«Зелёный» бензин
Немецкие водители испугались перехода на экологически чистый бензин
В ФРГ, которая давно и прочно ассоциируется с хорошими дорогами и хорошими автомобилями, разразился нешуточный бензиновой кризис. Поводом послужило появление на рынке нового экологически чистого бензина, так называемого Super E10, 10 процентов в котором составляет этанол, полученный из растительных веществ, содержащих сахар и крахмал. В перспективе E10 должен снизить выбросы CO2 в атмосферу на 35 процентов. Проблема в том, что покупать его не хотят: автовладельцы боятся за свои машины. Правительство пытается убедить потребителей в обратном, но пока безуспешно.
Сразу нужно отметить, что спор вокруг E10 возник не вдруг и не сейчас. Введение экологически чистого бензина осуществляется в соответствии с директивой ЕС от 2009 года, которая предусматривает, что к 2020 году 10 процентов энергоносителей в транспортном секторе должны получаться из возобновляемых источников. В принципе, директива не предписывает обязательного введения экобензина: правительства стран ЕС сами вправе решать, как добиться того, чтобы 10 процентов транспортных энергоносителей были экологически чистыми. К примеру, это можно сделать, увеличив число электрокаров или автомобилей с гибридными двигателями.
В Германии этой цели решили достичь с помощью Е10, несмотря на то, что этот бензин раньше вызывал нарекания. В частности, ещё в 2008 году тогдашний министр экологии Зигмар Габриэль, сейчас являющийся председателем оппозиционной СДПГ, приостановил программу по введению E10 в ФРГ: появились данные, что для трёх миллионов немецких машин этот бензин не подходит. Новое правительство консерваторов и либералов, пришедшее к власти осенью 2009 года, решило иначе и в ноябре 2010 года провело закон о переходе на E10 через бундестаг.
Со 2 января 2011 года Super E10 появился на заправках. В ближайшей перспективе E10 должен стать «базовым» бензином и занять место дешёвого 95-го бензина (Super) с 5 процентами этанола, который, в свою очередь, исчезнет с рынка. Для автомобилей, «не переносящих» E10, параллельно будет предлагаться 98-й бензин, также с 5 процентами этанола, известный в Германии как Super Plus. Стоить он будет на 8 евроцентов дороже, чем E10. Однако, начав переход на новый бензин, власти, как оказалось, не извлекли никаких уроков из событий 2008 года и не удосужились объяснить населению, опасен E10 для двигателей их машин или нет. И это возымело самые печальные последствия.
В отсутствие чёткой информации среди автомобилистов поползли слухи о вреде нового бензина. Их подогрело выступление топ-менеджера BMW Томаса Брюнера (Thomas Bruener), ответственного за технологические разработки, который в интервью Welt am Sonntag заявил, что за счёт большего содержания этанола в Е10 количество воды в двигателе возрастёт, а это, в свою очередь, будет способствовать его быстрому износу и к тому же потребует более частой замены масла. Немецкие СМИ сообщили, что этанол опасен для алюминиевых и резиновых деталей машин Mercedes C 200 CGI и CLK 200 CGI выпуска 2002–2005 годов, для автомобилей Opel Vectra, Signum, Zafira с моторами 2.2-Direct-Motor, а также для Citroen и Nissan (до 2000 года выпуска), Mitsubishi с моторами GDI и многих других, появившихся в недавнем прошлом.
И хотя BMW поспешило опровергнуть слова своего представителя, а концерн Daimler заявил, что 95 процентов его машин не старше 25 лет могут «свободно» ездить на E10, зерно сомнения было посеяно. Во избежание возможных проблем 70 процентов водителей предпочли заправляться 98-м бензином Super Plus, который, хотя и стоит дороже, опасений не вызывает. В итоге на заправках возникли перебои с Super Plus, а хранилища оказались заполнены невостребованным E10.
Поставки E10 на заправки были временно приостановлены, а министр экономики Райнер Брюдерле в срочном порядке созвал «бензиновый саммит» с участием министра окружающей среды Норберта Реттгена, представителей автоконцернов, компаний – производителей горючего, членов Союза защиты прав потребителей и Общегерманского автомобильного клуба (ADAC). Заседание прошло во вторник, 8 марта.
Норберт Реттген возложил всю ответственность за переполох вокруг E10 на топливные компании. По его словам, министерство окружающей среды вместе с Общегерманским автомобильным клубом заранее составили подробные списки марок автомобилей, для которых E10 не представляет опасности, напечатали миллионы брошюр, однако эти справочные материалы не были доставлены на заправки, что в итоге привело к появлению необоснованных опасений у водителей и фактическому бойкоту E10. Министр ещё раз подчеркнул, что переход на Е10 не только снизит количество выбросов СО2 в атмосферу, но и уменьшит зависимость ФРГ от нефти.
Несмотря на обещание информационной поддержки и громкие политические заверения властей, представители Федерального союза немецких потребителей (VZBV) заявили о своём «глубоком разочаровании» итогами «бензинового саммита». Глава союза Герд Биллен (Gerd Billen) потребовал от автопроизводителей предоставить каждому автовладельцу письменные гарантии, что E10 не нанесёт вреда его машине, чтобы в противном случае потребитель с полным основанием смог добиваться страховочных выплат. Со своей стороны представители ADAC призвали снизить цены на Super Plus. Ни та, ни другая инициатива поддержки пока не нашла.
Как ни странно, инициированный правительством переход на экологически чистый бензин вызывает критику и со стороны защитников окружающей среды. Они отмечают, что растущее использование сельхозплощадей под культуры, идущие на производство этанола, ускоряет мировой кризис продовольствия. Так, чтобы выполнить директиву ЕС, предусматривающую, что к 2020 году 10 процентов транспортного топлива будет приходиться на экологически чистые источники энергии, необходимо засеять площади размером с две Бельгии. В Германии планируется производить ежегодно 600 тысяч тонн этанола – чуть больше от требуемой половины. Остальное придётся импортировать из таких стран, как Бразилия и Индонезия, где ради посевных площадей вырубаются тропические леса. И при этом не очевидно, что импортный этанол будет соответствовать нормам ЕС.
Однако наибольшую критику вызывает даже не E10 как таковой и способы его производства, а, прежде всего, планы правительства ФРГ, которое решило улучшить экологическую ситуацию исключительно за счёт нового «зелёного» бензина, пренебрегая другими возможностями. В частности, отмечается, что использование этанола для производства электричества, которое пойдёт на подзарядку машин с электрическим двигателем, эффективнее в несколько раз: при одинаковом объёме израсходованного этанола электромобиль проедет расстояние на 80 процентов больше, чем автомобиль с бензиновым двигателем на E10. Немецкие «зелёные» назвали введение E10 «самым неэффективным методом» для улучшения экологии. Сопредседатель партии Джем Одземир (Cem Oezdemir) отметил, что уменьшить выбросы CO2 в атмосферу нужно за счёт снижения скорости на автобанах на 20-30 километров и выпуска менее мощных, экономичных двигателей.
Так или иначе, главными судьями в споре о E10 остаются потребители. Если не убедить водителей в безопасности E10, никакие государственные соображения не заставят их перейти на этот бензин. В репортаже ZDF одна из опрошенных женщин заявила об этом со всей немецкой прямотой: «Если машина сдохнет, мне даже экологический бензин не понадобится».