издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лучше, чем в столицах

«СЭ» попробовал воду из-под крана в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге

  • Автор: Анна КАПЛАН, Ангарск

О том, насколько отличаются бытовые привычки жителей разных городов, задумываешься только тогда, когда некоторое время поживёшь бок о бок с «чужеземцами». Недавно к нам приезжал коллега мужа из Хабаровска. Когда бы и куда бы он ни шёл - в гости ли, в баню ли, домой, он обязательно заходил в магазин и покупал воду. Не минералку, не газированную, просто бутилированную питьевую воду. На вопрос «Зачем?» недоумевал: «А что пить?» или «Так ведь чай же пить будем!» И очень удивлялся тому, что на чай можно набрать воду просто из-под крана, а в Китое, Ангаре и Байкале можно купаться, не боясь подхватить какое-нибудь кожное заболевание. Для жителя города, стоящего на пограничном Амуре, желание «перестраховаться» понятно: нечистотам и промстокам неведомы границы, и большая часть того, что сливают в реку граждане Китая, воняет и оседает на нашем берегу.

В декабре отправилась в Москву на конференцию, остановилась у знакомых. Самая часто встречаемая на их кухне посуда – пятилитровые бутылки от питьевой воды из ближайшего продмага. В другой столичной семье, где довелось пожить, на раковине два крана: из обычного моют посуду, а из тоненького с «педалькой», выходящего из многоступенчатого фильтра, набирают воду для питья. В пригородах столицы вытекшая из крана жидкость на свету быстро мутнеет из-за высокого содержания железа; народ усиленно борется с накипью, быстро выводящей из строя чайники и термопоты. 

Готовясь к выезду за город в компании друзей и определяя, кто повезёт ингредиенты глинтвейна и уголь, отдыхающие особо беспокоились,  кто воду купит и доставит. И вспоминали, как для тех, кто работал  экспертами всероссийского молодёжного лагеря на берегу Селигера (знаменитое озеро в Тверской области), один из них  вёз из столицы 40 пятилитровок питьевой воды – маленькая городская машинка аж просела от такого груза. 

В Питере, где несколько лет назад обосновалась моя мама, качество воды сильно зависит от района. Есть районы, где вода ржаво-болотная. Одни хозяйки реагируют на это желанием перепробовать все средства для отмывания ванн и раковин от ржавчины, другие разводят руками, признавая собственное бессилие в борьбе с неустранимыми рыжими подтёками на унитазе и свою неспособность отстирать до приличного состояния некогда белые вещи. Есть районы, где цвет того, что течёт из-под крана, сравнительно пристоен, но пить это всё равно не рискуют.  Например, у моей мамы под раковиной хранится несколько полных 8-литровых бутылей, а в прихожей складируются пустые: брат раз в неделю забирает «тару» и ездит за несколько километров от города на родник, чтобы набрать воды на две семьи. Жечь бензин и тереть покрышки он считает экономически более выгодным, чем покупать питьевую воду в магазинах. К слову, второй краник на кухонной раковине в маминой квартире тоже есть – остался от прошлых владельцев жилья. Они, оставив покупателям всю кухонную мебель, дорогостоящий фильтр демонтировали и увезли с собой, а покупка нового для мамы-пенсионерки чересчур серьёзная трата. 

Из тех городов, в которых я побывала нынешней зимой, самая противная вода в Екатеринбурге. Даже у пропущенной через многоступенчатый фильтр екатеринбуржской воды остаётся неустранимый привкус, мешающий получить удовольствие от хорошего чая или кофе.

Поскольку всем в столице Урала и без лабораторных изысканий понятно, что пить из-под крана не стоит, этот город наиболее изобретателен в плане способов обеспечения себя тем, что можно пить. Раньше граждане массово отстаивали и замораживали воду. Сейчас здесь процветают фирмы доставки воды на дом в 19-литровых бутылях. Экономные граждане не платят за доставку, а сами таскают такие бутыли из своей машины на пятый этаж без лифта. Разумеется, в магазинах полно воды в разной фасовке (обычно люди покупают упаковки сразу по шесть полуторалитровок – кстати, часто они без ручек и носить их крайне неудобно). Производители воды жёстко конкурируют, активно рекламируются, проводят дегустации в торговых центрах и переманивают клиентов друг у друга. Здесь есть продажа питьевой воды «на розлив» в магазинах, а в некоторых высотных районах поставлены даже автоматы по продаже воды. И вполне приличным подарком родным на Новый год считается комплект картриджей для стационарного фильтра, устанавливаемого под раковину: картриджи – удовольствие дорогое, а менять их приходится раз в несколько месяцев. 

В гостях хорошо, а дома лучше. Здесь можно экономить на ополаскивателе для посудомоечной машины – и без него на стекле не остаётся соляных капель. Здесь можно не покупать специальную «Воду для утюга». Здесь в ванну течёт прозрачная голубоватая вода, и она не пахнет ни болотом, ни хлоркой. Здесь можно налить в чайник воду из-под крана и не беспокоиться о последствиях этого поступка для своего здоровья. А главное – за эту обеззараженную ультрафиолетом подрусловую воду Ангары, вытекшую из Байкала, местный водоканал берёт с нас всего по 1,2 копейки за литр – в 125 раз дешевле, чем платят за литр бутилированной воды жители мегаполисов. Так что хорошо там, где мы есть и где нам есть что пить. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры