издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Достучаться до сердец

Финалист конкурса «Учитель года» Галина Белобородова считает главным качеством педагога неравнодушие к детям

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР

Передавая своё чадо на полдня, а то и на весь рабочий день в руки школьных учителей, родители по умолчанию передают им свои права и обязанности – по сохранению души и тела ребёнка, по наполнению его ума и сердца знаниями. И власть награждать и наказывать.

Галина Белобородова, учитель химии и  заместитель директора по научно-методической работе православной женской гимназии имени Рождества Пресвятой Богородицы, старается этими полномочиями пользоваться разумно, во благо вверенных душ, помня, что ответственность она несёт не только перед родителями, но и перед Богом. И не забывает про свои обещания, данные при трудоустройстве 10 лет назад совету попечителей. В него входят люди уважаемые: архиепископ Ангарский и Иркутский Вадим, Валентин Распутин. Валентин Григорьевич тогда задавал ей много вопросов, спрашивал, чему она хочет научить детей, – очень хотел, чтобы в гимназию пришли трудиться люди достойные. 

Говорят, учитель воспитывает не столько словами, сколько своими поступками, вкусами и привычками. Каков внутренний мир учителя, о чём он думает, к чему стремится, чего опасается? Об этом наш разговор с Галиной Белобородовой.

Самый интересный предмет

«Самый интересный предмет на свете – это химия, – утверждает Галина Белобородова, – и чем больше я преподаю, тем больше убеждаюсь в этом». Знакомство с химией в школе начинается с лабораторного оборудования, а это пробирочки, колбочки и прочая утварь, которая вызывает у гимназисток живой интерес. На этом интересе Галина Николаевна и выстраивает дальнейшее преподавание предмета. «Дети ведь любознательны по своей природе, им присущи склонность к исследованиям, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Я работаю со старшеклассниками, а с ними можно проводить интересные исследовательские работы, более глубокие. Некоторыми такими  работами я просто горжусь». Одна из них, посвящённая исследованию личности Менделеева с точки зрения гениальности, вошла в число победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ им. Д. Менделеева.

«Химия – это эксперимент», – так Галина Николаевна определяет суть предмета. И сожалеет, что сейчас в школе возможности экспериментировать становятся скромнее: запрещаются одни реактивы, вторые, третьи. А сожалеет потому, что именно эксперименты позволяют развить у детей исследовательскую жилку. Вот и приходится «крутиться», придумывать что-то нестандартное, чтобы пытливому ребячьему уму было поле деятельности на занятиях. Работая по своим авторским программам, Белобородова проводит нетрадиционные уроки: «Патент на открытие», «Урок изобретательства», урок-экспертизу… И постоянно придумывает новые интегрированные, межпредметные проекты, например, веб-сайт «Химия и пища» разрабатывался совместно с учителями информатики и биологии. «У нас ежегодно проходит неделя естествознания – это море всего занимательного. Девчонкам нравятся яркие визуальные опыты, поэтому мы с помощью реактивов готовим «спецэффекты»: устраиваем извержение «вулканов», «пожары» с клубами дыма без огня, делаем платки несгораемыми, изменяем цвета жидкостей».

Ребёнок – это не деталь 

Называя главным качеством педагога неравнодушие к детям, Галина Белобородова считает, что независимо от размера зарплаты человек, наделённый даром учительства, всё равно будет служить детям: так было во все времена.  Убеждённая в том, что нынешнее образование и держится на тех учителях, которые считают свою работу призванием, Галина Николаевна говорит: «Ребёнок – это же не деталь какая-нибудь, которую пришёл, на станке обточил и готово: платите». Рассказывает, что, работая над проектом «Развитие потенциала педагогов» на окружном этапе смотра-конкурса «Учитель года – 2011», в котором она, кстати, вошла в число финалистов, натолкнулась на высказывание Чехова о том, что учителю нужно платить достаточно средств, чтобы он занимался своей работой, не думая о том, чем накормить своих детей. Ситуация с оплатой труда учительства, которая была актуальной в 19 веке, не меняется… 

Любой педагог скажет, что недостаточно работать только с детьми, нужно уделять время и родителям. Причём с ними порой гораздо сложнее. Если родители не принимают правила, которые есть в гимназии, дома ведут себя иначе, для личности ребёнка это сильное потрясение. «Предположим, гимназистка ходит в храм, исповедуется, соблюдает пост, а приходит домой и видит, что родители этого не делают. Если девочка постарше, она может самостоятельно справиться с проблемой, а вот малыши оказываются в сложном положении и сильно переживают. Проблема двойных стандартов, когда учителя и родители говорят одно, а делают другое, очень серьёзная и касается всех, это проблема общая». Только вот, полагаю, девчонкам из православной гимназии, в отличие от детишек, обучающихся в обычных школах, всё-таки легче: у них есть духовники, которые принимают участие в их духовной жизни, помогают им решать жизненные дилеммы. А если вопросы нелёгкие, батюшка может поговорить и с родителями. 

Какой будет женщина, такой будет Россия

Как нам вернуть то человеческое доверие, те отношения между людьми, когда ребятишкам оставляли в дверях записку, что ключ от дома под ковриком? Сейчас в жизни людей многое изменилось, а что-то даже перевернулось. И что говорить о  молодёжи, если даже многие взрослые не понимают, как жить. Галина Николаевна считает, что в нашем мире не всё потеряно: «Не надо отговариваться, что на всё воля Божья, потому как человеку дана свобода выбора. Каждый из нас ежедневно может принимать то или иное решение. И если бы каждый направил свою волю в положительное русло, возможно, мир изменился бы к лучшему. Покуда у нас есть вера, будет Россия держаться. Как в природе дерево живёт, растёт, развивается, так и человеческое общество… Наши корни – они остались, а кривые и уродливые ветки израстут…».

Белобородова вспоминает, что, почитав работы русского философа Розанова, была поражена его высказываниями о женщинах. Он писал, что какой будет русская женщина, такой и станет Россия. «Я не разделяю мнение, что женщина должна самореализоваться, сделать карьеру. На мой взгляд, главная реализация женщины – в семье и детях. Но образование у неё должно быть очень серьёзным, чтобы она потом могла чему-то доброму научить  своих детей и воспитать их. Женщина может повлиять и на мужчину, который рядом с ней. Я думаю, что женщины сами отчасти виноваты в том, что мужчины становятся недееспособными, что кто-то из них предпочитает лежать на диване. Ведь они  сами взяли на себя те функции, которые им не свойственны. Женщина решила стать лидером, и мужчины дают ей такую возможность. До какого-то момента всех это устраивает, а потом начинаются проблемы. Гоголь в одной из своих повестей писал, что женщина, отвратительно присвоив себе ухватки и наглости мужчины,  перестаёт быть прекрасным и так отличным от мужчин существом. Может быть, если вернуть нашим мужчинам беззаконно присвоенное, они изменятся?» 

Опыт гимназии по раздельному воспитанию показывает, что сформированные в православном мировоззрении девушки успешны в жизни. Многие из них становятся лидерами в тех учебных учреждениях, где продолжают обучение, занимаются общественно полезной работой, они прекрасные матери. «Мы не ограждаем их от внешнего мира, да и в плане образования у них кругозор всё-таки шире, – говорит о своих подопечных Галина Николаевна. – Например, на биологии девочки, изучая происхождение человека, узнают не только теорию Дарвина, но и креационную теорию. Им даются две точки зрения: можно придерживаться мнения, что ты произошёл по воле и замыслу Творца, или согласиться, что твои родственники – обезьяны. Да и при изучении истории и литературы, кроме основ, что заложены в государственных образовательных стандартах, мы даём более обширные и глубокие знания». 

Труд и ещё раз труд

Инна Васильевна Маковская, учитель русского языка и литературы, говорит, что, если оценивать Белобородову с той точки зрения, что педагог прежде всего воспитывает своим примером, можно отметить такие главные достоинства коллеги: «Громадное трудолюбие. Галина Николаевна – человек, который работает всегда, как бы она ни устала, какие бы проблемы ни одолевали её. За счёт этого трудолюбия она сильно выросла, во всех смыслах. Глядя не неё, и дети и коллеги стараются приучать себя к постоянному труду. И работа над собой. Она никогда не стоит на месте, всё время чему-то учится, постоянно повышает свой профессиональный и интеллектуальный уровень. И эти два качества – основополагающие. А если говорить о ней как о человеке, она очень внимательна и бережна к другим людям. И с коллегами всегда выдержанна, и с детьми. За 10 лет, что мы работаем вместе, не вспомню, чтобы она не то что кричала на кого-то, а даже как-то выразила своё недовольство. Предельная корректность и человеческое тепло. Человек, всегда готовый оказать помощь страждущим». 

Недавно Галина Николаевна, защитив в БГУЭП магистерскую диссертацию «Развитие социального партнёрства в сфере образования», поступила в аспирантуру. Ирина Васильевна Маршалко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, говорит, что вся воспитательная работа и связь с внешним миром: музеями, детскими домами, епархией – лежит на этой удивительной женщине. На протяжении восьми лет она занята подготовкой Пасхального фестиваля, который теперь стал областным праздником. Организует сотрудничество с детскими домами, интернатами, вовлекая в эту работу детей, родителей и педагогов. За свои неустанные труды награждена многочисленными грамотами и благодарностями Министерства образования. Есть и благодарность от полномочного представителя президента в СФО, грамота от архиепископа Ангарского и Иркутского.

«Помню своё детство, школу, друзей. Это было такое интересное время! Круговорот дел, затей… Мы были очень дружными и до сих пор поддерживаем отношения – общаемся на «Одноклассниках» (Галина Белобородова родом из Казахстана). Я была членом пионерской организации и председателем совета дружины, а позже, когда вступила в ВЛКСМ, возглавляла комитет комсомола.  Мне кажется, мы тогда были более самостоятельными, не ждали, чтобы нас взрослые подталкивали, что-то подсказывали. Мы были смелее, чем нынешнее поколение, брали на себя ответственность, например в подготовке общешкольных мероприятий. Могли всем классом отправиться на полевые работы, чтобы самостоятельно заработать деньги на поездку. Так мы побывали в Москве, Ленинграде, Севастополе. Конечно, взрослые добавляли денег, но идея и её воплощение были за нами. Я была спортсменкой, занималась лёгкой атлетикой, играла в волейбол и баскетбол. А спортивная закалка в жизни здорово помогает: учит ставить цели и достигать их. Но главное, качественно выполнять то, что поручено, – это залог успеха. Со временем такой подход даст свои результаты». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры