Как межевали наш квартал
В минувший понедельник в 17.00 у нас был «семейный выход в свет» на собрание в рамках публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории 1 квартала города Ангарска.
Нами было получено приглашение, в котором указывались сроки приёма предложений, режим ознакомления с материалами проекта и адреса для отправки письменных замечаний. Предварительно попытались изучить материалы к слушаниям, выложенные на сайте городской администрации. Схемы там оказались в таком качестве, что разглядеть толком и понять, каким цветом что обозначено, нам не удалось. А хотелось бы: наш двухэтажный квартал – первый в городе, построен по питерским проектам в 1948–1949 годах, очень соразмерный человеку, милый и аккуратный, и понять, что нам в нём донапроектировали, было важно заранее.
В назначенный час в назначенном месте собрались около полусотни из 900 жителей квартала. Всех по паспортам зарегистрировали, всем дали бланки для письменных вопросов и предложений. На стене – десяток схем. В президиуме – заместитель главы администрации города Юрий Дудаков, главный архитектор города Людмила Сидоренко, представители департамента архитектуры и департамента по управлению муниципальным имуществом. Главный выступающий – автор проекта, сотрудник победившей на конкурсе проектной организации ООО «ВекторГрупп» Леонид Попов.
То, что происходило в течение следующего часа с небольшим, точнее всего можно было бы обозначить как «разговор слепых с глухими». В роли слепых выступили проектировщики, доверявшие старым схемам больше, чем своим глазам. (Например, они «не заметили» увеличения числа боксов в ряду гаражей и нанесли на план давно отсутствующее в реалиях, но присутствующее на топосъёмке здание склада челюстно-лицевой клиники). А в роли глухих – жильцы. Проектировщики убеждали: «По современному нормативу здесь нужно расширить внутриквартальный проезд с 3,5 до 5,5 метра», а жители возмущались: «Так ведь тогда дорога у самого фундамента пройдёт! Вышел из подъезда – и сразу на проезжей части оказался». Проектировщики говорили: «Нужны дополнительные карманы для стоянки машин, детские и спортивные площадки, площадка для выгула собак», а жители перечили: «Не нужен нам карман под окнами, детскую площадку вы на этом пятачке у дороги уместить не сможете, да и опасно, а с собаками все местные жители ходят в пойму Китоя, площадкой никто пользоваться не будет». Единственный тезис проектировщиков, который был принят публикой благосклонно, – о том, что резервов земли под новое капитальное строительство на территории квартала нет.
Особо бурные споры возникли вокруг зелёной зоны – участка в центре квартала, на задворках отделения милиции. Заасфальтированную площадь перед отделением милиционеры загородили бетонными блоками, не позволяя там парковаться «посторонним». После того как в торце здания начала работать приёмная лицензионно-разрешительной системы, бывшую зелёную зону за зданием облюбовали приезжающие за разрешениями на оружие джипы – порой на газоне одновременно стоит по девять машин. Пенсионеры митингуют: не хотим выхлопных газов, не хотим, чтобы машины утюжили наш газон и ездили по посаженным нами деревцам. Проектировщики считают, что эта зона – территория общего пользования, их вообще не волнует, что там есть и будет на самом деле, у них там спортплощадка нарисована. Представитель ДУМИ агитирует: оформите эту зону как совместную собственность жителей своего дома – и препятствуйте въезду туда посторонних. Жители уточняют: сколько нам будет стоить поделить эту зелёную зону между четырьмя соседними домами? Юристы поправляют: окружающие лесочек четыре дома оформить этот участок как свой по закону не смогут, так как он расположен «черезполосно», то есть через дорогу от домов; «прирезать» этот участок можно только к расположенным в десятках метров от него трём домам, не отделённым от него дорогой. Захотят ли жители этих домов воевать с джипами и платить земельный налог за «сверхнормативную» территорию, которую у них даже из окон не видно? К каким-то внятным выводам по этому вопросу собрание так и не пришло. Впрочем, публичные слушания по проекту длятся до 4 апреля – может быть, кто-то и сформулирует некую светлую мысль, которую проектировщики отразят в доработках проекта.
Организатор собрания – городская администрация – делает, безусловно, благое дело. За счёт городского бюджета профинансирована подготовка проектов планировки и межевания территорий города Ангарска в целях выделения элемента планировочной структуры и установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома; проведён конкурс, подписаны муниципальные контракты, разработаны техзадания. Фактически город взял на себя финансирование тех расходов, которые должны понести собственники жилья в этих домах (а квартиры в них по большей части приватизированы).
Интерес города прост: межевание территорий и постановка на кадастровый учёт участков под многоквартирными домами – одно из условий попадания города в список претендентов на финансирование капремонтов жилья из федерального бюджета. Однако жители отнюдь не чувствуют себя «облагодетельствованными»: разграничение участков под их домами – первый шаг к введению платы земельного налога с них. По действующим ставкам земельного налога хозяевам однокомнатной квартиры придётся платить всего 150 рублей в год, а ветераны-инвалиды пока от земельного налога освобождены, но многие всерьёз опасаются, что эти ставки будут расти очень быстро. Никаких других последствий межевания (например, того, что это один из способов затруднить порядок действий соседей, желающих перевести квартиру из жилого фонда в нежилой) люди пока не усвоили. И вряд ли это вина людей.