издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Между счётчиком и пропиской

  • Автор: Анна КАПРАВЧУК, Ангарск

Первые иски к ангарчанам, не выехавшим из города, но по нескольку лет не оплачивающим воду ни по месту регистрации, ни по месту фактического проживания, уже находятся на рассмотрении в Ангарском городском суде. МУП «Ангарский водоканал» требует от ответчиков погашения платы за воду по нормативу потребления.

Когда каждый может установить водосчётчик, это порождает сразу две иллюзии: у пользователя появляется уверенность, что он непременно будет платить меньше, чем по нормативу, а у поставщика коммунальной услуги – надежда на то, что водой будут пользоваться экономнее, благодаря чему добывать/очищать/транспортировать её придётся меньше. Жизнь эти надежды, увы, подтверждает далеко не всегда. Например, в Ангарске, где в квартирах установлено уже 20 тысяч счётчиков холодной воды, объём потребляемой горожанами воды не сократился, зато, по мере активизации установки счётчиков, каждый год весьма ощутимо сокращается сумма, начисляемая населению. Почему так происходит?

Во-первых, приборный учёт выявил в народе массу дремавших талантов. Специалисты говорят о том, что «отечественные кулибины», срывая пломбы, «скручивают показания», крепят к водосчётчикам магниты и прочими способами достигают минимизации показаний. Например, в прошлом году при анализе переданных показаний счётчиков обнаружился фантастический факт: в одной из квартир декабрьские показания оказались на 23 кубометра меньше ноябрьских. Послали инспектора на проверку – оказалось, что изобретательные хозяева сорвали пломбу и переустановили счётчик «задом наперёд» – текущая вода крутила его в обратную сторону, не увеличивая, а уменьшая показания. Стремление к экономии в мелочах привело изобретателей к существенным тратам: по действующим нормативным актам при обнаружении мошеннических действий обитателям квартиры плата начисляется по нормативу потребления за весь период с момента установки/проверки счётчика до момента обнаружения факта обмана. Семье, пойманной на обмане, придётся внести плату по нормативу потребления за три последних года. 

Во-вторых, люди нередко передают в Водоканал и теплосбытовую компанию не реальные показания счётчиков, а некие условные цифры. Порой эти цифры настолько «условны», что обман виден невооружённым глазом. 

– У нас в 10 микрорайоне есть семья, которая, судя по передаваемым показаниям, вообще не пользуется горячей водой – только холодной, – рассказывает заместитель начальника службы реализации Ангарского водоканала Наталья Дремлюга. –  По телефону хозяйка уточняет, что у неё стиральная машина воду кипятит. В то, что эти моржи и сами моются холодной водой, и полы-посуду холодной водой моют, верится с трудом – адрес уже внесён в план инспекторской проверки, реальные показания счётчиков на днях будут сверены с переданными. Одна из семей 178 квартала вот уже 10 месяцев якобы потребляет ровно по кубу холодной и горячей воды в месяц. Показания счётчиков в этой семье не зависят ни от того, 31 день в месяце или 28, ни от сезонных перепадов температуры воды в кранах – и зимой и летом ровно по кубометру. Ещё одна семья каждые сутки использует ровно по 10 литров воды. Когда мы видим столь явные отклонения от стандартного потребления, мы включаем адрес в план инспекторских проверок. Те, кто передаёт показания «наугад» или «не замечает» цифирки, нолики и запятые, не учитывают одну неприятную деталь. При выявлении несоответствий никто не будет выяснять, в каком году и при каком тарифе разошлись показания реальные и переданные: разницу придётся оплатить по действующим тарифам. 

В-третьих, счётчики раньше других установили семьи, в которых число прописанных в разы превышает число живущих. Именно таким семьям установка приборов учёта сразу даёт ощутимый материальный эффект. Но именно благодаря таким семьям, если верить статистике Водоканала, Ангарск  стремительно «обезлюдевает», при том что реальное потребление воды населением не падает. Как такое возможно? Ситуаций много, и подходы к ним разные.

Ситуация 1. Прописано четверо, стоят водосчётчики, потребление из года в год – как будто живут двое. В чём дело? Родители построили дом в деревне и круглый год живут там, оставив квартиру детям. Соседи подтвер-ждают, что родители в город наезжают крайне редко. Разумеется, никаких вопросов и претензий в такой ситуации не возникает. 

Ситуация 2. Прописано шестеро, живут двое. Молодое поколение с детьми уехало покорять столицу, есть документы, подтверждающие их отъезд. Тоже никаких претензий. 

Ситуация 3. Прописано четверо, живут двое. Молодое поколение купило квартиру в новостройке (она изначально оборудована водосчётчиками) и живёт там, но пока без прописки. Родители платят по счётчикам по месту прописки, дети тоже по счётчикам – по месту жительства. Отлично. 

Ситуация 4. Прописано пятеро, живут двое. Родители платят по счётчикам за двоих, дети сняли квартиру в другом районе Ангарска. Съёмная квартира счётчиками не оборудована, в ней прописан один человек, а реально живут трое. Компенсируя арендодателю коммунальные платежи, квартиранты платят за воду по нормативу как за одного человека.

Ситуация 5. Прописаны мама-сын-внук, живёт одна мама. Сын купил квартиру и вместе с женой и сыном живёт там уже пять лет, хотя, если верить документам о регистрации, формально квартира «пустая», в ней никто не прописан. 

Увы, именно ситуации типов 4 и 5 приводят к значительным расхождениям официальной «подушевой» статистики и реального водопотребления. Для конечного потребителя это означает существенный ежегодный рост тарифа «по нормативу потребления»: издержки Водоканала, в том числе и на сотни живущих «на конспиративных квартирах» «подпольщиков»,  делятся на тех, кто зарегистрирован в квартирах без счётчиков.  

Во времена, когда водосчётчиков в квартирах ещё не было, подобные ситуации в Ангарске обычно разрешались мирно. Если, поженившись, люди съезжались и жили не по месту прописки, им предлагали выбрать, по какому из адресов они будут оплачивать воду: там, где прописаны, или там, где фактически проживают; дважды с одного и того же человека плата по нормативу не бралась. 

– У нас чёткий алгоритм работы в спорных ситуациях, – уточняет Наталья Владимировна. – Мы анализируем расхождения в показаниях счётчиков и числе прописанных в квартире; обзваниваем абонентов, у которых наиболее явные расхождения, опрашиваем соседей о том, сколько человек живёт в квартире и появляются ли в ней прежние жильцы. Если становится понятно, что из города они не уехали, предлагаем ежемесячно приплюсовывать к плате по счётчикам плату по нормативу за прописанных, но не живущих в квартире членов семьи. Если с нашими доводами соглашаются – просто меняем схему начисления. Если нет – готовим документы в суд.  

Пока ни одного судебного решения по искам Водоканала не принято – предприятию ещё предстоит убедить судей в правомерности своих требований. «Сибирский энергетик» будет следить за ходом рассмотрения этих дел: в случае выигрыша тем же путём смогут пойти и другие ресурсоснабжающие организации. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры