издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как получаются ангелы

«Оберег для дома оптом!» – таких объявлений в Интернете огромное количество. «Бабка-Ёжка оберегает мир, покой и стабильность в семье!» – обещают рекламные слоганы. Оказывается, наши славянские предки «издревле» делали обереги не только на успех в семье и удачную беременность, но и на «карьеру и помощь в бизнесе». Славянские обережные куклы с пометкой «хендмейд» продаются с хорошими скидками. «При заказе четырёх оберегов пятый в подарок!» – зазывает неизвестный мастер-умелец. Как выяснил «Иркутский репортёр», оберег всё же никак купить нельзя. А вот сделать его себе самому – можно.

В музейной студии краеведческого музея весь январь делали ангелов. Вообще, кукол тут изготовляют круглый год. Но мы делали ангелов. Белых с золотыми нимбами. Главный «ангельский технолог» – научный сотрудник отдела «Музейная студия» Иркутского областного краеведческого музея Лейла Базитова. На её столике – десятки куколок из разноцветных лоскутков и ниток. Обычные куколки, но такие славные, чудесные, что сразу становится хорошо. «Это все мои куклы, – перебирает она лоскутки. – Дома у меня ни одной нет, все здесь». Лейла Базитова уже второй год учит детей, как делать «традиционную славянскую куклу». Про куклу написаны толстые научные труды. Учёные с длинными и красивыми званиями ломают головы над загадкой игрушек, сделанных из старого сарафанного лоскута и одной нитки.   

«Вот вам кусочек белой ткани, – говорит Лейла Базитова. – Сложите треугольником, найдите в нём середину – нам надо определить, где будет голова ангела. Вы не бойтесь, разглаживайте ткань пальцами!». Я разглаживаю. Открываю лоскут. Голова ангела – на пересечении тканевого креста. 

– Сами вы верите в магию этих кукол?

– Я, по крайней мере, её не отрицаю. Наверное, что-то было, если столько веков люди в это верили. А многие и сейчас продолжают делать таких куколок. Наши бабушки и прабабушки точно их делали.

У нас на столе лежат ножницы. Но все древние славянские куклы делали без иголок и ножниц. Плотные лоскуты рвали руками, а не отрезали. Кусочки ткани перематывали ниткой. Исследователи уверены: всё не просто. Считалось, что судьба хозяина куклы не должна быть «колотой и резаной». Конечно, были и более сложные куклы – с шитьём, вышивкой, вязанием. Но это уже в конце 19 века. А мы делаем ангела. Из одного лоскутка. И одной нитки. 

1. Куколка с тремя пышными юбками звалась «Колокольчик». Она приносила добрую весть о рождении ребёнка

 

– Берём кусочек синтепона, скатываем его в шарик.– У Лейлы мягкий, тёплый голос. – Главное – это думать о хорошем, когда делаешь куклу.

Синтепоновый шарик – это головка ангела. Раньше вместо синтепона клали зерно, сено. «Считается, что у человека должно быть три ангела, – рассказывает Лейла. – И за один год ангелочков делали к трём разным праздникам. Первый ангел, рождественский, делался из белого лоскуточка ткани, как символ чистоты. Второй – на Пасху, красный, как символ жизни, любви. Третий – на Троицу, из зелёного лоскутка. Всех подвешивали в доме». 

– Складываем снова треугольнички, и вот у ангела уже есть ручки и тело. Перетягиваем шарик головы, поднимите ангелу ручки и завяжите на его шейке узелочек. Вот он уже и живой. Вообще говорят, что ни одна кукла на другую не похожа. Какой человек, такой у него и ангел выходит. Мы с детьми и ткани разные брали, и золотистые нити. Такие чудесные ангелы получались! 

Обереговая кукла – это такая вещь, которую мастерили своими руками и только для себя или детей. К каждому празднику готовили по пять-шесть новых кукол, самых разных. Куколку-колокольчик с тремя пышными цветными юбочками делали на Рождество и на рождение ребёнка. Иначе её называли ещё «куколка добрых вестей». У каждого малыша в кроватке лежала куватка – куколка в виде креста, которая оберегала его от болезней. Учёные, занимающиеся происхождением слов, говорят: младенец «кувякает» – лепечет невнятно, агукает. Куклы-подарки к рождению, крестинам, дню ангела иногда делали из новых тряпочек. Куклы для детей изготовляли из старой материнской рубахи или сарафана, чтобы малышей оберегала своя кровь. У меня в руках мягкое белое тельце ангела. Если сжать указательным и большим пальцем посередине, подняв его ручки, это и будет его маленькая грудка. 

По крайней мере одному ангелу на свете крылья я привязала сама

– А теперь самое важное. – Лейла расправляет два конца красной ниточки. – Нужно перевязать на его груди крестик. Вообще почти на всех куклах, к какому бы событию они ни делались и из чего бы не делались, есть такой крестик. 

Удивительно, сам ангел, его крохотная фигурка – как прямой христианский крест, а на его груди – косой крестик. У славян косой крест означал символ «живого» небесного огня, писал автор книги «Язычество древней Руси» Борис Рыбаков. Другие исследователи говорят, что такой косой крестик на груди куколки – символ плодородия. Южнорусские куколки иногда изображались с косым крестиком прямо на лице. Просто это были даже не люди. Это представление наших прапрабабушек об устройстве мира. Головка куколки – крестообразный символ солнца, подол упирался в землю, крестообразная фигурка – четыре стороны света. 

– Заправляем уголки у ручек ангела внутрь и перетягиваем запястья нитками. А теперь привязываем к нему крылышки. Крылья мне делать не пришлось, Лейла заготовила их заранее. На целый ангельский полк. На самом деле Лейла нас пожалела. Ангел – это самое простое из того, что у неё лежит на столе. Например, рядом с ангелом – потрясающий красный пасхальный заяц, внизу этой куколки – кармашек под освящённое яйцо. А рядом с зайцем – фигурки ещё более удивительные. Свадебные неразлучники. Мужчина и женщина, сплетённые одной ниткой. 

– Вы думаете, это две связанные фигурки? – Лейла Базитова берёт в руки красных неразлучников. – На самом деле это один кусок ткани. Всё, что здесь использовано, – один красный лоскут и одна неразрывная нитка. Это было важно – сделать две фигурки из одного куска, не разрывая и не разрезая ткань. Смотрите, ниточка как пошла с ручки одной фигурки, так неразрывно идёт до конца другой. Одна рука у них общая, поэтому они неразлучники. Петелька посередине этой общей руки  – не для украшения, это символ плодородия, это будущие дети.  А вообще свадебные куколки надевали и на две древесные веточки, шедшие из одного основания. 

В руках у Лейлы Базитовой куклы-неразлучники. Их делают из одного цельного куска ткани и переплетают одной ниткой

Куколкам никогда не рисовали лиц и не давали человеческих имён, – рассказывает Лейла Базитова. – Считалось, что куклы с лицом и именем могли сглазить живых. 

Лица у славянских кукол появились только в конце 19 века, говорят учёные. Впрочем, это не только славянская традиция. Вот, например, узбеки не делали лиц своим куклам, так как считалось, что в день воскресения из мёртвых кукла с лицом попросит часть твоей души.

Вот он, мой ангел. Краснокрылый, с белыми руками, с косым крестом на грудке. Осталась последняя, крохотная деталь. Беру остаток красной ниточки и обвязываю его вокруг  головки. Получился обычный такой ангельский нимб.   

– Хорошенький-то какой! Как будто не я его делала! – Наш фотограф, Мария, прячет своего ангела себе в рюкзак. Он такой же, белый и красный, но совсем не похожий на моего. Он же Машин ангел. А Лейла собирает свои лоскутки – она каждый день ждёт новых учеников. Ангелы, неразлучники, дети. Обычная тряпичная сказка.  

В статье использованы материалы книги Галины и Марии Дайн «Русская тряпичная кукла»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры