Баталии пригородного значения
Парламент продолжает бюджетное сражение с правительством
Не приняв проект изменений к бюджету в окончательном чтении на февральской сессии, парламентарии обрекли себя 10 марта на сессию вне графика. «Сумма менее одной десятитысячной от доходов, – в отчаянии сказал министр финансов Алексей Зезуля. – И из-за неё мы держим весь бюджет». Сумма эта – пять миллионов рублей на создание Байкальской пригородной компании. Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин не успокаивается: «Мы три месяца не получаем ответ, что с пригородной компанией. Вот когда электрички остановятся, тогда мы все будем бежать бегом», – пригрозил депутат. Вчера в очередной раз было перенесено заседание бюджетного комитета. Если сегодня на сессии парламентарии так и не договорятся с правительством, бюджет будет принят без «пригородных» пяти миллионов.
Парламент затеял с правительством игры во время. На прошлой неделе, в четверг, был собран комитет по бюджету, где глава комитета Сергей Курилов сообщил, что часть поправок, в том числе и от губернатора, вообще не стали рассматривать, поскольку они пришли позже положенного срока – 18 часов 28 февраля. «Поправки были внесены на одну минуту позже 18.00», – сообщил Сергей Курилов и посетовал, что «службы губернатора» плохо сработали. От строгости Сергея Курилова пострадали и некоторые депутаты. К примеру, не прошла поправка депутата Аполлона Иванова о направлении допдоходов в сумме 102 млн. рублей, высвобожденных при обслуживании госдолга, на развитие сельского хозяйства. Сам Аполлон Иванов внёс свою поправку вовремя. Правительство ещё ранее предлагало направить эти 102 млн. рублей на актуализацию техпроекта заполнения ложа БоГЭС. Однако, как сообщил Сергей Курилов, поправок по этой теме от правительства не поступило. Или же они попросту «опоздали».
Сергей Курилов выразил общее настроение депутатов по БоГЭС. Он два дня при обсуждении ситуации на комитетах повторял: «Я никому не верю». «В отличие от вас, я людям верю», – пошутил Юрий Фалейчик. Глава комитета по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству заявил коллегам: несмотря на то что по БоГЭС ни у одного из парламентариев нет «достаточного понимания процесса», Иркутская область уже зажата в угол, поскольку, если в ближайшее время не появятся предложения по актуализации техпроекта, возникнет «политическая ответственность». Поэтому комитет Фалейчика принял решение согласиться с предложением правительства об утверждении суммы затрат на актуализацию проекта заполнения ложа БоГЭС в 325 млн. рублей. Ранее, напомним, называлась цифра в 338 млн. рублей, однако по итогам тендера она снизилась, но всё равно оказалась выше первоначально заявленной – в 157 млн. рублей. «Сумма показалась нам слабо обоснованной, но нас уверили, что она будет компенсирована Федерацией», – сказал Фалейчик. Тем не менее комитет сегодня на сессии намерен инициировать депутатский запрос к губернатору «Об обеспечении интересов населения Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС». Депутаты настаивают на проверке Счётной палатой РФ деятельности ОАО «Ленгидропроект», которое и выиграло тендер.
Сегодня на сессии правительство региона должно сообщить, когда будет создана Байкальская пригородная компания. Напомним, что основной спор на прошлой сессии возник из-за 5 млн. рублей. То есть тех денег, которые область хочет завести в бюджет как проплату в уставный капитал будущей компании. «Если разъяснение по компании не будет получено, я считаю эти траты необоснованными», – заявил вице-спикер.
Не удалось правительству и убедить парламент, что моногород Байкальск развивается правильно. А именно что городу нужен проект по производству бутилированной воды в Култуке. Парламентарии заслушали руководство предприятия ООО «БайкалСан», авторы проекта сообщили, что уже оформлен участок в 32 га, построен железнодорожный тупик, получено согласование необходимых служб на забор воды. Область же должна обеспечить инфраструктуру объекта, потратив на это 46,6 млн. рублей. Однако Геннадий Истомин заметил, что у проекта нет ни чёткого экономического обоснования, ни социальных гарантий. Область, отдавая свои деньги, в самом предприятии доли не имеет. А техническая дорога к заводу, которую правительство готово строить на областные деньги, остаётся в собственности региона. Но если проект завода «лопнет», то дорога эта будет ни к чему. Истомин отметил, что сама программа развития моногорода Байкальска написана с ошибками. В частности, расстояние от Култука до Байкальска 60 км, а в программе указано 30 км. Каким образом байкальчане, для занятости которых и строится завод, будут каждый день ездить на работу, неизвестно. Заместитель министра экономического развития, науки, труда и высшей школы Андрей Пуцик призвал не судить строго, поскольку в программу «вкралась ошибка», а кроме того, существует и понятие «маятниковой миграции»: жители Ангарска и Шелехова, к примеру, ездят на работу в Иркутск. К тому же руководство «БайкалСана» обещало, что рабочих из Байкальска будут к заводу подвозить. А трудоустроены будут 292 байкальчанина. Геннадий Истомин намеревался сегодня на сессии внести в протокол именно эту цифру – 292 байкальчанина, чтобы позже «посмотреть, сколько реально будет трудоустроено». Депутат Андрей Кайдаш вообще усомнился в экономических перспективах проекта, поскольку руководство «БайкалСана» заявило, что рассчитывает сбывать продукцию на японский и китайский рынки. Эти рынки должны взять совокупно 300 млн. литров из 550 млн. литров годового выпуска. «Маркетинговые исследования рынка воды показывают, что Китай закрыт для байкальской воды, там есть более сильный конкурент – фирма «Нестле», – заметил Кайдаш. – В Японии запрещено использование воды из открытых водоёмов. Не исключено, что, если вы рассчитываете на этот рынок, вам придётся бурить скважину». Он усомнился, что с такими объёмами предприятие вообще найдёт покупателей. «Мы вкладываем областные деньги, причём немалые, – заметил Юрий Фалейчик. – А где гарантии, что завод будет вообще построен?» Депутат попросил гарантий в виде акций предприятия. «Инвестору было бы приятно иметь таких надёжных парней, как мы», – считает Юрий Фалейчик.
Все эти вопросы должны были решить вчера утром – депутаты на 9 марта назначили специальное заседание бюджетного комитета. Но отменили его, поскольку правительство ещё не подготовило своих разъяснений по вопросу создания Байкальской пригородной пассажирской компании. Бюджет снова рекомендован к вынесению на сессию только во втором чтении. В перерыве сессии планируется собрать заседание бюджетного комитета. «Сумма менее одной десятитысячной от доходов, – в отчаянии сказал министр финансов Алексей Зезуля. – И из-за неё мы держим весь бюджет». «Мы три месяца не получаем ответ, что с Байкальской пригородной компанией. Вот когда электрички остановятся, тогда мы все будем бежать бегом», – пригрозил Геннадий Истомин. Он заявил, что, если сегодня глава области не даст ясного ответа, что с пригородной компанией, бюджет, вероятно, всё равно будет принят. Но без тех самых 5 млн. рублей, которые должны стать учредительным взносом области в БППК, поскольку вице-спикер намерен инициировать поправку об исключении этой суммы из проекта как «необоснованной».
Уже в среду вечером пресс-служба правительства Иркутской области сообщила, что Байкальская пригородная пассажирская компания будет создана до 1 апреля. Об этом договорились губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев и начальник ВСЖД Анатолий Краснощёк. 15 марта вопрос будет рассмотрен на совете директоров РЖД.