Возвращение из небытия
Есть в нашем старинном сибирском городке Вихоревка небольшая площадь, куда и в будние, и выходные дни, и особенно в дни церковных праздников приходят горожане с цветами и свечами, чтобы помянуть и своих родственников, и совсем незнакомых им людей с трагической лагерной судьбой. Поминальное это место появилось недавно. Всего несколько месяцев назад недалеко от школы № 2 был открыт памятник жертвам политических репрессий прошлого века. Это памятник «Жертвам Озерлага». Он поставлен не для украшения нашего города, который до сих пор называют городом политзаключённых. Это ещё одна горькая зарубка на нашей сибирской земле, ещё одно напоминание нашим современникам: история не прощает забывчивым.
Озерлаг был одним из самых крупных лагерных комплексов ГУЛАГа не только на территории нашей области, но и во всём Советском Союзе. Более 40 тысяч заключённых строили участки БАМа от Тайшета до Братска и далее до Усть-Кута. В Вихоревском лагпункте № 7 содержалось более 17 тысяч заключённых, осуждённых по политической 58-й статье. Десятки лет прошли с тех пор, но появление этого мемориала в нашем городе, где проживает много потомков политзаключённых, ещё раз показало: нет, мы не иваны, не помнящие родства. Так же как гордая история Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, горькая история ГУЛАГа живёт в народной памяти и объединяет людей разных поколений.
Когда инициативная группа начала работу по сбору материалов об Озерлаге и поиски имён узников, после освобождения оставшихся жить в нашем городе, к нам потянулись люди. Все хотели хоть чем-то помочь. Валентине Андреевне Лукьянченко хотелось бы приходить к памятной стеле с именем её мужа Владимира Павловича, одиннадцать лет отсидевшего в лагере. Предприниматель Николай Георгиевич Лейман хотел увековечить память своего тренера Василия Сергеевича Пасечникова и стал одним из самых активных создателей мемориала. У Стефаниды Ивановны Меределиной лагерные испытания прошли отец и муж. Включившись в работу инициативной группы, она начала писать письма в разные города и за границу родственникам и знакомым и стала нашим казначеем. Всего было собрано более 100 тысяч рублей добровольных взносов. А сколько всего память о жертвах Озерлага собрала вокруг нас людей, от школьников до ветеранов, и не сосчитать.
Особую благодарность хотелось бы высказать разработчику проекта памятника Николаю Николаевичу Никитину и его помощнику выпускнику ИрГУПСа Андрею Пичужину, сотрудникам и рабочим мостоотряда № 106, ООО «Байкал», локомотивного ремонтного депо, путевой машинной станции, Вихоревского лесхоза, городских коммунальных служб, а также нашим помощникам из Алзамая и Тайшета. Все они помогали добровольно и без всякой оплаты. Спасибо и администрации города и депутатам. Они поддержали во всём патриотический порыв своих сограждан.
Памятник, который, по замыслу авторов, представляет из себя фрагмент железнодорожного полотна, огороженного бетонными плитами, и чёрный крест, отлитый из старых рельсов БАМа, ещё окончательно не завершён. Не установлена ещё и Стена памяти с фамилиями узников Озерлага. А совет ветеранов и инициативная группа продолжают работу по сбору материалов для книги памяти о них. Это наш гражданский долг.