Семейные истории Нихочиных
Ещё совсем недавно на любом из трёх действовавших в Тулуне угольных разрезов найти трудовую династию не составляло особого труда – таковых были десятки. На разрезах трудились многие члены семей, начиная от дедов и заканчивая внуками. Жёны, матери, братья, сёстры также принадлежали к братской семье горняков. При выборе профессии у молодёжи не возникало никаких сомнений – работа горняка-угольщика престижна, хорошо оплачиваема, предоставляется бесплатное жильё. А если работы не боишься и соответствующе себя зарекомендуешь, то обеспечены и премиальные. Что ещё надо? Если выбор и был, то только между различными профессиями, да ещё в том, как определиться – или поступать на курсы помощников машинистов, или же грызть гранит науки на горном факультете Иркутского политехнического института. Желающих, надо отметить, хватало и здесь, и там.
В годы перестроечной неразберихи, особенно в пору неплатежей, угольные предприятия недосчитались многих потенциальных горняков. После окончания школы молодые парни, встававшие перед проблемой выбора, всё чаще делали его не в пользу профессии угледобытчика. Бывало, приходили, устраивались на работу, но через некоторое время понимали, что выдержать здесь может только сильный, что пахать тут надо не на шутку, и увольнялись. Вряд ли стоит винить их за это, ведь каждый вправе выбирать, где ему лучше.
Династии редели, сокращались, уходили на заслуженный отдых деды и отцы, а дети на их места рвались как-то не особенно. Тем не менее есть трудовые династии на разрезах и сегодня. Есть те, кто твёрдо решил пойти по пути отцов. Об одной такой династии хотелось бы сегодня рассказать.
Владимир Михайлович Нихочин, родившийся в 1932 году в селе Касьяновка в Красноярском крае, после школы поступил в горный техникум краевого центра. Через положенное время получил диплом и по распределению был направлен на работу в гремевший в те годы шахтёрский город Черемхово. А куда ж было ещё? В Красноярском крае в ту пору уголь не добывали, прославленный КАТЭК появился намного позднее. Вместе с супругой Агафьей Сысоевной приехал молодой специалист в 1954 году в Черемхово, где и задержался на пятнадцать лет. Работал горным мастером на разрезе «Восточный», на шахте №10/16, был заведующим складом взрывчатых материалов. Пожалуй, самые лучшие молодые годы семьи пролетели в Черемхове. Здесь родились двое сыновей – Михаил и Сергей, здесь начали учиться, здесь молодая семья Нихочиных с честью выдержала все испытания и доказала свою жизнестойкость.
Однако в 1969 году, когда в недалеко стоящем от Черемхова Тулуне начал строиться разрез «Азейский», Владимир Михайлович крепко призадумался. Как кадровому горняку, ему было прекрасно известно состояние дел в угольной отрасли Черемхова – оставшиеся запасы в месторождении были уже не так велики, из чего следовало, что будет снижаться уровень добычи топлива, вряд ли потребуется столько рабочих рук. Да и дети подрастают, об их будущем тоже надо было побеспокоиться. А в Тулуне – новое место, новое предприятие, следовательно, и новые перспективы. И вот тогда семья Нихочиных, взвесив всё, приняла решение о переезде в Тулун. Сначала сюда перебрался сам Владимир Михайлович, а спустя некоторое время, когда глава семьи подготовил необходимые условия, в Тулун переехала и супруга с детьми. Хорошего специалиста с удовольствием взяли на разрез «Азейский», чей коллектив, собственно, в самом начале своего существования и создавался-то на базе черемховских специалистов. Владимир Нихочин работал на Азее так же горным мастером, из этого коллектива, где за отличную работу не раз награждался Почётными грамотами, благодарностями и премиями, в 1987 году ушёл на заслуженный отдых. Но и после этого ещё несколько лет оставался в строю. Помогал родному разрезу, работал в кооперативе «Горняк», занимающемся рекультивацией земель на отработанных разрезом площадях. Горняцкая закалка сказывается в нём и по сей день. Несмотря на солидный возраст – а исполнится ему нынешней осенью 79 лет, – зимой бегает на лыжах, начиная с весны ездит на дачу на велосипеде.
Михаил, старший сын Владимира Нихочина, не сомневаясь, пошёл по пути отца. После окончания школы № 25 в новеньком микрорайоне Угольщиков в Тулуне поступил было в Ир-кутский политехнический институт, но вскоре передумал и просто устроился на разрез. Первая должность, о которой Михаил Нихочин сегодня вспоминает со смехом, и в самом деле была несерьёзной – помощник при маркшейдерских замерах. Бегал по отвалам на разрезе с такой полосатой рейкой. На другое до поры не претендовал – тем более что вскоре предстояло идти в армию, но к работе относился ответственно. А отслужив срочную, сразу вернулся на Азейский разрез в качестве горнорабочего и через несколько месяцев поступил на курсы помощников машинистов роторных экскаваторов. После получения специальности назначили его на роторный экскаватор ЭР-1250 № 42, в экипаже которого он и трудился сначала в качестве помощника, а с 1983 года – машиниста.
Жизнь шла размеренно и неторопливо. Обзавёлся семьёй. Супруга, Вера Андреевна, всё понимающая и никогда не теряющая оптимизма, была человеком надёжным. В общем, крепкая получилась семья, в которой царят мир, покой и полное взаимопонимание. Сначала жили в благоустроенной квартире, а потом с помощью Азейского разреза взялись строить себе дом. И построили. Правда, как считает сам Михаил Владимирович, строительство – это такое нескончаемое дело, что начатое приходится доводить до ума до сих пор, так как времени на всё не хватает. Но главное – крыша над головой есть. Да и в семье всё в порядке.
В 2003 году Михаил Нихочин перешёл на работу с Азейского разреза на новый и перспективный Мугунский. Здесь ценного специалиста, отношение которого к работе прекрасно знали, сразу же направили на роторный экскаватор ЭР-1250 №92, только что вышедший из монтажа. Несколько лет Михаил проработал машинистом, а потом стал бригадиром экипажа своей машины – такое доверие ему было оказано и администрацией предприятия, и коллегами. Сегодня он так и трудится в своём родном экипаже.
– Бригада Нихочина у нас отлично работает, – говорит технический директор Мугунского производственного участка филиала «Разрез «Тулун-уголь» Олег Ведерников. – Коллектив дружный, сплочённый. Дело своё знают отлично. Поэтому совсем не случайно эта бригада у нас в числе передовых на участке. Их работу можно не проверять.
В семье Михаила и Веры Нихочиных шестеро детей – четверо сыновей и две дочери. Владимир и Иван работают на приисках в Магаданской области. Люба после окончания Тулунского медучилища считается отличным специалистом в хирургическом отделении городской больницы. Маша заканчивает юридический факультет Иркутского госуниверситета. Самый младший сын, Дмитрий, учится в десятом классе. Пока ещё не определился с будущей профессией. Отлично идут у него точные науки – физика, математика, химия, информатика. Пролетит ещё полтора года, учёба закончится, и не исключено, что в соответствии со своими способностями он и выберет будущую профессию. Не будем загадывать, какую.
А ещё один сын Михаила Нихочинова – Роман – все-таки пошёл по стопам отца. После окончания школы и Тулунского аграрного техникума в 1999 году устроился сначала на горнотранспортный участок Мугунского разреза. Потом успешно окончил курсы помощников машинистов и сейчас работает по полученной специальности на шагающем экскаваторе ЭШ-20/90 №13, относясь к своему делу по примеру отца и деда так же серьёзно и ответственно. Сын выполняет вскрышные работы, отец грузит в вагоны уголь. Правда, Роман на первом участке Мугунского, а Михаил Владимирович – на втором. Но разве это важно? Главное – оба трудятся достойно. И Владимир Михайлович с удовлетворением следит за успехами обоих, при случае помогая добрым советом – опыта-то у него хоть отбавляй.
Давно замечено, что у способных людей эти самые способности бывают очень разносторонними. Пример семьи Нихочиных только подтверждает это наблюдение. Родоначальник династии, например, всю жизнь увлекается фотографией (именно по этой причине его самого не найти на снимках, зато всех остальных в избытке). Кроме того, по сей день занимается живописью, хотя нигде и никогда не учился этому. Вся красота сибирской природы разных времён года запечатлена на его картинах маслом. Страсть деда к фотографированию передалась внуку Роману – ему тоже нравится это сложное искусство останавливать мгновенье. А ещё Роман отлично разбирается в компьютерах, знает и умеет работать во множестве программ. Отличная работа на производстве и хобби ничуть не мешают друг другу – напротив, только помогают в жизни, дают заряд оптимизма и уверенности в себе.