Третья симфония Малера
«Чтобы публика могла наслаждаться величайшим в музыке, ей надо слушать хорошую музыку». Эти слова великого русского композитора Сергея Рахманинова предпосланы новой программе Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии, которая состоялась в концертном зале на этих днях.
На суд слушателей была представлена Третья симфония австрийского композитора Густава Малера.
Необходимо отметить, что творчество Малера практически было открыто в XIX веке, но особенно популярным композитор стал в веке двадцатом. И это, верно, оттого, что его сочинения были проникнуты духом романтизма, которого так не хватало новому времени, и, может быть, ещё и потому, что композитору были не чужды философские воззрения Ф. Ницше, Ф. Клопштока, ряда других мыслителей. Всё это требовало от исполнителей (в числе которых я имею в виду и дирижёра) нестандартного подхода к воспроизведению, широты умственного и музыкального кругозора, глубины проникновения в программные основы композиторского замысла. В этом смысле Третья симфония Малера представляет из всех девяти сочинённых им симфоний особую сложность. Во-первых, она поражает своей монументальностью: произведение содержит шесть частей, причём в пятой части используются детский и женский хоры. Во-вторых, неестественно большая первая часть симфонии, которая могла бы восприниматься как самостоятельное произведение по числу и многообразию раскрываемых тем и их функциональной завершённости. И, очевидно, красота многих из них, а также требование композитора максимального эмоционального и звукового напряжения от исполнителей этой симфонии позволяют музыковедам относить Густава Малера не только к романтикам, но и к экспрессионистам.
В Иркутске Третья симфония Малера исполнялась впервые, и обращение к этому произведению свидетельствует о возможностях нашего симфонического оркестра, который нынче может позволить себе решать музыкальные проблемы такого уровня. Главный дирижёр заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш привлёк к участию в оркестре студентов Иркутского музыкального колледжа. Этот факт содружества, на мой взгляд, имеет несомненную ценность для творческого формирования учащихся, для их будущей качественной профессиональной деятельности. И в связи с этим необходимо назвать солистку исполняемой симфонии – студентку музыкального колледжа, лауреата международных конкурсов Наталью Островерхову. Она обладает удивительным по окраске и сочности меццо-сопрано, с совершенной лёгкостью распоряжается голосом от пьяно до форте, демонстрируя неограниченные вокальные возможности.
Особый колорит исполняемой симфонии придают детский хор «Соловушка» школы-интерната с углублённым изучением музыки и молодёжный камерный хор Иркутской областной филармонии (хормейстер – отличник Всероссийского музыкального общества Елена Залепо).
Симфонический оркестр, ведомый Илмаром Лапиньшем, сумел раскрыть сложные сюжетные, лирико-философские и музыкальные задачи, декларируемые Густавом Малером в Третьей симфонии, и представил на суд иркутских любителей музыки превосходное, действительно премьерное исполнение.