто психологически) абсолютно никого. До выборов в Государственную Думу осталось всего девять месяцев, и в оставшиеся сроки всем партиям срочно нужно проанализировать полученные итоги и сделать выводы.
Вариантов поведения всего два: либо менять тактику (продуманной и общеизвестной стратегии сейчас нет ни у кого), либо в очередной раз «тушить пожар», склоняяя на свою сторону мало-мальски известных и привлекательных людей. Выборы в Государственную Думу, конечно, классом намного выше, чем даже выборы в Законодательные собрания, но проблемы партийного строительства на всех уровнях одинаковые. Именно поэтому можно с полной уверенностью сказать, что партии ничего не станут менять ни в программных заявлениях, ни в риторике и труднее всего придётся «Единой России», которая неоднократно заявляла себя партией реальных дел: перед выборами нужно предъявлять товар лицом, а с этим часто возникают проблемы. «ЕР» приходится вести борьбу на всех фронтах и отбиваться не только от обоснованных обвинений, но и от вымыслов: многие избиратели верят даже поддельному «Манифесту «Единой России», в котором партия якобы обещала сделать Северный Кавказ «туристической Меккой» и проложить железную дорогу Санкт-Петербург – Анадырь.
Попытки выиграть очередные выборы за счёт манипуляций со списками кандидатов осложняются конечностью «карточной колоды». Во Владимире кандидатом в городской совет от «ЕР» стал человек, который до этого руководил местными отделениями двух других партий; другой кандидат от этой же партии не был снят с регистрации, несмотря на то что в ходе предвыборной кампании было неопровержимо доказано отсутствие у него высшего образования и выявилась фальсификация многих других документов. Выборы во Владимире вообще установили печальный рекорд – в них участвовали 170 кандидатов с судимостями. В Твери, напротив, депутатом местного Законодательного собрания стал директор компании «Ритм 2000» Чхатвал Харминдер Сингх – уроженец Индии с российским гражданством, член «Единой России», выдвижение которого страшно обидело единороссов из коренных жителей. В Ханты-Мансийском автономном округе в одном из многомандатных округов победил Филипенко Александр Васильевич – полный тёзка бывшего губернатора, о котором заранее было известно, что он кандидат-двойник и выдвинут исключительно для того, чтобы досадить действующему руководителю округа Наталье Комаровой.
«Голосование в 12 субъектах – это самый хороший социологический опрос», – сказал утром 14 марта председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, который по традиции приехал в ЦИК в «счастливом» белом свитере. Вопрос только в том, как трактовать результаты опроса. Общая явка увеличилась на 3–5%, местами до 20%, но в городах явка упала: в Челябинске, например, она составила всего 20%. Количество и интенсивность скандалов говорят о том, что практически в каждой партии находятся люди, готовые бороться за победу любой ценой – в том числе и с нарушением закона, а возможные репутационные потери и санкции со стороны государства уже никого особенно не пугают. Выборы всё чаще становятся не столкновением мнений и программ, а локальными сварами одного кандидата (или группы кандидатов) против другого, причём избиратель голосует не за того, кто обещает что-то в будущем, а за того, кто что-то уже сделал в прошлом. В историю войдёт фраза: «Коммунисты выдвинули предпринимателя, который продал мне плохую стойку под телевизор, а в больнице у кандидата-единоросса мне залечили язву. Но я всю жизнь голосовал за коммунистов и теперь не знаю, что делать».
Нам всем осталось думать совсем немного.