Байкал на двоих
За прошлый год в Иркутскую область приехало более 670 тысяч туристов, в том числе почти 50 тысяч иностранцев. Основной достопримечательностью, которая привлекает их в наш регион, по-прежнему остаётся озеро Байкал. Но одновременно самое глубокое озеро планеты является и главным туристическим объектом соседней с нами Бурятии. Причём планы республики относительно развития туризма самые амбициозные, что подтверждает хотя бы их целенаправленная работа над проектом особой экономической зоны. В начале февраля власти двух конкурирующих регионов впервые договорились о совместном продвижении Байкала. Туроператоры тут же назвали это решение прорывным.
Туризм с препятствиями
Несмотря на близость двух регионов, развитие туризма на территории Иркутской области и Республики Бурятия сегодня идёт не одинаково. Так, Бурятия по-прежнему отстаёт от Приангарья по количеству въезжающих туристов, а также другим показателям, но при этом уверенно опережает по темпам прироста количества желающих увидеть Байкал с восточного побережья. Например, если всего в 2010 году в соседний регион, по данным республиканского агентства по туризму, въехало 400 тыс. туристов, то в Иркутскую область – 674,9 тыс. Вместе с тем прирост этого показателя по сравнению с 2009 годом у нас составил всего 2,5%, тогда как у бурятской стороны турпоток за год вырос на 11%. Ещё более наглядной цифрой, по мнению руководителя агентства по туризму Бурятии Людмилы Максановой, является увеличение этого показателя по сравнению, к примеру, с 2007 годом: количество въезжающих за три года там увеличилось на 74% (на 80% за этот период стали выше и доходы республиканской туротрасли, которые по итогам прошлого года, по оценкам агентства, составили 1,18 млрд. рублей). В Иркутской области этот показатель почти в несколько раз ниже: по сравнению с 2007 годом турпоток в регион вырос на 27%.
При этом по ряду позиций Бурятия отстаёт от Приангарья. Например, Иркутская область по-прежнему располагает значительно большим количеством мест размещения всех уровней – от отелей VIP-класса до самых экономичных баз отдыха. По информации Сибирского института планирования и развития туризма, всего сегодня на территории области действует 412 объектов для размещения отдыхающих. Причём данные почти половины из них в общей статистике регионального агентства по туризму не учитываются: по их сведениям, в Приангарье сегодня функционирует порядка 200 турбаз, отелей и гостиниц. Больше в нашем регионе и компаний-туроператоров, которые занимаются созданием и продвижением комплексных туристических проектов на внешних рынках.
А вот развитие новых территорий отдыха является слабым местом Иркутской области. Именно в этом вопросе бурятская сторона сегодня преуспела. И хотя постановление о создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа в обоих регионах было подписано одновременно, соседнему региону на данный момент удалось сделать гораздо больше в части его реализации. Только за прошлый год в строительство инженерной инфраструктуры первой очереди двух участков зоны «Пески» и «Турка» было инвестировано 1,6 млрд. рублей. В этом году вкладывать свои средства в развитие участка «Турка» планируют уже шесть компаний-резидентов. На строительство развлекательных спортивных комплексов, гостиниц, SPA-отеля они намерены потратить примерно 1,4 млрд. рублей. В Иркутской области пока на подобном уровне идёт развитие только одного курорта – «Гора Соболиная» в Слюдянском районе, в совершенствование инфраструктуры которого в ближайшие годы бизнес на условиях частно-государственного партнёрства планирует вложить около 1 млрд. рублей. Однако собственно ОЭЗ в Слюдянском районе по-прежнему нет, в настоящее время идут работы по подготовке земельного участка.
Конкуренты объединяются
Активное развитие туризма в Бурятии привело к тому, что власти Иркутской области поняли: в перспективе отдыхающие всё чаще могут выбирать местом пребывания на Байкале республиканские объекты. В результате в этом году впервые стороны договорились о сотрудничестве. 9 февраля между правительствами Иркутской области и Бурятии было подписано соглашение, в рамках которого в том числе планируются совместные действия по продвижению бренда Байкала, развитию турзон, а также другие мероприятия.
Иркутские туроператоры встретили это решение с энтузиазмом. «Байкал один. И для бизнеса по большому счёту нет принципиальной разницы, на территорию какого региона везти туристов», – объяснили «Конкуренту» представители сразу нескольких компаний. Поэтому в увеличении потока отдыхающих в обоих регионах они заинтересованы в равной степени. Генеральный директор компании «Байкальские приключения» Анатолий Казакевич уверен, что в случае, если стороны объединят усилия, добиться можно будет гораздо более высоких результатов. «До сих пор, так как Республика Бурятия и Иркутская область продвигали туристический продукт самостоятельно, их действия шли параллельно. В результате возникала внутренняя конкуренция, что не всегда эффективно», – объяснил он. В качестве одного из примеров он привёл опыт Лапландии – совместного туристического продукта трёх стран: Финляндии, Швеции и Норвегии.
Что касается Байкала, то в части его продвижения работать есть над чем. Генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров привёл интересный факт: о существовании Байкала знает лишь каждый сотый житель планеты. «При этом еще меньшему количеству людей известно о туристических возможностях нашего региона. По данным исследований, только 0,07% активного населения России интересовались отдыхом на Байкале», – подтвердил его слова Анатолий Казакевич.
– Для многих иностранцев поездка в Россию, в Сибирь до сих пор считается если не подвигом, то героическим поступком точно, – объяснил он. Играют свою роль в формировании турпотока также расстояние и стоимость отдыха на Байкале.
Бизнес при этом предлагает сделать акцент прежде всего на привлечении сюда платёжеспособных туристов. «Так как это именно те люди, деньги которых идут на развитие отрасли в целом», – объясняют туроператоры. К категории платёжеспособных относятся все отдыхающие, которые за день пребывания здесь тратят 3 тыс. рублей и более. По данным компании «Байкальские приключения», из почти 1 млн. туристов, посетивших Байкал в прошлом году (с учётом общих данных Бурятии и Иркутской области. – «Конкурент»), к этой категории относятся около 85 тыс. из них. Для более динамичного развития отрасли необходимо увеличить туристический поток в среднем в 10–15 раз.
Это, в свою очередь, позволит решить вопрос оптимального использования гостиниц и турбаз, среднегодовая заполняемость которых сегодня, по самым оптимистичным оценкам, составляет около 30%.
Туроператоры оценивают стоимость работ по созданию эффективной стратегии продвижения Байкала, а также полноценный брендинг территории в 3–6 млн. рублей в год. Плюс около 30 млн. рублей нужно для ежегодного проведения комплексной рекламной кампании региона, стимулирующей рост турпотока, привлекающей инвесторов и формирующей образ озера. Для сравнения: агентством по туризму Иркутской области на 2011 год предусмотрено 10 млн. рублей на участие в туристических выставках, проведение семинаров и другие мероприятия, прямо или косвенно связанные с продвижением.
Обозначенная сумма, с учётом того, что привлечены будут как власти Иркутской области и Бурятии, так и сами туроператоры, вполне реалистична. Тем более что в рамках федеральной программы на 2011–2016 годы на продвижение туристических ресурсов России выделено около 3 млрд. рублей. Байкал же является одним из самых интересных и перспективных туристических мест России. Конкуренции между регионами при этом возникнуть не должно, так как, считает Анатолий Казакевич, уже сегодня они предлагают несколько разные туристические продукты, которые, напротив, взаимно дополняют друг друга. «Для Бурятии более характерно развитие этнического и экологического туризма, тогда как в нашей области активнее развиваются спортивные, экстремальные и рекреационные виды отдыха», – пояснил он. Таким образом, регионы сегодня скорее партнёры в развитии Байкала, в то время как нашими настоящими конкурентами являются Алтай, Камчатка, Карелия, а также природные регионы зарубежных стран.
Впрочем, в региональном агентстве по туризму имеют свою точку зрения в вопросах продвижения Байкала. По словам руководителя агентства Ирины Рютиной, сначала нужно увеличить количество средств размещения, а только потом начинать полномасштабную кампанию по привлечению туристов в регион. «В противном случае им просто негде будет жить, в летний сезон мест в гостиницах и на турбазах недостаточно», – объяснила она. Бизнес с такой позицией властей не согласен. Туроператоры считают, что эту работу нужно вести как минимум параллельно, учитывая реалистичные планы ввода гостиниц в эксплуатацию. Тем более что у региона есть огромный потенциал по развитию зимних видов отдыха.