Вид на ЖКХ из единого окна
Единый информационный центр в сфере ЖКХ работает в Иркутске с 2010 года. С этой структурой, которая объединяет аварийно-диспетчерские службы и расчётно-кассовые центры разных управляющих компаний, уже сотрудничают четыре крупнейшие УК города. Об этом стало известно на выездном совещании по вопросам реформирования системы ЖКХ, которое прошло с участием представителей Законодательного Собрания, правительства области и специалистов в сфере управления жилфондом. Идея унифицировать и объединить работу управляющих компаний с населением настолько понравилась представителям региональных властей, что они задумались над тем, как распространить её на всю область.
Единая диспетчерская служба была создана ООО «Иркутская процессинговая компания» ещё в 2008 году, рассказал её руководитель Виталий Пыленок. Для этого была разработана специальная программная платформа, которая позволяет вести базы данных по коммунальным услугам, платежам, количеству проживающих и так далее, обрабатывать информацию по плановым или аварийным заявкам потребителей в управляющие компании и многое другое. В настоящее время к информационной системе подключились уже четыре крупнейших управляющих компании Иркутска: Северное, Западное и Южное управления коммунальными системами, а также УК «Сибирская». Таким образом, база данных единой диспетчерской службы содержит информацию о 130 тыс. квартир и уже может обслуживать примерно 75% жилого фонда города.
Отличие расчётно-кассовых центров компании (открыто 11 офисов) от других систем, связанных с коммунальной сферой, в том, что потребители могут не только оплатить коммунальные услуги, но и получить всю информацию по платежам, социальным льготам, а также обслуживание специалистов паспортного стола, юридическую консультацию по приватизации жилья, оформлению земельного участка не по месту жительства, а в той части города, где это удобно.
Важной особенностью новой системы представитель компании назвал единый контакт-центр. Клиентам управляющих компаний, которые присоединятся к системе, не нужно будет запоминать различные номера телефонов аварийной службы и домоуправления. Позвонив по общему бесплатному номеру (шестизначному городскому, короткому номеру для абонентов БВК или номеру в федеральном формате 8-800) в контакт-центр, можно будет вызвать специалистов для планового или срочного ремонта. При этом, пояснил исполнительный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, потребители не понесут никаких дополнительных расходов, это забота управляющих компаний. Они в свою очередь оптимизируют собственную структуру, выводя аварийно-диспетчерские функции из своего состава, и таким образом экономят на содержании персонала, говорят идеологи создания информационной системы. За счёт этой экономии управляющие компании смогут оплачивать услуги Иркутской процессинговой компании. Пока развитие контактного центра, который уже работает, тормозит нехватка персонала, говорит Пыленок, в пиковые часы людей не хватает.
Программное обеспечение позволяет связать информационную систему и с интерактивным интернет-порталом «Реформа ЖКХ Приангарья». В феврале на сайте будет также размещена система электронных платежей, пообещал Пыленок, а отчёты управляющих компаний за прошлый год будут опубликованы сразу после их утверждения.
Общую сумму инвестиций в разработку информационной системы Виталий Пыленок назвать затруднился, пояснив, что работа шла в несколько этапов. По словам Михаила Дамешека, часть финансирования была предоставлена «Содружеством ЖКХ», часть – управляющими компаниями, которые заинтересовались этой системой, прежде чем разрабатывать программный продукт, с ними была достигнута предварительная договорённость.
Участники совещания живо отреагировали на презентацию. По мнению заместителя председателя Законодательного Собрания Иркутской области, куратора пилотного проекта «Управдом» Геннадия Истомина, положительный опыт работы единой диспетчерской службы можно распространить по всем муниципалитетам Иркутской области. Заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Хиценко, близко знакомый с коммунальным хозяйством Иркутска ещё по работе в мэрии, под-
черкнул, что необходимо сделать работу управляющих компаний более прозрачной и понятной для населения. Размещение информации о деятельности УК для открытого доступа в Интернете может этому способствовать.