Методы убеждения
Региональные власти ищут источники пополнения бюджета
Доходная база бюджета Иркутской области в два раза меньше, чем в Красноярском крае. Исходя из разницы в оценке налогового потенциала, которая складывается из сумм доходов, сформированных федеральным центром и региональным правительством, в год наш регион теряет не меньше пяти-шести миллиардов рублей. Причём требования, которые федеральный Минфин предъявляет к финансовой системе области, ужесточаются с каждым годом.
Меры, которые правительство Иркутской области предпринимает для наполнения регионального бюджета, рассмотрели депутаты Законодательного Собрания. Обсуждение состоялось на «правительственном часе», прошедшем в рамках февральской сессии.
Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Елена Журавлёва отметила, что по уровню промышленного производства и налоговых доходов регион находится на четвёртом месте в Сибирском федеральном округе. Серьёзным инструментом, который мог бы существенно увеличить поступления в региональный бюджет, является Закон «О трансфертном ценообразовании». Государственная Дума приняла этот документ в первом чтении. Закон позволяет доначислить предприятиям налог на прибыль, если цены на продукцию ниже определённой планки. Кроме того, в документе устанавливаются критерии сделок между компаниями одного холдинга. Сейчас предприятия могут продавать продукцию друг другу по себестоимости, налог на прибыль не возникает, значит, область теряет доходы. Но пока закон не принят, увеличение поступлений от вертикально интегрированных компаний возможно только за счёт административных действий, считает Елена Журавлёва.
Хороший результат, по её мнению, приносят специальные комиссии. Например, за счёт деятельности комиссии по легализации заработной платы только за 2010 год удалось заставить 2700 работодателей поднять зарплату. В арсенале членов комиссии – исключительно методы убеждения, уверяет Елена Журавлёва. Ещё одна комиссия работает с убыточными предприятиями. Зачастую это фирмы, которые только числятся убыточными, предпочитают скрывать свои доходы. В прошлом году только по таким предприятиям было доначислено 800 млн. рублей налогов. Третья комиссия взаимодействует с предприятиями, которые привлекают для работы иностранцев. По словам Елены Журавлёвой, эффект от работы комиссии очевиден. Как только компания понимает, что ей могут отказать в привлечении иностранной рабочей силы, решаются любые финансовые проблемы – легализуется заработная плата, устраняются нарушения налогового законодательства. «Мы бы хотели, чтобы опыт работы комиссий широко использовался в решении любого рода вопросов: при выдаче лицензий, разрешений, выделении бюджетной поддержки. Это позволит сделать так, что организацию, которая обращается к власти, обязательно спросят: что ты дал бюджету, как ты относишься к своим обязанностям», – отметила Елена Журавлёва.
Заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Юрий Вахрин считает основным ресурсом увеличения доходов от использования земли не корректировку налоговых ставок, а улучшение администрирования платежей. Потенциальные сборы земельного и имущественного налогов в регионе составляют 6,5 миллиарда рублей в год. При этом реальные показатели в 2009 году были на уровне 3,6 млрд. рублей, в 2010-м – 3,8 млрд. рублей. Всё дело в том, что почти половина земель в Иркутской области не оформлена. Следовательно, с этих участков, большинство из которых активно используются, люди не платят налоги. Например, площадь города Иркутска 27 тысяч гектаров, из них только 10 тысяч гектаров облагаются налогом, остальные 17 тысяч выпадают из налогообложения.
Наиболее сложная ситуация складывается с землями сельскохозяйственного назначения: 80% из них не имеют хозяина. Представитель Росреестра видит выход из сложившейся ситуации в обмене данными с муниципалитетами. Федеральное ведомство готовит для территорий списки земель, с которых не собираются налоги. Имея такую базу данных, территории смогут более эффективно привлекать платежи в бюджет, уверен Юрий Вахрин.
Министр финансов Иркутской области Алексей Зезуля сконцентрировал внимание участников заседания на трёх основных блоках. Первый – совершенствование нормативной базы. «Законодательство несовершенно, в нём полно дырок, которые не позволяют нашим администраторам доходов, в первую очередь налоговой службе, эффективно взимать платежи», – сказал Алексей Зезуля. Второй блок – взаимодействие между участниками финансовой системы. Повышение качества информации, которой обмениваются органы власти, позволит существенно увеличить поступления, уверен министр. Третье важное направление – повышение эффективности администрирования платежей. Это прежде всего работа с недоимкой, деятельность специальных комиссий. Региональный минфин предлагает применять меры административного воздействия на граждан, которые не платят налоги. Например, отказывать в выдаче кадастрового паспорта и государственной регистрации в случае отсутствия сведений о категории разрешённого использования земель, техосмотра – в случае отсутствия справки об уплате транспортного налога.
Комментируя итоги «правительственного часа», председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Сергей Курилов заявил, что сформулированные в ходе обсуждения предложения будут переданы в региональное правительство.