Владимир Жуков: «Выпады в мою сторону считаю политическими»
На минувшей неделе в Иркутской области обещал разгореться очередной коррупционный скандал. Корреспонденты, которых пригласили на пресс-конференцию Иркутской областной организации «Областной антикоррупционный комитет», ждали сенсаций и разоблачений. В поле зрения представителей комитета попал мэр Ангарского муниципального образования Владимир Жуков, вступивший в свою должность в октябре прошлого года.
Резюме пресс-конференции было следующим: Владимир Жуков находится на своей должности незаконно, он не является ни мэром АМО, ни председателем Думы района потому, что сложил с себя эти полномочия. Звучали и такие слова, как «злоупотребление служебными полномочиями». Ведь Владимир Жуков подписывал документы и распоряжения, будучи наделённым Думой исполнительно-распорядительными полномочиями. Соответствующее распоряжение потом было опротестовано прокурором Ангарска. За комментариями «Восточно-Сибирская правда» отправилась в Ангарск, к мэру Ангарского муниципального образования Владимиру Жукову.
«Я был одним из учредителей Областного антикоррупционного комитета»
– Владимир Валентинович, 15 февраля на пресс-конференции представители ИОО «Областной антикоррупционный комитет» сообщили, что вы занимаете должность мэра незаконно. По их сведениям, 22 октября прошлого года вы сложили с себя полномочия председателя Думы АМО, а значит, и полномочия мэра. 26 октября Дума АМО наделила вас исполнительно-распорядительными полномочиями по вопросам местного значения. Однако это решение было оспорено прокуратурой, утверждают в Областном антикоррупционном комитете. Что вы можете сказать по этому вопросу?
– Процедура наделения меня полномочиями мэра прошла в соответствии с законом: было проведено заседание Думы АМО, на котором я был избран мэром, затем состоялась инаугурация. Претензий со стороны правоохранительных органов нет, поэтому говорить, что я нахожусь на своём месте незаконно, нельзя.
22 октября 2010 года я действительно подписал распоряжение о том, что на период невозможности выполнения мэром полномочий председателя Думы их исполнение возлагается на заместителя председателя Думы Светлану Борисовну Кажаеву. Такое решение было связано с тем, что в тот период я был часто командирован в Иркутск. Чтобы Дума в это время могла работать без меня, и появилось это распоряжение. Ни о каком сложении полномочий речь не идёт.
Решение Думы от 26 октября о наделении меня исполнительно-распорядительными полномочиями стало вынужденной мерой. Дело в том, что в Уставе АМО не было прописано, кто должен выполнять обязанности сити-менеджера в так называемый переходный период, когда главу администрации ещё не выбрали. Мы обращались с этим вопросом в прокуратуру Ангарска, но ответа так и не получили.
Сразу после избрания мэром мне пришлось столкнуться с настоящим противодействием со стороны предыдущей администрации: прежний мэр не подписывал распоряжение о сложении с себя полномочий, часть чиновников продлила их себе на полгода дополнительным соглашением, задним числом подписывались документы. Были факты выноса документации из здания администрации через чёрный ход, о чём мы поставили в известность правоохранительные органы. Оставить ситуацию без контроля было невозможно, требовалось срочное вмешательство.
То, что прокуратура опротестовала это распоряжение, довольно рядовой факт. Такие моменты в работе представительного органа власти не редкость. Предписание прокуратуры мы выполнили: на заседании Думы с меня были сняты исполнительно-распорядительные полномочия, а и.о. главы администрации АМО был назначен Антон Медко, работа пошла в нормальном режиме.
– Представители Областного антикоррупционного комитета сообщили, что в период исполнения вами функций главы администрации вы подписывали распоряжения и постановления, хотя не имели на это права. Что является, по мнению представителей комитета, злоупотреблением служебным положением.
– Я считаю, что претензий к постановлениям предъявить невозможно, потому что они не носили характера, ущемляющего чьи-либо интересы. Например, требовалось провести конкурс для организации школьного питания. Я подписал постановление, конкурс провели, вопрос решили.
«Необходимо рассматривать каждое распоряжение в отдельности, чтобы выяснить, чьи права нарушались при издании того или иного нормативного акта. Если распоряжение издано без ущемления прав, тогда его законность под сомнение не ставится, – прокомментировала ситуацию главный специалист, юрисконсульт правового отдела администрации АМО Юлия Викторовна Жукова. – Так, были подписаны постановления о размещении муниципального заказа о приобретении рентгеноконтрастных средств для муниципального учреждения здравоохранения. Неподписание этого постановления как раз могло повлечь за собой ущемление прав граждан. В основном такие распорядительные документы и были подписаны. Также были подписаны документы по муниципальным заказам и несколько документов по личному составу. Затем часть распоряжений была отменена и надлежаще подписана уже и.о. главы администрации Антоном Медко».
– Представители комитета говорят, что вы игнорировали заседания суда по этому вопросу.
– На заседаниях был представитель Думы, мэра и администрации АМО. Моего присутствия и не требовалось, ведь рассматривалось распоряжение Думы АМО, а не мэра Владимира Жукова.
– Какова причина такого выпада в вашу сторону представителей ИОО «Областной антикоррупционный комитет»?
– Дело в том, что я являюсь одним из троих учредителей этой общественной организации. Она создавалась, чтобы привлечь общественность к борьбе с проявлениями коррупции в ходе выборов различного уровня. Однако потом я нашёл методы работы Областного антикоррупционного комитета недопустимыми для себя и прекратил с ним сотрудничество. Действия организации я считаю политическими.
– Кто может стоять за этими действиями?
– Конечно же, те, кто желает вернуть всё на круги своя, вернуть власть, провалившую выборы 2007–2010 годов. Одним из таких участников может быть Валерий Николаевич Котов, бывший советник мэра АМО по правовым вопросам. Много лет его не могли уволить из администрации, нам удалось сделать это за один месяц.
Управление под вопросом
– Какие проблемы сейчас актуальны для Ангарского муниципального образования? Какое «наследство» досталось вам от предыдущих властей?
– На одном из заседаний регионального совета Иркутской области АМО была поставлена «двойка» за динамику пополнения бюджета в 2009–2010 годах. Из чего состоит бюджет? Из средств от продажи имущества, поступлений от налога на землю, НДФЛ, субсидий и субвенций. К сожалению, прокуратура Ангарска пока оставила без должного внимания факты неэффективной продажи муниципального имущества в последние годы. Так, 5-этажное здание соцзащиты площадью несколько тысяч квадратных метров было продано всего за 5 млн. рублей. Сегодня администрация вынуждена платить за его аренду немалые деньги. Кроме того, 2-этажное здание, где ранее находились судебные приставы, площадью более 500 квадратных метров продано тому же предпринимателю за 3 млн. рублей. Целый комплекс сооружений ПЖРЭП из 16 зданий, расположенных по всей территории Ангарска, был реализован всего за 25 млн. рублей. Есть и такой факт: здание площадью порядка 1000 кв. метров было передано в МУП, а затем выставлено на торги, оно ушло с молотка за 1,1 млн. рублей. Причём покупатель рассчитался векселем банка, которого не существует.
Без внимания оставила прокуратура и другой факт: в последние годы на территории АМО было создано порядка 20 ДНТ, эта земля была «расписана» между собой определённым кругом лиц под видом целевых программ по малоэтажному строительству и предоставлению жилья молодым специалистам. За муниципальные средства были проведены необходимые коммуникации, а те, для кого создавались эти ДНТ, так и не смогли туда заселиться. Из-за передела земель у нынешней администрации оказались связаны руки: мы не можем выделить эти земли тем, кто действительно в них нуждается.
Социальная сфера также требовала внимания. Оказалось, что в Цемпосёлке уже несколько лет нет медпункта. В январе 2011 года мы открыли там филиал поликлинического отделения, где будут вести приём терапевт и педиатр. Там же расположатся процедурный и физиокабинет. В нынешнем году нам удалось на условиях софинансирования войти в федеральную программу модернизации системы здравоохранения. В течение двух лет из федерального и местного бюджетов, а также фонда ОМС будет выделено 911 млн. рублей на приобретение оборудования, ремонт зданий и информатизацию. За счёт бюджета АМО будет повышена зарплата работникам дошкольных учреждений, мы изыскали 170 млн. рублей на эти цели. Потому что получать 3,5 тыс. рублей в месяц люди, которые несут ответственность за наших детей, просто не могут.
– Какие пути пополнения бюджета вы видите?
– У нас много земель, которые до сих пор не получили квалификации, то есть непонятно, то ли это федеральные леса, то ли земли сельскохозяйственного назначения. Нас интересуют земли из так называемого фонда перераспределения, которые можно использовать для строительства жилья, малоэтажной застройки, социальной инфраструктуры. Как только земли получат квалификацию и качественную оценку, мы начнём их развивать. Причём речь идёт не только о строительстве, но и о развитии сельскохозяйственного направления: овощеводства, животноводства и других отраслей.
Город один, власти – две
– Сейчас Ангарск делится на город и район: некоторые структуры дублируют друг друга, да и обычным гражданам довольно легко запутаться. Намерены ли вы в дальнейшем решать эту проблему?
– Не некоторые, а практически все структуры дублируют друг друга: на территории существуют два управления архитектуры и градостроительства, два комитета по управлению имуществом, две пресс-службы. Причём эти структуры ещё и конкурируют между собой. Нездоровая ситуация. В апреле 2010 года инициативная группа депутатов Думы города Ангарска вышла с предложением провести референдум и объединить Ангарск и Ангарский район в единый округ. Но, к сожалению, мы не нашли поддержки у депутатского корпуса.
Сейчас создана рабочая группа, задача которой – выбрать наиболее оптимальный путь устранения двоевластия. Первый вариант – создание городского округа, в который могут входить поселения. Второй вариант – «Ленинградский». Комиссия депутатов Госдумы под руководством Вячеслава Тимченко внесла изменения в 131-й закон о «Местном самоуправлении», благодаря которым появилась возможность передать полномочия города району. В этом случае две администрации сольются в одну, но будут работать две Думы. В этом и вся сложность: не исключено, что у Дум будут разные подходы к решению социальных и политических вопросов. Но у этого варианта есть несомненный плюс: его можно реализовать без проведения референдума.
– В какой срок, по вашему мнению, будет решена проблема?
– Не всё в этом вопросе зависит от администрации. Например, референдум должен быть приурочен к какой-то дате. Кроме того, в законодательстве существуют такие понятия, как возможность и невозможность проведения референдума в определённые сроки.
– Каким вы видите будущее Ангарска? Как должна развиваться территория?
– Ангарск традиционно был одним из самых благополучных городов Иркутской области и держался на трёх «китах». Это Минатом, нефтепромышленное производство и строительная отрасль. Эти структуры вкладывали в развитие города столько средств, что их хватало на всё. В каждом новом квартале Ангарска сразу появлялась вся необходимая инфраструктура: детские сады, школы, магазины, кинотеатры, Дворцы культуры. Люди привыкли жить в комфортных условиях. Наверное, вы помните те времена, когда к нам приезжали за покупками даже иркутяне.
Сейчас эти структуры не так активно вкладывают деньги в социальную сферу и участвуют в жизни города. Более того, они начали сокращать персонал. Только в нынешнем году работу потеряли порядка 3 тыс. человек. Чтобы трудоустроить этих специалистов и привлечь в АМО инвестиции, мы создаём особую экономическую зону промышленно-производственного типа. Это 20 кв. километров земель с подведёнными коммуникациями и транспортными подходами. На территории ОЭЗ планируется развивать высокие технологии, инновационные и наукоёмкие производства. Для потенциальных инвесторов предусмотрены упрощённая система оформления разрешительных документов, налоговые льготы и работа в режиме свободной таможенной зоны.
Вторая сфера, которая нуждается в повышенном внимании, – ЖКХ. На мой взгляд, эксперимент по передаче ЖКХ в руки управляющих компаний не удался. Собственники квартир и представители компаний так и не смогли найти общего языка: одни считают, что их обманывают, другие – что им недоплачивают. Поэтому мы вводим новую систему отношений между ними: собственники квартир будут выступать заказчиками, а распределять «задания» между управляющими компаниями, которые перейдут в статус эксплуатирующих, будет управляющий центр. Его задача – выбрать эффективного исполнителя услуг, который сделает свою работу по оптимальной стоимости. Причём деньги ему будут перечислены только после предоставления всех необходимых отчётов. Представителями интересов собственников жилья станут управдомы – активные жители, которые пройдут необходимое обучение. На первом этапе свою квалификацию повысят 600 управдомов. Всего в Ангарске насчитывается 2000 домов, но мы считаем, что один человек может представлять интересы жильцов нескольких домов.
Для удобства жителей города будет создан многофункциональный центр, где будут приниматься практически все платежи от населения: за коммунальные и жилищные услуги, за детский сад и другое. Будет создана и ещё одна структура, задача которой – упростить жизнь горожан. Сейчас 20% населения Ангарска получают субсидии, чтобы их оформить, необходимо представить до двух десятков различных справок. В итоге получение субсидии превращается в хождение по мукам. Теперь в «одном окне» появится возможность не только получить справки, но и воспользоваться другими услугами – оформить земли, решить архитектурные вопросы.
В заключение Владимир Жуков признался, что оптимистично смотрит в будущее Ангарска и Ангарского района. «Перспективы хорошие, есть желание работать – и у меня, и у администрации, и у депутатов Думы АМО. А это поможет реализовать программы, направленные на повышение благосостояния жителей города и района».