Бесконечный тариф для конечного потребителя
Минэнерго думает, что знает, как сдержать цены на электроэнергию
Минэнерго России считает, что темпы роста цен на электроэнергию будут отличаться для различных регионов и категорий потребителей. Например, на территории европейской части России и на Урале (первая ценовая зона) прирост оптовых цен на электроэнергию в 2011 году ожидается на уровне 12,5%, в Сибири (вторая ценовая зона) – 12%, в неценовых зонах – 4,1%. Для населения по всей территории РФ электроэнергия поставляется исключительно по регулируемым ценам, предельные тарифы установлены ФСТ. Прогнозируемый МЭР рост тарифов для населения на 2011 год составляет 10%.
Эти цифры были названы директором Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Василием Никоновым, который выступил на круглом столе «Рынок в электроэнергетике: ожидания и реальность», прошедшем в Москве 1 марта 2011 года в рамках конференции «Рынок электроэнергии и мощности: проблемы и перспективы развития», организованной НП «Совет рынка».
В конференции приняли участие представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, в частности первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич, директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Василий Никонов, председатель правления НП «Совет рынка» Дмитрий Пономарёв, заместитель председателя правления НП «Совет рынка» Владимир Шкатов и руководители энергокомпаний.
Кто даст больше?
На круглом столе «Рынок в электроэнергетике: ожидания и реальность» участниками и регуляторами обсуждалась действующая модель рынка, в частности, для кого энергорынок создаёт наиболее благоприятные условия развития и каковы пути улучшения условий для работы его участников. Особое внимание было уделено анализу факторов, обуславливающих рост цен на электроэнергию и соотнесение прогноза и реальности в оценке ценовой нагрузки на конечных потребителей.
По прогнозу Минэнерго России, розничная цена на электроэнергию в 2011 году вырастет за счёт следующих факторов: рост стоимости приобретаемой у поставщиков оптового рынка электроэнергии и мощности составит 12%, подорожание услуг распределительных сетей – 19%, магистральных передающих сетей – на 29%.
Ожидается, что рост среднеотпускного тарифа в целом по РФ окажется в пределах, установленных прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год (115%). По оценкам Минэнерго, прирост цен конечных потребителей на 2011 год не превысит запланированных 15%, но по отдельным регионам и категориям потребителей рост может быть выше. Поскольку для населения прирост цен ограничен 10%, для остальных розничных потребителей рост цен будет выше 15%. При этом в некоторых регионах прирост розничных цен может превысить 30–40%.
«Значительный рост стоимости услуг на передачу и распределение электроэнергии обусловлен необходимостью финансирования модернизации сетевого комплекса», – заявил Василий Никонов.
О срочной модернизации отрасли чиновники заговорили после ледяного дождя, который обрушился на Москву в декабре: правительство поручило Минэнерго разработать проект модернизации электроэнергетики до 2030 года, отмечает «Эксперт online». Тогда же стало понятно, что износ оборудования российской электроэнергетики достигает 70%.
Модернизация – за чей счёт?
Сейчас Министерство энергетики РФ разрабатывает проект модернизации электроэнергетической отрасли до 2030 года, причём финансовый объём программы оценивается в 10,5 трлн. рублей до 2020 года. Половина пойдёт на новое генерирующее оборудование, другая – на сетевое хозяйство. Одной из главных составляющих модернизации должна стать замена устаревшего оборудования на новые парогазовые установки (ПГУ) с КПД до 52% (сейчас он не превышает 40%). При этом расход условного топлива на кВт-ч должен снизиться к 2020 году с нынешних 332,7 до 300 г.
Программа будет финансироваться из разных источников: модернизация сетевого комплекса – через RAB-регулирование, финансирование генкомпаний – через тарифы. Атомная энергетика, возможно, будет частично поддержана из бюджета. Сейчас программа проходит согласование с различными федеральными ведомствами и российскими разработчиками оборудования.
Аналитики уверены, что 10 трлн. рублей – для энергетиков неподъёмная сумма, отмечает «Эксперт online». «Когда все инвестиционные проекты будут реализованы, государство не сможет воздействовать на генкомпании, чтобы подвигнуть их на модернизацию мощностей», – считает издание и связывает с этим прошлогоднее заявление вице-премьера Игоря Сечина, который признал, что правительство рассматривает возможность применить механизм возврата инвестиций в модернизацию объектов электроэнергетики.
Как Минэнерго тарифы укрощать будет…
Какими же методами Министерство энергетики планирует компенсировать рост тарифов, в которые вдобавок будут заложены расходы на модернизацию? Заявлено, что Мин-
энерго России предпринимает ряд мер по соблюдению баланса между ценовой нагрузкой на конечного потребителя (инвестиционная нагрузка) и необходимостью выполнения инвестиционных программ. Общая стоимость мощности, вводимой по договорам на предоставление мощности (ДПМ), составляет 5,1 трлн. рублей. При этом договоры позволяют разнести закладываемые в стоимость мощности затраты на строительство на длительный срок: десять лет для ТЭС, двадцать – для АЭС и ГЭС.
Кроме того, предлагается на федеральном и региональном уровнях не применять индексацию по оплате за мощность на уровень инфляции в 2011 году, что позволит сэкономить порядка 12 млрд. рублей. Предлагается изменить порядок расчёта тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном режиме (экономия до 7 млрд. рублей), произвести снижение целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС (15 млрд. руб.), увеличить сглаживание тарифа для ОАО «ФСК ЕЭС» (5 млрд. руб.) и увеличить срок RAB-регулирования для дочерних компаний ОАО «Холдинг МРСК».
На региональном уровне предполагается поручить НП «Совет рынка» вести единый мониторинг цен на электроэнергию, а также ввести в состав органов регулирования тарифов субъектов РФ представителей ФСТ России, ФАС России и НП «Совет рынка».
По мнению Минэнерго России, чтобы снизить цены на электроэнергию для конечных потребителей, также необходимо совместно с ФСТ России и МЭР России поработать над нормативно-правовой базой. В частности, предлагается разработать «Основные положения правил розничного рынка», усовершенствовать «Основы ценообразования на рынке электроэнергии», в том числе в части RAB-регулирования, и подготовить постановление правительства РФ, регламентирующего порядок согласования договоров аренды территориальными сетевыми организациями объектов электросетевого хозяйства, относимых к ЕНЭС (договоры «последней мили»). Также в будущем году предполагается запустить правовой механизм, запрещающий ОАО «ФСК ЕЭС» оказывать услуги транспорта энергии для конечных потребителей.
Со своей стороны, Минэнерго поддерживает консолидацию сетевых активов в субъектах РФ. «Процесс укрупнения будет полезен. В регионах в настоящее время очень большое количество небольших сетевых компаний. Приблизительно 2/3 в структуре энергосетей РФ принадлежит холдингу МРСК, больше 1/3 – территориальным сетевым организациям, которых безумное количество. Я думаю, что процесс укрупнения будет полезен», – заявил Василий Никонов и добавил, что большое количество небольших сетевых компаний сильно отражается на ценообразовании в отрасли.