издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Страсти по «Кармен»

...Взмах кинжалом... Бездыханное тело Кармен медленно опускается на землю... Так или почти так писал Проспер Мериме о кончине своей не- обузданной в чувствах героини. Потом появилась опера Жоржа Бизе, наполненная страстной и нежной музыкой, романтической тягой к свободе и душевной раскрепощённости. Кто не зачитывался новеллой Мериме, кто не восхищался музыкой Бизе, пытаясь интерпретировать сюжет, перенося его в танец фламенко, а то и на нашу русскую почву, делая красавицу актрису Анну Самохину равной по темпераменту Кармен?

В рок-балете «Кармен» музыкального театра имени Загурского  оставлена музыка Бизе, но  изменено либретто. Героями в нём стали не цыганка, солдат и тореро, а артисты балета, собравшиеся  на постановку бессмертного произведения перед мировым турне. Они испытывают роковые страсти, перевоплотившись в героев новеллы. Идея нового сюжета принадлежит балетмейстеру, лауреату Международного и Всероссийского конкурсов хореографов Людмиле Цветковой, приблизившей балетную труппу театра к основе чувственного начала человека, к его стремлению познать самого себя.

Пространство сцены в оформлении художника из Санкт-Петербурга Татьяны Королёвой в рок-балете открыто, только скупые детали обозначают  место действия: репетиционный зал, костюмерная, душевые. Театр, в котором ставится спектакль о Кармен, условен, поэтому тореро вступает в поединок  с условным быком: в роли быка – телега, к которой прикреплена голова с горящими глазами и огромными, загнутыми вверх рогами.  

В этом оформлении есть простор для танцев, выстроенных Людмилой Цветковой с геометрической точностью, выразительностью, отличающей классический балет от его продвижения в ритмы современного мира. Первое действие балета строится повествовательно – это рабочие моменты, необходимые для создания спектакля. Тренинги, мучительный поиск исполнительницы на главную роль, интриги, противостояние танцовщиц. Микаэла здесь не сельская простушка, влюблённая в Хосе, – она прима, терпящая поражение при встрече с темпераментом Кармен.  Возникает конфликт, который хореограф выражает танцем  соперничества и ненависти героинь, превосходством вдохновения над техничностью исполнительского искусства балерины.

С появлением  на сцене Марии Стрельченко – Кармен действие балета наполняется подлинной артистичностью, возникают отношения, в которых любовь становится продолжением искусства. Стрельченко в роли танцовщицы, как и её героиня Кармен, наполнена чувственным началом, непосто-

янством, рождённым мятежностью души. Это она переводит характеры артистов труппы на образы сценического действия: балетмейстер Хосе – Юрий Щербаков становится ревнивцем, премьер тореро – Вячеслав Гладких перерождается в смельчака и страстного любовника. 

Микаэла – Татьяна Садовая, как и в новелле Мериме, преисполнена благородства, жертвенности, умения прощать измены. Она пытается убедить балетмейстера продолжить работу. Её танец с Хосе полон красоты движений, приближения, когда одна плоть вот-вот сольётся с другой. Музыкальное оформление этой сцены звучит диссонансно, в нервно-рваном ритме, через который проникают нежные звуки лейтмотива оперы Бизе. Музыка в соединении с хореографией помогает почувствовать состояние Хосе, его оскорблённое самолюбие, которое в результате приводит к трагической развязке. 

Несколько иной образ Кармен, в отличие от его классического решения, создаёт во второй части балета Мария Стрельченко. В гадании на цветке её героине выпадает смерть. Можно было бы всё обратить в шутку, но предчувствие неизбежного полностью овладевает Кармен. Балерина  перестаёт на сцене быть взбалмошной капризницей, призванной испепелять сердца мужчин. Кармен – Стрельченко в поступках всё более подчиняется  предрешённости неизбежного. От её желаний уже ничего не зависит, ей не нужно исполнять вызывающую хабанеру, провоцировать Хосе, она полностью подчиняется роковым обстоятельствам собственной судьбы. 

Кроме хореографии, одним из основных компонентов рок-балета становится его световое решение в постановке заслуженного работника культуры Галины Мельник. Пол мерцает пятнами красного света, сверху падают белые световые столбы. Это не просто красивая картинка, это  мистическая материализация душ героев, их возвышенного и низменного начала, движение страстей, неминуемо приводящих к разрушению гармонии внутреннего мира человека.

Если в первой части спектакля танцы, поставленные Людмилой Цветковой, отличались  прямой, безукоризненно прочерченной в линиях графичностью, то во второй они становятся  изломанными, соответствующими нервной неуспокоенности,  вселившейся в души  героев. В некоторых сценах просматривается пристрастие балетмейстера к эстетической строгости Египта времён царицы Нефертити: выход артистов балета к прессе, костюмы охраны, вынужденной в финале спектакля исполнять роли могильщиков.

Сдержанный Хосе, постоянно скрывающий свои чувства, убивает Кармен из-под руки тореро, как в сюжете Шекспира Тибальт убивает Меркуцио из-за стремления Ромео разнять поединок. Нет, убийство в новом сюжете «Кармен» не планировалось – мгновенный порыв, секундное ослепление яростью предрешило судьбу героини.

Людмила Цветкова выразительно,  эмоционально-возвышенно  решает финал балета: выходят охранники, похожие в своих одеждах  на сфинксов, накрывают лёгкой тканью тело Кармен, в скользящих движениях скрывают его за кулисами. Участники балетной труппы застывают в статуарных позах, еле слышимая музыка начинает нарастать, в глубине сцены появляется бессмертная цыганка, исполняющая свой призывный танец.

Постановщики рок-балета «Кармен» в музыкальном театре имени Загурского, обращаясь к вечной теме любви и ревности, роковым страстям и их пагубности, приблизили героев XIX  века к современности. Человек на то и придумал искусство, стал его творцом или  зрителем, чтобы испытать катарсис от сопереживания героям. Любовь побеждает смерть или смерть убивает любовь? Судить зрителям…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры