издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не числом, а уменьем

В начале реформы местного самоуправления были допущены ошибки

Промежуточные итоги реформы местного самоуправления обсудили депутаты Законодательного Собрания области с руководителями общественных организаций региона. На днях состоялось первое в нынешнем году заседание Общественного совета при областном парламенте.

Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина попросила собравшихся высказать своё мнение по актуальным вопросам. По мнению спикера, необходимо определиться, насколько оправдана нынешняя структура муниципалитетов. Возможно, администрации населённых пунктов и одноимённых районов стоит объединить, чтобы повысить управляемость территорий и сэкономить бюджетные средства, которые тратятся на два аппарата. В качестве пилотных территорий, в которых может произойти слияние администраций, Людмила Берлина назвала Киренск и Киренский район. Там город и район не могут разобраться с полномочиями. 

Например, как рассказала председатель Думы Киренского района Надежда Калына, в конце декабря в Киренске перемёрзли водонапорные колонки. Людям пришлось стоять в очередях к оставшимся резервуарам. Хотя в соседнем посёлке Алексеевске все колонки вовремя утеплили и у них перебоев с водой не было. Как отметила Надежда Калына, в этой ситуации глава Киренска пренебрёг своими обязанностями, руководство района ссылается на то, что это полномочия города, в итоге страдают люди. «Нельзя подходить ко всем муниципалитетам с одинаковым клише, но в случае систематических проблем стоит подумать над тем, чтобы город и район имели одного мэра. Федеральное законодательство нам даёт такую возможность», – отметила Людмила Берлина.

Мнение Людмилы Берлиной поддержал председатель совета ветеранов Иркутской области Валерий Игнатов. «Мы насоздавали громадное количество муниципальных образований. А лучше-то не стало. Небольшие посёлки и так выживают за счёт дотаций, а тут ещё расходы на содержание аппарата», – поднял финансовый вопрос представитель ветеранской организации. «Мы раздробили систему управления (в Иркутской области 425 муниципальных образований), и она вышла из-под контроля», – развернула тему председатель Иркутского отделения Союза пенсионеров России Лилия Бранденбург и посоветовала не форсировать обратный процесс, а начать с одного пилотного проекта. Напомним: не один год идут разговоры об объединении администраций Ан-гарска и Ангарского района, Шелехова и Шелеховского района. 

Ещё одна проблемная точка местного самоуправления – существование института сити-менеджеров. Например, в Тулунском районе должность сити-менеджера сначала была введена, затем её ликвидировали. В городе Братске только размышляют над возможностью внести поправки об учреждении должности сити-менеджера. Что лучше: прямые выборы мэра или назначение по контракту главы администрации? Людмила Берлина предложила членам Общественного совета высказывать свои соображения по этому вопросу. С одной стороны, сити-менеджер может покинуть должность, и на его место придёт другой человек, пояснила Людмила Берлина, как это произошло в Усолье-Сибирском, когда в отставку подал Евгений Кустос. С другой стороны, народ вправе выбирать мэром того человека, которому доверяет, считает спикер. 

«Во-первых, что это за слово такое – «сити-менеджер»? Мы же в России живём. Что, у нас слов не хватает назвать должность по-человечески? – возмутился  Валерий Игнатов. – Во-вторых, я считаю, это неправильно. Люди голосуют за конкретного человека, они считают, что он будет управлять городом, районом. А потом приходит какой-то сити-менеджер, которого никто не выбирал».

Вице-президент Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» Андрей Ефимов был не так категоричен. «Сложно сказать, какая модель управления лучше, – отметил Андрей Ефимов. – Главное, чтобы та или иная схема была прозрачной и подконтрольной». По мнению представителя партнёрства, сити-менеджеров нужно назначать только в крупных городах со сложной инфраструктурой, где решающее значение играют профессиональные качества управленца. 

Людмила Берлина признала ошибки, которые были допущены в начале реформы. «Государство старалось жёстко разграничить полномочия. Жизнь показала, что сделать это нельзя. Например, полномочия по обеспечению противопожарной безопасности были полностью переданы на федеральный уровень. Теперь приняты поправки в федеральный закон, которые позволяют создавать добровольные пожарные дружины в муниципалитетах. И это обеспечено отдельным финансированием», – привела пример Людмила Берлина. 

Председатель ЗС предложила записать в рекомендации Общественного совета пункт о выделении жителям деревень и сёл Иркутской области средств из бюджета на оформление земельных участков в собственность. «Города сами разберутся, у них есть финансовые возможности, а вот селянам надо помочь», – сказала Людмила Берлина.

Зачастую сельские жители не регистрируют права на землю, потому что не имеют на это средств. Вместе с тем, по словам спикера, имущественные налоги должны стать основными в бюджетах муниципалитетов. Сейчас доля земельного налога в муниципальных образованиях области всего 3–11%.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры