Учительская династия
Вспоминая своё детство, часто вижу одну картинку, где я с большим букетом цветов и белыми бантами на своих длинных тоненьких косичках вместе с родителями иду в школу. Вижу доброе лицо своей первой учительницы Марии Алексеевны Боданиной, и на сердце становится тепло и радостно. Учитель… Лишь семь букв, но сколько же всего за ними! Это безграничное трудолюбие, непрерывный творческий поиск. Это бессонные ночи и даже слёзы – слёзы радости и печали. Это бесконечный шелест книжных и тетрадных страниц и руки, перемазанные мелом… Это свет в окне, часто не гаснущий и после полуночи, охапки цветов и поздравительные открытки от учеников из самых разных уголков страны.
Профессия педагога близка мне с детства, потому что моя мама тоже УЧИТЕЛЬ! Именно она научила меня восхищаться учительским трудом. Совсем маленькой девочкой я наблюдала в приоткрытую дверь, как проходят уроки, как работают ребята. Порой я отвлекала её от дела, но всегда понимала важность маминой работы. Никогда не забуду игры на переменах, новогоднюю ёлку в школе и доброе отношение учеников ко мне, дочке их учительницы.
Учителем была не только мама, в нашей семье многие посвятили себя этому благородному делу. Если профессия стала жизнью нескольких поколений семьи, значит, это учительская династия. Явление драгоценное и необъяснимое. Общий педагогический стаж нашей учительской династии насчитывает 344 года – это 4 поколения и 13 педагогов. Учительская династия – это особый образ жизни, а учительская семья – явление исключительное. Им приходится и работать и жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний должно хватать и на учеников, и на своих собственных детей.
Династия началась с моей бабушки по материнской линии, Анны Васильевны Кожевниковой (Швецовой). В 40-х годах прошлого века Анна Васильевна поступила в Киренское педагогическое училище. Студенчество моей бабушки пришлось на грозные годы войны. Непростое было время: многие однокурсники уходили на фронт прямо со студенческой скамьи. Участниками Великой Отечественной войны стали и преподаватели педагогического училища: М.Г. Трифонов, П.Н. Бережных, Н.П. Леденёв и другие. Эти героические люди были и остаются примером для молодёжи.
Моя бабушка, проработав в школе учителем младших классов более 30 лет, часто вспоминала педучилище, замечательных педагогов, которые были преданы профессии, душу и сердце отдавали любимому делу. А как интересно она рассказывала о работе литературного кружка, членом которого она являлась. Руководителем и душой кружка был Пётр Павлович Хорошев, почти 20 лет проработавший завучем училища. Большой энтузиаст своего дела, сам талантливый поэт, автор многих задушевных стихов и песен, Пётр Павлович сумел объединить многих юношей и девушек. Он учил их быть патриотами, любить свой край, дорожить традициями и обычаями своего народа.
Профессию учителя выбрали два сводных брата бабушки: Михаил Николаевич Ляпунов долгое время работал учителем в школах города, директором киренского детского дома, а затем председателем горсовета. Его увлечённость, преданность своему делу вызывают гордость и уважение. Человек интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный, он всячески поддерживал творческих, ярких, нестандартно мыслящих учителей. Думаю, что многие с благодарностью вспоминают его и сейчас. Михаил Николаевич – яркий представитель старой интеллигенции, для которого остались незыблемыми понятия чести, совести, милосердия. Его отличают скромность, глубокое уважение к любому человеку вне чинов и званий. А ещё он заядлый спортсмен.
Ещё обучаясь в институте, он не пропускал ни одного соревнования по акробатике, с большим удовольствием выполнял самые сложные акробатические номера. В нашем альбоме хранится фотография, на которой он выполняет пирамиду. Глядя на это фото, проникаешься атмосферой того времени: какие они были молодцы!
Второй брат, Михаил Ильич Тарасов, участник ВОВ, окончив Кирен-
ское педагогическое училище, преподавал географию в вечерней школе Киренска, в общеобразовательных школах. Он очень любил свой предмет и старался объяснять его детям доступно и интересно. Творчески он относился не только к урокам, но и ко всем делам, за которые брался. Он был хорошим учителем, наставником. Своё мастерство он передал дочери, Ольге Михайловне Тарасовой, – она работала учителем физики в Братске.
Ещё одним представителем старшего поколения нашей династии является Михаил Михайлович Шлык, долгое время работавший учителем физики в Киренске. После войны, приехав из Белоруссии, он связал свою жизнь с нашим сибирским городком и с учительской профессией.
От своей мамы опыт общения с детьми переняла моя мама, Людмила Ионовна Давыдова. Окончив Киренское педагогическое училище полвека назад, она была распределена в Усть-Кутский район, работала в Верхне-Марковской малокомплектной школе. Вспоминая эти годы, мама отмечала, что жители деревень и сёл к учителю относились с уважением. Учитель на селе был самым важным человеком, несущим людям свет. Мама объехала многие отдалённые деревеньки нашего района, оставляя там частицу своей души. Учила детей, училась сама и учила меня. В нашей семье процветал дух школы: книжки, тетрадки, подготовка к урокам и мероприятиям. Это было так захватывающе! Мама – человек бесконечно преданный школе и детям. Мама – это простота и доброта, строгость и требовательность, эрудиция и богатый опыт. Начав педагогическую деятельность с учителя начальных классов, впоследствии она стала директором одной из школ Киренского района. Все годы работы в школе мама вспоминает с нежностью и теплотой. Уже около 10 лет как мама не работает, но она помнит всех своих учеников и может говорить о них бесконечно.
Вместе с мамой закончила Киренское педагогическое училище её сестра, Галина Петровна Андреева (Ляпунова). Моя тётя достойно представляет второе поколение учительского рода. Её любят ученики, уважают родители и коллеги: искренность, готовность к самопожертвованию и обаяние притягивают… Галина Петровна – человек неравнодушный, любящий жизнь во всех её проявлениях. Музыка, книги, спорт, турпоходы, общение с многочисленными друзьями – это то, что составляет круг её интересов. Опытный педагог, она подходила к работе творчески, владела разнообразными формами и методами преподавания предмета, отличалась трудолюбием. Ей присвоено звание «Ветеран труда».
Её дочь, Надежда Валерьевна Андреева, после окончания Иркутского педагогического университета работала учителем математики в бодайбинской школе. Она – пытливый педагог, стремящийся овладеть новыми методиками и компьютерными технологиями. Исполнительная, добрая, внимательная к детям и их проблемам, знает всё о воспитанниках.
Почти 30 лет преподавателем начертательной геометрии в Иркутском сельскохозяйственном институте работала мамина сестра, Вера Ананьевна Уварова. Получив диплом с отличием, она осталась работать в родном институте на факультете механики. А мамина двоюродная сестра, Валентина Ионовна Зюбр (Тарасова), преподавала французский язык в медицинском институте.
Конечно, вопроса, куда пойти учиться, у меня не возникало. После окончания Киренского педагогического училища я начала свою трудовую деятельность в Алымовской сельской школе. На уроках первоклашки, бывало, ненароком называли меня мамой. Как приятно, когда дети доверяют тебе свои души, чистые, непорочные, как белый лист бумаги! Они пытливо вглядываются в твои глаза, пытаясь прочесть в них больше, чем ты произнесёшь вслух, и ищут любви, понимания.
Работая в школе, я получила высшее педагогическое образование, и меня пригласили на работу в родное училище (теперь – колледж). Работая со студентами уже больше 10 лет, стремлюсь к внедрению современных инновационных технологий в образовательный процесс, развиваю свою профессиональную компетентность.
К слову сказать, Киренское педагогическое училище стало связующим звеном нашей учительской династии: его закончили семь педагогов из четырнадцати. Это наш дом, куда мы с удовольствием приходим на традиционный вечер встречи выпускников. Общаясь с будущими учителями, воспитателями, мы вспоминаем студенческие годы, преподавателей, однокурсников, первые уроки и первых учеников. На этих встречах ощущается атмосфера единомыслия и заинтересованности в учительском труде. Могу с уверенностью сказать: профессия стала смыслом моей жизни и я люблю её так же, как любили четыре поколения нашей семьи. Я благодарна профессии за то, что она даёт ощущение полноты жизни, возможность самосовершенствования и радость общения.