Иван Хоменко: «Я стал настоящим сибиряком»
Иван Хоменко около двух лет возглавляет представительство Иркутской области при правительстве России и является заместителем губернатора нашего региона. На прошлой неделе внимание общественности к этому человеку было приковано в связи с тем, что он был назначен на должность первого заместителя председателя правительства Иркутской области. При этом Иван Хоменко продолжит руководить московским представительством. Сразу после назначения Иван Егорович согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «Восточно-Сибирской правды».
– Иван Егорович, для жителей Иркутской области вы достаточно новый человек. Что бы вы хотели рассказать о себе читателям нашей газеты?
– Так сложилась судьба, что я всё время служил своей стране, отечеству.
Родился на Украине. Окончил школу, отслужил в армии, поступил в Киевский государственный университет. Затем было предложение вернуться в полк, в котором служил. Перевёлся на заочное обучение и защищал диплом, будучи военнослужащим. Окончил Ростовское училище, потом военную академию в Москве, которая готовила специалистов для Вооружённых сил. Академия уникальна в своём роде, имела военно-политическую направленность, формировала офицеров-управленцев, командиров. 70% дисциплин, которым нас обучали, были военно-технического значения, 30% – гуманитарного. В комплексе это давало человека, который, с одной стороны, постигал технику, вооружение, экономику, с другой – международную деятельность, международное право, вопросы философии, культуры, литературы, искусства. В целом это формировало, я бы сказал, элиту для Вооружённых сил.
Когда распался Советский Союз, мы стали жить в новом государстве, снова почувствовал потребность пополнить свои знания. Жизнь заставила окончить юридический институт МВД России.
– Вы не сказали о том, что имеете степень доктора педагогических наук. Зачем профессиональному военному педагогическое образование?
– Работа была связана с управлением людьми. Почему-то все считают, что военный командир не должен владеть основами педагогики. Не представляю, как можно быть руководителем высокого уровня без знаний в области педагогики и психологии. Убеждён: каждый человек в жизни должен постоянно учиться независимо от возраста. Если он этого не делает – на нём как на управленце нужно ставить крест. Не стыдно чего-то не знать. Стыдно не стремиться к знаниям.
– Что вы считаете наиболее ценным в работе – дисциплину или творческий подход?
– Должно быть сочетание того и другого. В управлении, вне зависимости от того, какой это коллектив, военный или гражданский, дисциплина должна присутствовать всегда и везде. И разве может быть эффективный результат, если нет творчества?
– Какие требования в плане дисциплины вы предъявляете к себе? Как складывается ваш рабочий день?
– На протяжении всей своей жизни встаю очень рано – в пять часов. Даже если мой день закончился в два часа ночи, время подъёма неизменно. Ровно в пять срабатывают биологические часы – глаза сами открываются. Хотя обычно на сон стараюсь оставлять не меньше четырёх-пяти часов. В любую погоду иду на улицу, делаю зарядку. Когда был помоложе, после зарядки принимал только ледяной душ. Теперь уже ограничиваюсь контрастным душем, не завтракаю и рано уезжаю на работу. Рабочий день в представительстве Иркутской области начинается в восемь часов.
Нельзя распускать себя, если ты управленец – тем более. Люди на тебя смотрят и берут с тебя пример. Это только кажется, что подчинённые ничего не видят. Нельзя недооценивать людей, они как рентгеном нас всех просвечивают.
В Совете Федерации, когда мы работали с Дмитрием Фёдоровичем Мезенцевым, рабочий день начинался в девять. Я приходил на работу к восьми. В течение часа отрабатывал документы, расписывал их, готовился к совещанию, которое начиналось в девять. Рабочий день заканчивался по-разному. Когда была служба, нередко он затягивался на 12, 14, 16 часов. Во время учений приходилось сутками пропадать на работе.
– Что позволяет вам сохранять бодрость и активность?
– Воля. Чтобы не перегореть, надо любить – окружающий мир, жизнь, свою семью. Людей любить и уважать надо.
– С Дмитрием Фёдоровичем Мезенцевым вы познакомились во время службы?
– Мы познакомились в Санкт-Петербурге, когда он приезжал к родителям – Вере Михайловне и Фёдору Дмитриевичу, а я там находился в служебной командировке. Хорошо знаю его брата Александра Фёдоровича – он офицер, генерал, уже девять лет является мэром города Байконура. Семья уникальная в своём роде. Качества этой семьи – порядочность, любовь к своей стране, высочайшая культура, которая присуща Фёдору Дмитриевичу и Вере Михайловне, – мне всегда импонировали.
Когда я написал рапорт об увольнении (вовремя отовсюду надо уходить, давать дорогу молодым), Дмитрий Фёдорович приехал на праздник Космических войск. Мы долго с ним разговаривали. Затем пригласил меня на Большую Дмитровку. Когда приехал, он предложил должность руководителя секретариата заместителя председателя Совета Федерации. Я согласился и ни разу не пожалел об этом.
– Сложно было перестроиться с военных «рельсов» на гражданские?
– Дмитрий Фёдорович курировал комитеты по науке, образованию, природопользованию, окружающей среде, делам молодёжи и спорту, комиссии по информационной политике и культуре. Такой разноплановый комплекс позволял познавать не только законотворческую работу, но и направления деятельности в масштабе страны. Нужно было много читать, думать, вникать. Эти пять лет были для меня поучительными, полезными, я приобретал новые качества. Плюс ко всему Совет Федерации аккумулировал в себе людей разных профессий, сильных, удивительных людей. У них я многому учился.
– Что поменялось в вашей жизни, когда вы стали работать в правительстве области?
– Когда Дмитрий Фёдорович возглавил регион, он предложил мне ехать работать в Иркутскую область. Тогда я ему сказал: «В жизни сменил столько гарнизонов, может, этот гарнизон менять не буду?» Он с пониманием отнёсся к моему ответу и поручил возглавить областное представительство в ранге заместителя губернатора.
Промежуток моей работы в правительстве – год и восемь месяцев – стал совершенно новым этапом в жизни. Дмитрий Фёдорович поставил перед вновь сформированной командой задачу сделать всё, чтобы развернуть федеральный центр и крупный бизнес лицом к области. Считаю, что по многим позициям это удаётся.
– Какие направления, проекты вы считаете ключевыми в своей нынешней деятельности?
– Это инвестпроекты, которые вошли в программу правительства и должны быть реализованы. БЦБК – серьёзная задача; проблемы, связанные с Богучанской ГЭС: отселение людей, защита памятников археологии, лесосводка и лесоочистка, обеспечение жителей питьевой водой, когда ложе водохранилища затопят. Ещё одно направление – возобновление строительства алюминиевого завода в Тайшете. Только алюминиевый завод даёт региону около двух тысяч рабочих мест. Там также возможно организовать ещё одно крупное производство – построить целлюлозно-бумажный комбинат, сырьевая база позволяет. Всё это зачастую требует оперативных каждодневных шагов на уровне различных федеральных структур.
На представительстве лежит ответственность за проведение в Москве организационных комитетов по подготовке и празднованию 350-летия Иркутска. Причём организационный комитет – это не действие, а результат принятых протокольных поручений и контроль за ними. Возглавляет оргкомитет Сергей Нарышкин, глава администрации президента страны. Протокольные решения идут на уровне федеральных министерств, федеральных служб и агентств, рекомендаций крупному бизнесу. 5 апреля в Кремле состоится третий оргкомитет.
Среди важных дел – подготовка к седьмому Байкальскому экономическому форуму, который теперь будет проходить каждый год.
– Вам приходится бывать на федеральных совещаниях, на которых регионы видны в сравнении. Скажите, вам чаще обидно за Иркутскую область или вы чаще гордитесь ею?
– Наверное, всё-таки чаще горжусь. Например, по целому ряду показателей экономического развития регион имеет положительную динамику, сделал шаги вперёд. Иркутская область вошла в число восьми субъектов РФ, которые при поддержке Федерации будут развивать инновации. У нас много вузов, получивших гранты. Среди них выделяется Иркутский технический университет, уникальный вуз, который впервые в Иркутской области получил статус национального исследовательского центра.
– Расскажите о своей семье.
– Женат один раз и навсегда. Моя жена – человек удивительной доброты, её везде и всегда ценят и любят. Воспитывала сына одна, потому что муж всегда был по гарнизонам, по дежурствам. По профессии она медик. Сын окончил две академии, кандидат технических наук. Женат, воспитывает дочь, нашу любимую внучку Аню. Ей десять лет. Однажды прихожу: пишет. Спрашиваю у неё: «Что пишешь, сочинение?» Она говорит: «Нет, дедушка, это уже прошлое. Я пишу книгу». Написала пять глав книги о лошадке.
– Вы часто бываете в Иркутске?
– Бываю на всех заседаниях правительства и когда необходимо решать текущие вопросы. Сейчас буду приезжать ещё чаще. Так судьба распорядилась, что сегодня считаю себя сибиряком.