издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сказки не будет»

Система обязательного медицинского страхования вступила в активную фазу реформирования

Тем, кто воспользовался новым правом и самостоятельно выбрал в этом году страховую медицинскую компанию, после 1 мая придётся менять полис ОМС. Теперь это будет документ единого образца, действительный на всей территории страны. Это ещё одна ступенька, ведущая к качественной медицине, в которой нет места очередям, обещают нам медицинские страховщики. И предупреждают, что частным клиникам придётся сильно постараться, чтобы попасть в систему ОМС. А у кого уж точно нет шансов пополнить список участников страхования, так это у учреждений, использующих нетрадиционные методы лечения.

Реформа обязательного медицинского страхования подразумевает три основных принципа: пациент выбирает страховую компанию, лечебное учреждение и врача. С выбором страховой компании всё более или менее понятно. До нынешнего года государство или работодатель решали сами, к какому страховщику мы должны идти за полисом. Право обслуживать детей, безработных, пенсионеров и инвалидов разыгрывалось через конкурс. Страховщика для работающих граждан определял работодатель. С 1 января методика изменилась: каждый человек получил право самостоятельно выбирать страховую медицинскую компанию. 

Как рассказал исполнительный директор территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области Сергей Шойко, на сайте фонда опубликован список страховщиков, которые прошли проверку: пять филиалов и две региональные компании. По его словам, все семь игроков отвечают требованиям по размеру уставного капитала, квалификации сотрудников и деятельности по защите прав пациентов. В будущем планируется создать реестр страховых компаний, допущенных на рынок. А пока страховой полис ОМС можно купить у любого страховщика, который предлагает такие услуги. 

«Страховой полис не только даёт право зайти в то или иное учреждение, но и позволяет рассчитывать на защиту прав застрахованного», – напоминает начальник отдела стратегического планирования и страховой медицины министерства здравоохранения Иркутской области Надежда Дугина. По её словам, если пациенту не нравится, как его лечат, человек может обратиться с жалобой в страховую компанию. Заодно и проверит, готов ли страховщик отстаивать интересы застрахованного. Но не стоит ждать от этой процедуры слишком многого. Претензии к качеству медицинской помощи следует предъявлять, если, например, в стационаре вас заставили платить за лекарства, которые входят в утверждённый перечень жизненно необходимых, или не принял врач поликлиники, к которой вы прикреплены. По жалобе пациента страховая компания обязана провести расследование и, если претензии обоснованны, наказать лечебное учреждение. Если же вы считаете, что в больнице вашему здоровью нанесли вред, и хотите потребовать компенсацию, лучше сразу обращаться к юристам.  

Сергей Шойко считает, что конкуренция компаний не приведёт к серьёзному перераспределению между участниками регионального рынка. Хотя очевидно, что реформирование уже сыграло на пользу компаниям, ранее не имевшим доступа к бюджетным ресурсам. «Если раньше людям говорили: идите в одну компанию, то теперь у них есть выбор. Благодаря этому у нас с начала года появилось около четырёх тысяч новых клиентов», – рассказывает директор ООО «ВостСибМедЖАСО» Наталья Воронина.   

Ещё раньше, чем выбор страховой компании, пациенты получили возможность выбирать лечебные учреждения. Но это только сказать легко – выбрать лечебное учреждение. Даже сами организаторы реформирования не могут объяснить, как будет выглядеть система в итоге. С одной стороны, необходимо обеспечить человеку свободу выбора. Но как быть, если живёт человек, например, в Ершах, а прикрепился к поликлинике в Иркутске II? Ведь участковый врач будет обязан в случае необходимости прийти к пациенту домой. «Участковый принцип обслуживания никто не отменял. И естественно, что все пациенты будут распределены по территориям», – отмечает Надежда Дугина. Сергей Шойко допускает, что будет действовать компромиссный вариант, когда на приём пациент сможет прийти в учреждение, которое он выберет. А на дом ему всё-таки придётся вызывать врача из ближайшей поликлиники. 

Новые правила финансирования страховой медицины говорят о том, в системе могут участвовать не только государственные и муниципальные, но и частные клиники. Однако и тут не всё гладко. Руководители региональной страховой медицины очень консервативно подходят к отбору частных заведений. Разумеется, речь идёт только о традиционной медицине. Учреждения, использующие нетрадиционные методы лечения, вообще не рассматриваются как кандидаты на получение государственного заказа. «Иногда частники жалуются, говорят, что их «зажимают», не пускают в ОМС. Но не будем скрывать, что частные клиники зачастую значительно отстают от государственных учреждений. И оборудование у них поскуднее, и кадры не всегда квалифицированные, и с медицинской этикой проблемы. Многие заведения грешат надуманными диагнозами, – объясняет причины настороженного отношения к негосударственным больницам Сергей Шойко. – В Иркутске у государственного здравоохранения большой потенциал. Чего ещё надо…»

Для каждого муниципалитета определён список учреждений, в которых обслуживают по полису. Перечень больниц можно найти на сайте территориального фонда ОМС и в уголке пациента любой поликлиники. Например, в нынешнем году жителям города Иркутска предоставлено на выбор около ста больниц разного профиля. В том числе одна хирургическая и две стоматологические частные клиники. В одной из зубных лечебниц нам рассказали, что записывают пациентов, которые хотят получить лечение по медицинскому полису, но только если в это время врач не занят «платным» пациентом. А вот в хирургической клинике пожаловались на дефицит государственных заказов, даже несмотря на комфортные условия и хорошее питание. Ведь в клинику можно попасть только по направлению из участковой больницы. А местные врачи почему-то не отправляют хирургических пациентов к частникам.   

Отбором лечебных учреждений, которые войдут в программу государственных гарантий на следующий год, будет заниматься областная комиссия. По словам Надежды Дугиной, пока на неё не готова документация и поэтому рано говорить, представители каких органов войдут в эту комиссию и какие требования будут предъявляться к медучреждениям. Да и заявок от потенциальных кандидатов ещё не поступало.  

«В любом случае, зайти в клинику, которая понравилась, и получить там медицинскую помощь будет нельзя. Сказки не будет», – резюмировал Сергей Шойко.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры