Подробности перехода
«Тулунуголь» от реформирования перешёл к совершенствованию
С 1 января 2010 года после объединения Азейского и Мугунского угольных разрезов и Азейского объединённого погрузочно-транспортного управления, занимающегося вывозкой угля из забоев разрезов, тулунские горняки работают в новом, структурно изменённом предприятии, названном филиал «Разрез «Тулунуголь». Цель преобразований проста и ясна: оптимизировать работу, снизить издержки и непроизводительные расходы, упрочить конкурентоспособность предприятия. И вот пролетело тринадцать месяцев – достаточный срок, чтобы оглянуться назад и подвести первые итоги произведённых реформ и структурных преобразований, сделать выводы и наметить пути дальнейшего развития.
Переходный год
Изменения, проходившие в филиале весь прошлый год, коснулись главным образом управленческой структуры, практически никак не затронув производственного процесса: как добывали уголь в забоях, как вывозили его на станции Восточно-Сибирской железной дороги, так и продолжили эту работу в привычном режиме и ритме. Правда, не обошлось без неприятностей, вызванных жестокой прошедшей зимой, – с ноября по март в Тулуне стояли аномально низкие температуры, при которых эксплуатировать горнодобывающую технику нельзя, технология не то чтобы не позволяет, а напрямую запрещает это. Поэтому приходилось приостанавливать вскрышные работы и добычу угля. Кроме того, аварийно остановился самый мощный вскрышной экскаватор ЭШ-40/100 № 1 – отказали гидравлические цилиндры механизма шагания. В итоге план первого квартала оказался невыполненным. Отставание от плана по Мугунскому производственному участку составило 282 тысячи тонн. Немного удалось его скомпенсировать за счёт перевыполнения плана на Азейском производственном участке, однако кардинально ситуацию спасти не удалось, так как Азейский участок дал плюсом всего 12 тысяч тонн. В целом по «Тулунуглю» отставание составило 270 тысяч тонн. Неприятно, разумеется, но ничего не поделаешь: сибирская зима коварна и непредсказуема. Планировали ликвидировать отставание в оставшиеся месяцы, однако плотный график работ и солидная нагрузка позволили это сделать лишь отчасти. Годовой план по вскрышным работам выполнить удалось, но в отношении добычи и отгрузки топлива «Тулунуголь» закончил с минусом в объёме 246,5 тысячи тонн.
Это единственный не совсем приятный момент в работе предприятия в течение прошлого года. Всё остальное шло по плану и особых тревог не вызывало. Стопроцентно был выполнен объём работ по ремонту горнодобывающей техники, обновили несколько единиц оборудования – получили новый буровой станок и автомобили. Много внимания уделили перестройке технологического процесса добычи угля, повышению эффективности производства, сделали ощутимый задел для повышения производственной мощности предприятия.
Техническое подкрепление
Производственная мощность Мугунского участка «Тулунугля» составляет сегодня шесть миллионов тонн угля в год. Оборудование, используемое для добычи такого объёма топлива, задействовано практически полностью, то есть при имеющейся технике участок достиг пика в своём развитии и дальнейший рост добычи невозможен. Мешают этому также и горно-геологические условия: мощность слоя горной массы приближается к максимуму на месторождении, что заметно увеличивает объём вскрышных работ, затрудняет добычу угля. А его в связи с тем, что тепловые станции «Иркутскэнерго» перешли на использование топлива только с собственных разрезов, будет требоваться всё больше и больше. Поэтому для увеличения мощности участка здесь в течение прошлого года был выполнен комплекс мер.
Впервые в «Тулунугле» на Мугунском производственном участке в прошлом году внедрили вскрышные работы с использованием автомобильной техники, раньше применяли только бестранспортную технологию. Принципиально новый инженерный подход помог решить сразу две задачи. Во-первых, за счёт уборки на автомобилях верхних слоёв слабых грунтов исключили проблему оползней на отвалах. Во-вторых, высвободившиеся мощности по вскрышному оборудованию позволяют применять технику уже не на непроизводительных работах, таких, например, как переэкскавация, а использовать её более рационально, с большей отдачей. Появился, хоть и небольшой, но резерв, запас производственной мощности, который в горном деле никогда лишним не бывает.
Наряду с внедрением автомобильной вскрыши специалисты предприятия выполнили технико -экономическое обоснование, по итогам которого было принято решение о перемещении на Мугунский участок экскаватора ЭЩ-15/90 № 110 с Азейского участка. Машина эта хотя и не новая, много и хорошо потрудилась на старом месте, но и здесь ещё принесёт хорошую пользу, будет существенным подспорьем при выполнении вскрышных работ.
«Работы по демонтажу экскаватора ЭШ-15/90 № 110 практически закончены, – говорит директор филиала «Разрез «Тулунуголь» Сергей Иванов. – Мы уже приступили к перевозке узлов и деталей на Мугунский участок. В течение нынешнего года планируем собрать эту машину и ввести её в работу на новом месте. Ввод экскаватора позволит Мугунскому производственному участку приблизиться к установленному для его развития рубежу производственной мощности в семь миллионов тонн угля в год».
Удалось в прошлом году решить также вопрос о приобретении для Мугунского производственного участка гидравлического экскаватора с обратной лопатой фирмы Hyindai, который планируется использовать для более высокопроизводительной прорезки угольных пластов. В настоящее время для выполнения этих работ приходится от-влекать основное оборудование, предназначенное для других целей, поэтому используется оно не так производительно. В конце апреля – начале мая новый экскаватор должен будет поступить на участок. Для работы на новой машине уже определены кандидаты, планируется заключение договора с Черемховским горнотехническим колледжем по обучению будущего персонала новой профессии. В Черемхове люди получат теоретические знания и пройдут начальную практику на новом экскаваторе, а закрепят знания уже при сборке машины и вводе её в работу.
В филиале в ближайшее время ожидают и положительного решения вопроса с уже упоминавшимися выше гидроцилиндрами механизмов шагания на экскаваторе ЭШ-40/100 № 1, которые, по словам Сергея Иванова, являются головной болью для экипажа машины и руководства разреза. Первый отказ гидроцилиндра по причине заводского брака произошёл сразу же после окончания монтажа на пути в забой. Эта производительная машина, к сожалению, изготовлена в единственном экземпляре, является новой разработкой, и в процессе её эксплуатации на Мугунском участке постоянно выявляются неизбежные для новой конструкции различные дефекты. Со значительной их частью специалисты участка справляются своими силами, но устранить глобальные конструктивные просчёты или предусмотреть заводской брак они не в состоянии. Заказ на новые механизмы заводу-изготовителю уже сделан. В течение нынешнего года новые гидроцилиндры будут изготовлены и отгружены в адрес «Тулунугля». На Мугунском производственном участке надеются, что после установки новых гидроцилиндров экскаватор будет работать более надёжно.
«Ещё в течение нынешнего года мы планируем получить новый буровой станок типа DML производства фирмы Atlas Copco (США), – продолжает Сергей Иванов. – Этот агрегат надёжен, высокопроизводителен, превосходит по всем параметрам имеющиеся у нас буровые станки почти в три с половиной раза. Новый станок также позволит повысить производственную мощность. Использовать его мы планируем для обеспечения работы шагающего экскаватора ЭШ-40/100. Думаю, что после замены гидроцилиндров и запуска нового бурового станка выполнение вскрышных работ экипажем этого экскаватора действительно станет бесперебойным и безаварийным».
Проверить и оптимизировать
Кроме производственных забот, в «Тулунугле» в прошлом году занимались также и продолжением реформирования организационной структуры объединённого предприятия. В течение всего года анализировалась ситуация и оптимизировались организационные процессы. По различным направлениям рассматривались ключевые бизнес-процессы и выстраивались по принципу оценки показателей в начале процесса и по его окончании. Результатом этой работы стало создание специальной службы технологической связи и системы централизованной блокировки. Уже в этом году с 1 марта начнёт действовать вновь созданная на предприятии служба логистики и технологического комплекса, направленная на оптимизацию управленческих процессов в отношении работы с вагонами. Главная задача – усовершенствование. Новая служба будет контролировать все процессы – начиная с получения порожних вагонов от железной дороги и заканчивая передачей дороге уже загруженных углём вагонов, что позволит исключить непроизводительные ожидания и задержки при передаче вагонов из одной зоны ответственности в другую. Следующая задача – выстроить и оптимизировать все производственные управленческие процессы по линии службы пути. На балансе «Тулунугля» находится более 180 километров железнодорожных путей – постоянных, обслуживаемых участком ПТУ, и передвижных, ранее принадлежавших Азейскому и Мугунскому участкам. И если для ПТУ работа с путями является основной, то для разрезов она как раз непрофильная. Отсюда и решение о создании единой службы пути, которая будет осуществлять контроль и обслуживание всего путевого хозяйства объединённого предприятия. Основная задача новой службы – качественное содержание всех без исключения железнодорожных путей, числящихся на балансе предприятия. В общем, предприятие находится в стадии совершенствования всех процессов управления. Никакой ломки, преобразования идут спокойным эволюционным путём.
Сегодня филиал «Разрез «Тулунуголь» находится уже «даже не в стадии реформирования, а в стадии совершенствования», считает Сергей Иванов. «Я думаю, в течение нынешнего года мы сможем пересмотреть организационную структуру и максимально оптимизируем если не все, то большинство бизнес-процессов. Задача предприятия – обеспечить отгрузку угля потребителям, которыми являются наши коллеги с тепловых электростанций Иркутской области, и мы должны выстроить все отношения таким образом, чтобы не лихорадило ни нас, ни наших коллег. Вся работа должна идти ровно и ритмично. И я думаю, что с поставленными задачами наш коллектив справится», – подчеркнул собеседник «СЭ».
Прошла только первая декада 2011 года. Впереди у горняков «Тулунугля» огромная работа. Предстоит перешагнуть рубеж годовой добычи в 8 миллионов 100 тысяч тонн. Из них 6,2 млн. тонн по Мугунскому и 1,8 млн. тонн по Азейскому производственным участкам. Кроме того, на предприятии хотят ещё постараться и приложить все усилия, чтобы ликвидировать отставание в отгрузке угля, допущенное в прошлом году. Также предстоит претворить в жизнь все намеченные ещё в прошлом году мероприятия по доведению Мугунского производственного участка до уровня производственной мощности в семь миллионов тонн. Работа огромная, конечно, но, как считают на разрезе, вполне выполнимая.