Поэзия, которую можно увидеть
Живопись наружно так проста,
что уму нельзя не обмануться,
но к интимной музыке холста
можно только чувством прикоснуться.
Лейтмотивом, продолжением этих поэтических строк без всякой натяжки можно назвать экспозицию, развёрнутую в выставочном центре Областного центра народного творчества и досуга. Сказать откровенно, живописные работы, представленные иркутянином Владимиром Маркиным, впечатляют – и праздничной экспрессией цвета, и лирическим звучанием, а прежде всего – мастерством, умением войти в образ. Пейзажи, а это основной жанр живописца, живут, дышат, радуют чистотой и свежестью. Смотришь на них и чувствуешь запах тайги, слышишь шум горной речки и голос могучего Байкала. Но самое поразительное то, что автор этих картин и этюдов не профессиональный художник. Хотя, на мой взгляд, далеко не все наши профессионалы способны вот так не просто удивить, но и в известной мере ошеломить. Признаться, не часто испытываешь восторженное приятие подобного рода творений.
По словам самого Владимира Маркина, нынешняя выставка представляет собой ретроспективу его творческого пути. Родился Владимир в 1938 году на севере Иркутской области, в посёлке Алексеевск, стоящем на берегу реки Лены. «Рисовать любил с детства, – рассказывает Владимир Вавилович. – Бывало, промёрзнешь зимой где-нибудь, бежишь домой и думаешь: «Сейчас приду, сяду у печки и буду рисовать». В школе по просьбе учителей рисовал наглядные пособия. Из своего двора в просвет между досками «написал» новую школу с натуры, потом эта картина нашла своё место в учительской».
Так уж получилось, что после окончания средней школы как-то не возникло мысли о призвании – поступил в горно-металлургический институт на специальность «промышленно-гражданское строительство». Но живописи не оставил, в институте сложилась компания таких же увлечённых рисованием, как и он. Вместе ходили писать этюды маслом. Сколько их было, этих этюдов! – пропали где-то по общежитиям.
По окончании института работал на стройке, потом в управлении строительства. Канцелярская работа не нравилась – тянуло к творческой. Он перешёл в геологию с её романтикой, походами, таёжными тропами. «Самолёты, вертолёты, заброски к месту работ на севере Иркутской области, от Лены до Нижней Тунгуски. Маршруты, рюкзаки, образцы, пробы, шурфы, ночёвки у костра, встречи с обитателями тайги. Возил с собой этюдник – кое-что рисовал».
В 1997 году вышел на пенсию – именно с этого периода написано множество пейзажных работ: Байкал, Аршан, Нилова Пустынь… Любовь к природе, её красотам у художника в крови. Воспоминания детства, геологические экспедиции – всё нашло отражение в творчестве Владимира Вавиловича. Глаз не оторвать от его картин «Мамакан вечером», «Нилова Пустынь», «Туман над Шидой», «Нижняя Тунгуска», «Отцова избушка», «Моя Родина. Шерогорье. Река Лена», «Вечерний этюд на Катанге».
Один из старейших художников Иркутска, член творческого объединения «Бабр» Иван Алексеевич Бровкин в своём выступлении на открытии экспозиции назвал Владимира Маркова самородком, каких не так уж и много на нашей грешной земле. И припомнил к месту слова великого Леонардо: «Живопись – это поэзия, которую можно увидеть». И эта поэзия – здесь, в этом зале.